Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Музыка в формировании личности "»
Музыка в формировании личности
Кто музыку не носит сам в себе,
Кто с детства глух гармонии прекрасной,
Тот может стать обманщиком, глупцом.
Такого человека – остерегись
У. Шекспир
Мировой финансово-экономический кризис, захватывает и область образования и воспитания, в том числе и художественного. В силу развернувшихся социальных процессов началось разрушение традиционных форм досуговой культуры. Образующийся вакуум зачастую становится пространством стагнации и деградации личности. Мы забываем, что положительные эмоции, увлечение любимым делом, интересный досуг являются основой формирования и развития личности. А наиболее значимым профилактическим средством особенно в детском возрасте является искусство.
Искусство – важнейшее средство приобщения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Естественно и ненавязчиво, вводя ребѐнка в контекст культуры человеческих отношений, оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека. Искусство дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию, способствует его социализации и более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни. Фактически искусство – наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера. Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности.
Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу ее эмоционально-чувственного воздействия Г.П. Шевченко подчеркивает, что «специфичность эстетического, в том числе музыкального воспитания в том, что оно формирует у школьников понимание красоты, утонченность, обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такое проявление эстетического начала как художественное видение, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтезация разрозненных представлений и т.п. имеет важное значение и носит универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, нравственное развитие личности».