kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы композиционного решения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическа разработка содержит информацию о методах композиционного решения в изобразительной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы композиционного решения"»

Мунициальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




«Методы композиционного решения»







Автор-составитель:

Глухова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования






















Воронеж, 2019

Методическая разработка

«МЕТОДЫ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ»


Содержание.

1. Введение

2.Основные теоретические сведения

3. Приемы композиции

4. О восприятии объектов изображения

5. Ритм

6. Сложно-композиционный центр

7. Симметрия

8.Этапы композиционного построения

9. Заключительная часть


Введение

Данное методическое рекомендация ставит перед собой следующую цель: поделиться с коллегами накопленным опытом и личной методикой для качественного усвоения детьми темы «Композиция»

1. Основные теоретические сведения

С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?

Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливается впечатления. Среди многообразных явлений действительности, его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, которое он пытается осмыслить и рассказать о нем изобразительными средствами. Более целенаправленной становится его наблюдательность, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определенных идейных позиций. Примерно так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Затем содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.

Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует композиционных основ (иначе наблюдаемый материал останется нереализованным в художественной форме). В результате складывается замысел художника- более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.

В замысле обычно заложены основы художественного образа, его новизна и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новые сюжеты. Это новое явление может заинтересовать многих художников и, если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.

Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредотачивается плановое в содержании картины.

Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.

Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании «картона».

Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе создания дополнительного материала уточняется сюжет и это оказывает существенную помощь в период создания картины. Надежным помощниками художника на этой стадии становятся исторические сведения, предметы бытия, документы, военное оружие и снаряжения, памятники архитектуры, зафиксированные при необходимости в этюдах, набросках, зарисовках. Все это предварительная работа, пройдя через контрольный пункт идейно-творческого замысла, позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.

Далее наступает время для разработки «картона», то есть рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются все элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с «картона» переносится на холст, бумагу и т. д.

Работая над картиной, живописцу приходится решать целый ряд сложных задач, к примеру, придать локальным цветом (предметной окраске) колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетание, словом, лепить светом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания, не забывая о силе воздействия законов композиции, на процесс формирования художественного образа средствами живописи.

В создании композиции большую роль играет подсобные материалы, собранные и проработанные порой недостаточно целенаправленно, теперь на завершающем этапе, вдруг выясняется, что в этом багаже различных сведений не хватает каких-то важных элементов для цельного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.

Разбитость, дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельны= частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины, как целостного организма. Поэтому, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно -композиционного центра, его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчиненном, проверить нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.


2. Приемы композиции


Композиционный прием использования горизонтальных направлений дает возможность показать состояние относительного покоя и тишины, например, полотно В.М. Васнецов «После Игорева побоища» построено в горизонтальном формате, что соответствует направление плоскости земли, как поля брани с убитыми войнами.

Использование параллельных, вертикальных направлений подчеркивае состояние парадности, величия, приподнятости.

В пейзаже избегайте схождения линий в центре рисунка.

Помните, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым его краям.

Старайтесь не размещать основной объект прямо в центре рисунка.

Старайтесь, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на 2-е равные части.

По мере возможности не пилите рисунок на 2-е равные части, контрастирующие друг с другом (белое, черное, насыщенное, ненасыщенное).

Оставьте немного свободного места вокруг объекта.

Избегайте деления картины на 2-е части по принципу строгой симметрии.

Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов.


3. О восприятии объектов изображения


Изображенные предметы целесообразно размещать так, чтобы они легко и ясно воспринимались зрителем, даже в том случае, если они частично закрыты другими. Предметы совпадали своими силуэтами или сливались, т. к. одни из них будут воспринимать, как продолжение других, отсюда возникает путаница и становится неясным, каким из соприкасающихся фигур принадлежит рука, нога и т. д. В рисунках Леонардо да Винчи к «Битве при Ангиари» представляющем собой сложную многофигурную. Композицию, в которой изображаются люди и лошади в сильных динамических движениях и ракурсах, фигуры загораживают друг друга и переплетаются между собой.


4. Ритм


Ритм в жизни в искусстве, одно из замечательных явлений, он проявляет свои характерные признаки через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.

Ритм- это не только организующее начало. В композиции, но эстетическое именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, неотделимые от художественности. Ритм выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного изделия, даже на далеком расстоянии при угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величия или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только придерживаясь этого положения, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.

Чередование элементов в композиции побуждает зрителя думать, воспринимать сюжет в его развитии. Это свойство ритм определяет его связь с композиционным законом типизации, который требует художника проникать в движении внутреннее и не ограничиваться показом движения внешнего.

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. И в странах древнего востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма, в древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.


5. Сюжетно-композиционный центр


Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании и сюжет. Центр выделяется объемом, освещенностью и другими средствами, действующими в соответствии с основными законами композиции. Композиционный центр должен в первую очередь привлекает внимание зрителя. Конечно, в сюжете, в пластическом мотиве не все одинаково важно, и второстепенные части, детали должны быть строго взаимосвязаны, подчинены главному, образуя вместе с ним единое целое- произведение искусства.

Центр композиции включает сюжетную связку с главными действующими лицами и аксессуарами. Построение всего произведения со всеми его частями ведется во имя выявления идейного содержания с опорой на действие закона цельности. Выделение главного в композиции связанно с особенностью зрительного восприятия человека, фиксирующего своё внимание, прежде всего, на сильно действующем раздражителе, это могут быть движение, световые эффекты или резкое изменение условий освещенности, контрастов, тоновые и цветовые, контрасты величин, форма и т. д. Так зрительно воспринимает предметный мир любой человек, в том числе и художник. Отсюда исходит характер чувственно-образного мышления художника, обязанного учитывать особенность восприятия картины зрителем.

В композиции очень редко идейная завязка берется в буквальном геометрическом центре. Такое геометрическое равновесие по центру идет в разрез с впечатлением, даваемыми непосредственным восприятием жизни. Центр композиции может немного переместиться в сторону, но вместе, чтобы отдать остальное пространство холста ненужному материалу или пустоту, ничем не оправданному пространству. Здесь нужно иметь в виду законы равновесия, ощущение заполненности холста (формата работы) композицией. Наиболее ценной является та композиция, от которой нельзя ничего отнять и к которым нельзя ничего прибавить. Важное значение для выявления смыслового центра имеет соотношение размера предметов, входящих в произведения, неудачной окажется та композиция, в которой объекты центра будут или слишком маленькими, или наоборот, слишком большими по отношению к остальным частям и к размеру картинной плоскости.


6. Симметрия


Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном, в частности, берет свое начало в сфере реальной действительности. Одинаковость левой и правой половины дает понятие равновесия, что наблюдается и в природе, и в различных видах искусства. Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массе , по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти всегда имеет ярко выраженный центр. Как привило, он совпадает с геометрическим центром, картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие.

Устойчивые композиции вызывают у зрителя впечатление уверенности, боевой тотальности богатырей- защитников земли русской. Мало того , в «богатырях» передано состояние напряженного покоя на грани перехода в действие. А это знания, что и симметрия таит в себе зародыш динамического движения во времени и пространстве.


7. Этапы композиционного построения


Давайте выполним упражнение, которое впоследствии помогут нам выполнить любую композицию.

1. Выбор темы композиции «Праздник»

2. Теперь нужно задать себе вопросы.

-Какие праздники мы знаем?

-Какие ассоциации вызывают (День рождения, Масленица, Рождество, День Нептуна и д.р.)

Наверняка, у каждого из вас возникли идеи и вы уже выбрали , какой из праздников вы будете изображать. Но нельзя забывать о том, что грамотную композицию невозможно решить без знания элементарных основ композиции.

3. Мы решили изобразить старинное гуляние. Выполните несколько набросков, а затем закомпонуйте в листе, так чтобы это было ритмически правильно.

4. Далее нужно продумать фон, на котором будут изображены наши персонажи. Фон в виде старого, деревянного дома, подойдет к нашей композиции. Для этого нужно сделать наброски старых домов, и отдельных элементов дома, которые могут нам пригодиться в работе.

5. Следующим нашим шагом будет выбор времени года, суток, состояния природы. Следует воспользоваться этюдами.

6. Последним нашим шагом будет соединение всего материала в единую композицию.


8. Заключительная часть


Данная методическая рекомендация является актуальной, т. к. педагог используя свой накопленный опыт работы с детьми предлагает наиболее рациональный вариант работы над композицией, его этапами. Также акцентируется внимание на тщательности в подборе сюжетно-композиционного центр, фона и предварительной проработке вариантов эскизов.



Список используемой литературы


1. Костерин Н.П. Учебное рисование. М. Просвещение, 1994.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М. Просвещение. 1995.

3. Художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Гл. Ред. В.М. Полевой. М. Сов. Энциклопедия , 1996 г.

4 . Волков И.П. Учим творчеству. М.1992.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Методы композиционного решения"

Автор: Глухова Светлана Александровна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Волшебная лента "
    ["seo_title"] => string(19) "volshiebnaia-lienta"
    ["file_id"] => string(6) "167747"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423135761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "«Изображение предметного мира - натюрморт»."
    ["seo_title"] => string(42) "izobrazhieniiepriedmietnoghomiranatiurmort"
    ["file_id"] => string(6) "311674"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459245236"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "«Изображение предметного мира - натюрморт»."
    ["seo_title"] => string(43) "izobrazhieniiepriedmietnoghomiranatiurmort1"
    ["file_id"] => string(6) "311675"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459245243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-Конспект урока на тему: Рисование выбранного сюжета. Твоя книжка. Сказка «Колобок»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_risovanie_vybrannogo_siuzheta_tvoia_knizhka_skazka_k"
    ["file_id"] => string(6) "645858"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1708246528"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План - конспект урока ИЗО по теме:  "Статичность и динамика в композиции" "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-konspiekt-uroka-izo-po-tiemie-statichnost-i-dinamika-v-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "126038"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415109285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства