kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Народное творчество - основа художественной культуры нации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное творчество необходимо использовать для того, чтобы заложить в душе ребенка основу художественной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Народное творчество - основа художественной культуры нации»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8






Методическая разработка


«Народное творчество - основа


художественной культуры нации»













подготовила преподаватель

народных инструментов

Гончарова С.М.





Ульяновск 2020г.




Народная музыка неразрывно связана с жизнью народа. Она является неотъемлемой частью народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями. Народная музыка выполняет задачи нравственного и эстетического воспитания, способствует развитию толерантности и патриотизма. В наше время актуальна проблема поиска путей активизации интереса к народной музыке. В музыкальной педагогике имеются специальные методы, способствующие формированию интереса к народной музыке.

Народное творчество необходимо использовать для того, чтобы заложить в душе ребенка основу художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие образцы: ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Эстетическое воспитание детей в современной многонациональной школе позволяет формировать интерес к народным традициям, этот возрастной период отличается обостренным восприятием, эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, поэтому наиболее плодотворен для формировании интереса к фольклору на уроках и внеурочной деятельности. Изучение фольклора является важным инструментом осознания обучающимися себя как личности в пространстве культуры, народного творчества, духовных ценностей, обладает огромным воспитательным потенциалом.

В становлении системы детского музыкального воспитания и образования огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Известный музыкант и педагог С.Миропольский отмечал художественный элемент народной песни и его благотворное влияние на детские души. По мнению З. Кодаи, основой музыкальной культуры нации и, следовательно, музыкального воспитания в школе призвана быть народная музыка. В фольклоре более ясно отражаются высокие эстетические и этические ценности, национальное своеобразие. Приобщение к профессиональной композиторской музыке через познание народной музыки дает детям возможность увидеть их взаимосвязь, углубить знания о музыкальных явлениях

Также при помощи народной музыки происходит воспитание толерантной личности, так как музыка наиболее доступный, сильнодействующий вид искусства. Фольклорное наследие любого народа – это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. Само обращение к народной музыке имеет огромное воспитательное значение. Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства патриотизма. Кроме того, исполнение народных песен – это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты.

В наше время учащиеся больше увлечены «легкой» музыкой и у них нет особого желания приобщаться к лучшим образцам народной и классической музыки, поэтому с особой остротой ставится проблема интереса, увлеченности. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено, прежде всего, на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к народной музыке. Психологической наукой сформулированы различные уровни развития интересов учащихся: любопытство, любознательность, теоретический и познавательный интересы.

Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения уже как определенный показатель уровня его результатов. Эта стадия характеризуется стремлением учащегося самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре и.т.д. Тогда же возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке. Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к новым закономерностям музыкального искусства: музыкальному многоголосию, исполнительским средствам выразительности.

Высшая ступень развития познавательных интересов в области музыки связана с развитием музыкальных чувств, потребностей, интересов, и заключается в стремлении использовать имеющиеся знания и умений на практике в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музыцировании, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах. А в конечном итоге – в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

Стадии развития познавательного интереса существуют не изолированно, они могут сосуществовать в едином акте познания и художественного усвоения музыкального произведения. По уровню осознанности и действенности принято различать следующие виды познавательных интересов:

- занимательность – наиболее низкий уровень осознанности и действенности. Он возникает на основе яркости впечатления от новизны предмета. Яркая эстрадная пьеса, шуточная песня, части из «Детской симфонии» И.Гайдна с элементарными музыкальными инструментами могут стать занимательными для младшего школьника. Интерес, основанный на явлении занимательности, почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако этот вид интереса может широко использоваться в начальный период музыкального обучения и развития, а также время от времени и на последующих этапах работы. Занимательность ведет к активному настрою, помогает осваивать трудоемкие виды деятельности на уроке: разучивание хорового произведения, разбор музыки, изучение специальной терминологии и т.д.

- интерес обобщенный - широкий, неконцентрированный, проявляющийся к предмету в целом, затем может стать основой формирования глубокого, индивидуального интереса. Такой интерес является следствием определенного уровня развития индивидуального художественного вкуса, музыкально-эстетических потребностей и чувств. Познавательные интересы играют важнейшую роль в становлении направленности личности учащегося, и именно в этом возрасте следует обращать особое внимание на проблему формирования у учащихся интереса к музыкальным занятиям.

Музыкальный интерес может реализоваться в пассивном (случайное, нецелеустремленное слушание), полуактивном («аналитическое» слушание, предваряемое отбором материала и подготовкой) или же активном (исполнительство, сочинение) способах поведения. Наибольшая степень творческой инициативы присуща двум последним способам выявления музыкального интереса.

Основой воспитания у учащихся музыкального интереса являются художественно ценные произведения. Чем ярче и выразительнее музыкальное произведение, тем сильнее его воздействие на ребенка. Важно, чтобы интонационный опыт ребенка обогащался на основе музыки разных эпох и стилей. Поэтому можно наметить три составляющих музыкального репертуара для детей:

– произведения мировой музыкальной классики (как отечественной, так и зарубежной, как современной, так и прошлых веков);

– произведения духовной музыки;

– произведения народной музыки (фольклор, воплотивший народную мудрость, обычаи, традиции).

Народная музыка – доступна и близка обучающимся, начиная с самых ранних возрастных этапов. Учитывая большое разнообразие локальных фольклорных традиций, многожанровость народной музыки, можно, тем не менее, выделить ее общие свойства, использование которых развивает все виды интереса, закрепляет в сознании учащихся отношение к художественной деятельности как интересной и творческой. К таким свойствам относятся:

– вариантная природа народной музыки;

– импровизационность и творческий характер ее исполнения;

–использование разнообразных средств коллективного музыцирования;

–наличие определенного фольклорного материала, адресованного детям - понятного, занимательного и доступного для исполнения.

Существуют две основные группы методов, которые способствуют пробуждению интереса к народной музыке.

Первая группа методов направлена на углубление восприятия национальной специфики музыки (это такие методы, как метод «погружения» в интонационно-образный строй, метод интонационно-стилевого анализа и метод междухудожественных ассоциаций).

Вторая группа методов способствует освоению процессов взаимодействия «диалога» в творчестве композиторов разных национальных стилей.

Метод погружения в интонационный строй – позволяет детям оценить особенности художественного восприятия мира конкретным народом, характерные «слова-речения» музыкального языка какого-то определенного народа.

Погружение в интонационный строй музыки на начальном этапе музыкального образования непрерывно связан с методом интонационно-стилевого анализа, который направлен на поиск и определение специфики элементов музыкального языка, характерных для того или иного национального стиля. Подвести школьников к выводу о существовании внутренних связей между разными видами искусства позволяет метод междухудожественных ассоциаций. Так через сопоставление мелодии, танца и языка, учащиеся, выявляя общие черты народной символики, ощущают целостность своей национальной культуры.


Список использованной литературы


1. Асафьев Б. О народной музыке/ Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.-248 с.

2. Болдова И. Я – народ – человечество: воспитание на традициях народной культуры//Искусство в школе №1, 2010 с.49-51.

3. Жаманкулова М. Формирование у детей национального образа мышления и культуры//В мире музыки №5, 2007 с.9-11.

4. Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. – Алматы: «Дайк – Пресс», 2007. – 520 с.

5. Надолинская Т.В. Интегрированный урок музыки//Педагогика №8, 2007 с.78-82.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Народное творчество - основа художественной культуры нации»

Автор: Гончарова Светлана Михайловна

Дата: 11.12.2020

Номер свидетельства: 566602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Календарно-тематическое планирование по изо3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoizo3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416286"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства