Художественно - педагогические технологии на уроках искусства
Художественно - педагогические технологии на уроках искусства
В работе рассматривается понятие "художественно-педагогические технологии", их содержание, структура, классификация, основные особенности и критерии, а также представлены рекомендации и приведены примеры использования технологий в процессе обученияю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественно - педагогические технологии на уроках искусства»
ХУДОЖЕСТВЕННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Аннотация
В работе рассматривается понятие «художественно-педагогические технологии», их содержание, структура, классификация, основные особенности и критерии, а также представлены рекомендации и приведены примеры использования художественно-педагогических технологий в процессе обучения. Показано, что структура любой художественно-педагогической технологии состоит из целевого, смыслового компонентов, а также процессуального (технологический процесс) и рефлексивно-оценочного (диагностика учебного процесса). Достигнуть значительных успехов в обучении возможно, лишь в совершенстве осуществляя педагогическое руководство и используя в учебном процессе художественно-педагогические технологии. В работе рассматривается использование новых инновационных педагогических технологий при обучении учащихся на уроках искусства, что максимально способствует активизации учебно-познавательной деятельности и творческому развитию учащихся на уроках.
Введение Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Возникла необходимость широко использовать современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Актуальность художественно-педагогических технологийдля современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Основная часть
Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.
Фактически педагогическая технология внедряет системный метод сознания с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия.
Термин «педагогические технологии» зародился тридцать лет назад в американской педагогике. В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трëх уровнях (Селевко Г.К.):
общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;
частнометодический (предметный) уровень – это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
локальный (модульный) уровень – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований. Количество современных педагогических технологий достаточно велико – около 100.
Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления развития образования, зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии.
В настоящее время в образовательный процесс прочно вошло понятие педагогической технологии.
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь русского языка).
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Современная технология обучения представляет собой упорядоченную деятельность педагога, предусматривающую ответные действия учащихся. Основная функция педагогических технологий – реализация образователь-ных целей учебного процесса и развитие личности. Отсюда вытекает принцип целостности технологии, предусматривающий закономерности развития техно-логической системы: инвариантность ее структуры и при гармоничном взаимо-действии всех ее составных элементов. Второй принцип технологии – вариативно- личностная организация обучения, т.е. ее адаптивность к личностным, индиви-дуальным особенностям учащихся. (К сожалению, данный принцип недостаточно ярко представлен ни в традиционной ни в других технологиях обучения).
Педагогические технологии.
содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько)
описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков)
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)
системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин)
Признаки педагогической технологии:
диагностическое целеобразование
результативность
экономичность
алгоритмируемость
проектируемость
целостность
управляемость
корректируемость
визуализация
Педагогическая технология имеет структуру и определенные качества. В ее основе можно выделить следующие компоненты:
- концептуальную основу;
- содержательную часть (цели, содержание уч. материала); - процессуальную часть (методы и формы взаимодействия учителя и
учеников, диагностика уч. процесса).
Педагогическая технология должна обладать следующими качествами:
концептуальность; - системность (комплесность или взаимосвязь всех компонентов пед. процесса);
управляемость (планирование, диагностика и коррекция);
эффективность (гарантированны положительные результаты );
воспроизводимость (применение в разных уч. заведениях и другими учителями).
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:
догматические, репродуктивные
объяснительно-иллюстративные
программированного обучения
проблемного обучения
развивающего обучения
саморазвивающего обучения
диалогические
коммуникативные
игровые
творческие и др.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
массовая (традиционная) школьная технология
технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.)
технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.)
различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика)
технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
В настоящее время существует несколько классификаций педагогических
технологий, которые определяются по одному из ведущих признаков или уровням.
Так, например, педагогические технологии различают:
По уровню применения:
общепедагогические,
частнопредметные (отраслевые),
локальные (узкометодические).
По ведущему фактору психического развития:
биогенные; - социогенные;
психогенные; - идеалистические.
По организационным формам:
- классно- урочные; - клубные; - коллективные;
групповые – индивидуальные; - дифференцированные.
По типу управления познавательной деят-ю:
- классическое (лекционн.); - традиционное; - с помощью ТСО;
- по книге; - система «консультант»; - система малых групп;
программированное обучение; - игровые; - информационные и др.
Нам, педагогам, необходимо применять такие технологии, которые создавали бы особые условия для тактичной передачи учителем эстетических отношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе обучения и воспитания, таких как: предметные технологии, модульные или локальные, конкретно-личностные, монотехнологии, политехнологии (синкретичные), гибкие технологии и т.д. (Г.К. Селевко).
Художественное развитие школьников посредством современных педагогических технологий
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Влияние искусства на становление и развитие личности человека очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, – значит, он состоялся как человек.
Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни и служит одной из основ духовного развития личности.
Чувство радости, желание заниматься искусством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. Важным показателем служит также умение и желание участвовать в общем деле. В формировании современного типа мышления и сохранении здоровья детей важную роль играет не какой-либо один вид искусства, а активное взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности.
Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: 1 – учиться; 2 - знать; 3 - познавать; 4 - делать; 5 - жить; 6 - быть Человеком.
Педагогическая технология – совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный УСПЕХ педагогического воздействия. Многим детям не хватает уверенности в себе; существует боязнь ошибиться, неправильно ответить; школьники бояться быть непонятыми в классе, осмеянными. Таких детей с заниженной самооценкой нужно поддерживать, одобрять, замечать их хоть маленькие, но успехи, прогресс. Учёба должна приносить ребёнку радость. И учитель должен помочь ученику в этом. На уроке должна быть создана доброжелательная атмосфера, условия, обеспечивающие возможность школьнику пережить чувство радости и успеха в достижении поставленной цели.
ТЕХНОЛОГИЯ «СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»
Истоки этой технологии в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости», В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости».
Ситуация успеха - это субъективное психологическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает этот результат как успех. Возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения и тому подобное.
Цель: создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы.
Концептуальная основа:
- успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или даже сразу к ней;
- успех в учебе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни, на выбор профессии, на социальный статус;
- успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией.
Задача педагога - помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, понять, что зря в жизни ничего не дается - надо приложить усилия, и успех будет эквивалентным затраченным усилиям.
Реализация технологии «создание ситуации успеха» производит ценное человеческое качество - стойкость в борьбе с трудностями.
Создание ситуации успеха носит искусственный характер, поскольку педагог на определенное время (в определенный момент) усиливает оценочный акцент на достойный труд ученика, при этом не обращая внимание на недостатки.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной и подготовленной стратегии и тактики учителя, семьи. Педагог понимает временный характер создаваемой ситуации, которая в дальнейшем корректируется. Когда ребенок поверит в свои силы, можно указывать на недостатки, постепенно их исправляя совместно и самостоятельно.
Педагогическая технология «создания ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости, использование приемов работы с различными категориями учащихся. Эти приемы - творчество педагога:
- «эмоциональное поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;
- анонсирование - предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;
- «гадкий утенок» - создание возможностей для расцвета ребенка;
- «мышь в сметане» - вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;
- «даю шанс» - подготовка педагогом ситуации, в которой ребенок раскрывает свои возможности;
- «умышленная ошибка» - активизация внимания учащихся и активная жизненная позиция.
Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой суггестивного воздействия через языковые средства педагогической техники, относиться к ребенку как к формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой, иметь психологическую компетентность.
Переживание эмоций, связанных с успехом, позволяет:
Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.
Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика
Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
«Изюминка» позволяет разнообразить урок, сделать его интересным, живым, весёлым. Это может быть: - шутка, - короткий рассказ, - игра, - отрывок из фильма, - аудиопособие, - необычное начало урока.
Она может иметь место в середине урока или в конце. Это возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности. Это своего рода релаксация, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Что помогает создать положительно-эмоциональный настрой, желание работать и 100% ситуацию успеха на уроках:
ребусы и рисунки;
карточки – опоры;
взаимопомощь
игры
игры с загадками, пословицами и поговорками;
Презентация.
Система методов создания ситуации успеха на уроке ►Методы дифференцированного обучения ►Коллективные формы обучения ►Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. ►Проектный метод . ►Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса
Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.
Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.
Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов:
стремление решить интересные задачи,
попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,
рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,
установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.
Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
Методами решения задачи будут:
Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
Содержательный контроль (консультации по содержанию);
Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,
на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,
на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,
на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности
положительное отношение к деятельности;
приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом;
эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач;
удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым;
осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;
формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» - В.А.Сухомлинский.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Этап
Педагогичес-кая задача
Дифференциация
учащихся
Дельность учителя
Мотивационно-целевой
Сформировать
мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания
Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания
Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам
Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного
рода
Предвосхитить положительную
эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода
Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе
Организационный
Обеспечить условия успешной
деятельности, заинтересовать познавательным процессом
Учащиеся, требующие организационного контроля
Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы
Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы
Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности
Учащиеся, работающие активно и самостоятельно
Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности
Итоговый
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности
Результат, адекватный усилиям
Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки
Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций
Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки
Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу
Результат, не адекватный усилиям
Учащиеся, поучившие неудовлетворительные отметки
Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях
Учащиеся, поучившие хорошие и отличные отметки
Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получиться”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”.
“Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”.
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”.
“Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:
реализуется на всех этапах образовательного процесса;
реализуется в готовности ученика на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся учебные задачи;
реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках
Похвала. Самый мощный, действенный и тонкий инструмент учителя. Хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих учеников.
Золотые правила учительской похвалы:
Хвалить за старательность!
Хвалить действия, а не личность!
Четко обозначить, за что хвалить!
Хвалить в меру и по делу!
Хвалить не только «любимчиков»!
Останавливаться на хорошем!
Не противопоставлять одного ученика всему классу!
Хвалить без сравнений!
Подкреплять похвалу!
Запастить «Я-посланиями»
Коллективная похвалаКаждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.
Прием "Эврика"Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.
Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Самостоятельный выбор задания
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
Портфолио
Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
Обучение самовнушению
Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек».
Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Вывод
С использованием художественно-педагогических технологий в современном образовательном пространстве повышается интерес у ребят к предмету, учащиеся становятся активным субъектом образовательного процесса, а отношения с педагогом-субъективными. Происходит развитие личности, саморазвитие, самореализация, самоопределение учащихся. Это развивает творческую самостоятельность, что так необходимо на уроках технологии. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания. Именно такие знания расширяют представления о жизни, быте, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта, успеха школьников на уроке. У всех педагогов одна цель — учить, развивать, воспитывать, но все идут к ней разными путями.
Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои пути, приёмы, средства. На уроке многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок пять минут урока должны быть минутами радости: радости познания, радости творчества, радости общения.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.
Список использованной литературы
1.СелевкоГ. К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие для вузов и институтов повышения квалификации.–М.: Народное образование, 1998. –C.17
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М., 1991.
Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учебное пособие. Екатеринбург, 1995.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998.
Равкин З. И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1974. № 10.