kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глина. Основы гончарного мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный методический материал по гончарному делу на тему «Глина. Основы гончарного мастерства»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глина. Основы гончарного мастерства»

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования города Ялуторовска

«Детская школа искусств имени С.И. Мамонтова»





Информационный методический материал по гончарному делу на тему «ГЛИНА. ОСНОВЫ ГОНЧАРНОГО МАСТЕРСТВА»














Выполнил: преподаватель

отделения изобразительного искусства

Игнатов Денис Викторович




Ялуторовск 2022



СОДЕРЖАНИЕ


I. Этапы развития гончарного дела………………………………………………….3

1) Древние времена и античность………………………………………………...3

2) Средние века……………………………………………………………………6

3) Эпоха Нового времени и современность……………………………………..6

II. Глина как основа гончарного промысла…………………………………………8

1) Разновидности глины…………………………………………………………..8

2) Правила обжига керамики……………………………………………………..9

3) Декорирование керамических изделий………………………………………12

III. Инструменты для работы с глиной…………………………………………….14

1) Гончарный круг……………………………………………………………….14

2) Вспомогательные инструменты гончара…………………………………….15

IV. Заключение……………………………………………………………………...16



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОНЧАРНОГО ДЕЛА

ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА И АНТИЧНОСТЬ


В эпоху палеолита, около 27 тысяч лет до нашей эры, появилось гончарное дело, но технология обжига еще не была изобретена. Из глины изготавливались только ритуальные фигурки и простые украшения. Во времена неолита люди изобрели обжиг. Первые изделия из обожженной глины, они же древнейшие свидетельства первых цивилизаций, это грубые, неправильной формы горшки для приготовления пищи. Дно этих горшков было округлым и даже заостренным. Пища готовилась на примитивных очагах из сложенных вместе камней. Горшок с округлым дном попросту устанавливался между камней очага.

В эпоху позднего палеолита появляются горшки с плоским дном. Затем на поверхности глиняных изделий появляется вылепленный орнамент. И, наконец, около 6 тысяч лет до нашей эры возникает роспись по керамике. Именно к этому периоду археологи относят зарождение первых мировых культур. Глиняные статуэтки, домашняя утварь, украшенная рисунками и орнаментами, посуда самых разнообразных форм – все это материальные свидетельства исчезнувших цивилизаций. В это же время человечество изобретает глиняный обожженный блок – кирпич, без которого невозможно представить строительство и в настоящее время.

Особое значение гончарное дело приобрело в эпоху бронзового века – около 4 тысяч лет до нашей эры. В государствах Египта и Междуречья профессия гончара считалась почетной. Мастерство гончара передавалось по наследству из поколения в поколение, от отца к сыну. В то же время были изобретены гончарный круг и глазурь. Гончарный круг – это два расположенных горизонтально колеса, закрепленные на вертикальной оси. Нижнее колесо вращалось ногами, на верхнем закреплялась заготовка из сырой глины. Обычно колеса гончарного круга изготавливались из камня, что придавало им свойства тяжелых маховиков, надолго сохраняющих вращение.

Круг позволил получить керамические изделия правильной формы. А глазурь, слой спекшегося стекловидного вещества (в основе глазури– песок и сода), придала древней посуде водонепроницаемость. До изобретения древними египтянами глазури горшки приходилось обрабатывать органическими веществами. Один из древнейших рецептов состоит в том, что готовый горшок заполняли молоком и ставили в печь томиться. В порах стенок глиняного сосуда образовывалась затвердевшая жировая пленка, которая предотвращала впитывание пористой глиной любой другой жидкости. Но со временем пленка выгорала, и сосуд снова давал течь.

Около 2 тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте появляется фаянс – тонкая мелкопористая глазурованная посуда. К тому же времени относится появление в Китае глазурованной посуды из белой глины – каолина.

Технология изготовления предметов из глины элементарно проста. Сухую глину смешивают с небольшим количеством воды и тщательно вымешивают ее для придания заготовке консистенции теста. Далее из полученного материала лепят предмет нужной формы. Готовое изделие следует просушить. Если сушка идет естественным образом, а поверхность горшочка или глиняной фигурки никак не обрабатывается, то получается изделие из терракоты. Терракота – древнейший вид керамики. Но необожженную терракоту трудно сохранить в целости, особенно, если стенки глиняного сосуда имеют большую толщину. В этом случае глина высыхает неравномерно, и верхние, быстро высыхающие, слои растрескиваются. Поэтому необожженная терракота – чрезвычайно редкая археологическая находка. Обжиг в печи ускоряет просушку глиняного изделия. Кроме того, верхние и глубинные слои глины просушиваются равномерно и одновременно, предотвращая растрескивание. Спекшиеся минеральные вещества глины придают терракотовому изделию прочность. Потому терракотовая посуда из обожженной глины сохраняется лучше и археологам попадается чаще.

Изобретение гончарного крута и глазури придало древней керамике новое значение. Из ремесла прикладного керамика превратилась в искусство. Особое развитие художественная керамика получила в Древней Греции. Греческие амфоры, покрытые черным лаком, расписанные белой и пурпурной краской, рассказывают нам о том, как одевались, как и чем жили древние люди, во что они верили, кому поклонялись.

Совершенствование технологии керамики во многом повлияло на развитие культуры человечества. В VI веке нашей эры в Китае был изобретен фарфор. Фарфоровые изделия были необычайно тонки, почти прозрачны и издавали мелодичный звон. Фарфор изготавливался из смеси огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца.

В Японии с развитием керамики связано возникновение чайной церемонии. Во второй половине XIV века там появились чаши раку-яки и другие сосуды из пористой глины, предназначенные для чая.

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).





СРЕДНИЕ ВЕКА


В Средневековье посуда из глины отошла на второй план. Все большее распространение получали изделия из металлов — олова, серебра, золота. Но гончарное ремесло не исчезло бесследно — керамику стали применять при декорировании различных помещений, которые украшали керамическими монограммами, родовыми гербами, изразцами.

В Европе стимул к развитию гончарного ремесла был дан испанскими мастерами восьмого века, благодаря которым появились изделия с глазированным покрытием. Около тринадцатого века ремесло приобрело основной расцвет, произошло это в Италии, в этом регионе Европы была изобретена майолика — один из видов обожжённой керамики. Флорентийские керамические скульптуры сохранили свою ценность вплоть до наших времён и по праву считаются гордостью региона. Затем итальянское гончарное дело пришло в упадок. В средние века первенство в этом промысле взяла Франция — именно мастерами из этой страны была изобретена печь для обжига.


ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ И СОВРЕМЕННОСТЬ


К XIV веку производство китайского фарфора достигло совершенства. Примерно в то же время фарфоровые изделия впервые попали в Европу, где пользовались огромным спросом. На два столетия позже в Европе началось производство своего, «мягкого» фарфора без каолина. Китайцы держали в строжайшем секрете технологию изготовления фарфора, поэтому ее пришлось изобретать повторно. В начале XVIII века рецепт фарфоровой массы был открыт в Саксонии И.Ф. Бетгером и Э.В. Чирнгаузом. С этого времени в Саксонии начинается производство знаменитого мейсенского фарфора.

В России технология изготовления фарфора была разработана в 1747 году Д.И. Виноградовым. С 1765 года занимающаяся исследованиями в области производства фарфора Порцелиновая мануфактура, основанная в Санкт-Петербурге в 1744 году, переименована в Императорский фарфоровый завод, который и начал выпуск изделий из фарфора по заказам царской семьи.

Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.



ГЛИНА КАК ОСНОВА ГОНЧАРНОГО ПРОМЫСЛА

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛИНЫ


Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;

  • белой и цветной;

  • майолики;

  • пористой керамической массы;

  • каменной керамической массы;

  • глины для фарфора и т.д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

Гончарная глина может иметь красный или коричневый, голубой или зеленый, серый или белый цвет. Иногда вы можете встретить глину цвета шоколада или же грязно-черную глину. Эти цвета обусловлены наличием большого количества органической примеси.

Итак, глина, которая используется в гончарной мастерской, должна обладать повышенной жирностью, особой тяжестью, податливостью, упругостью, а также должна иметь твердый характер, потому что ей приходится выдерживать заданную мастером форму.



ПРАВИЛА ОБЖИГА КЕРАМИКИ


Перед началом процедуры изделие необходимо тщательно высушить. Предварительную сушку проводят без участия нагревательных приборов и без попадания на поверхность прямых солнечных лучей. Лучший вариант – тёмное сухое место, в котором поддерживается средняя комнатная температура. Важно, чтобы просушка прошла равномерно. В противном случае, на поверхности появятся трещины и сколы. Процесс занимает до недели: в зависимости от объёма получившегося изделия. Если его не досушить, после обжига возможно образование дефектов.

Такого понятия как «пересушка» глины не существует!

После подготовки необходимо проверить, не образовались ли на поверхности трещины. Их можно устранить с помощью жидкой глины, однако это не избавит от риска, что в печи изделие деформируется.

Последним этапом подготовки является шлифовка, она доводит изделие до идеального состояния. Основной инструмент – наждачная бумага. С ее помощью устраняются различные неровности, бугорки, отпечатки пальцев.

Важно помнить:

  1. Свойства глины при обжиге изменяются, поэтому после завершения этого процесса изменить форму изделия будет невозможно.

  2. После сушки изделия деформируются, уменьшаются в размере.

  3. Если обжиг глины выполняется в помещении, то оно обязательно должно проветриваться. Под воздействием температуры выделяются различные органические соединения. Некоторые вещества имеют неприятный запах и могут быть токсичными.

Процесс проходит в один или несколько этапов. Наиболее популярная схема – двухэтапная. Она подразумевает два последовательных процесса обжига.

Промежуточный (утильный) этап. В печь попадает изделие без глазури и декора (за исключением ангоба и узоров, выполненных с помощью цветной глины). После процедуры получается так называемый полуфабрикат, утиль. Выбор температурного режима должен быть осуществлён таким образом, чтобы получился баланс двух факторов:

  • изделие успело приобрести некоторую прочность, а все газообразные вещества испарились из состава. Это происходит в результате завершения особых физико-химических процессов;

  • пористость поверхности не должна окончательно устраниться. Материал должен быть способен поглощать некоторое количество влаги, чтобы на него можно было нанести глазурь и узоры.

Политой обжиг (второй этап) проводится после того, как на изделие наносится глазурь и создаётся декор. Температурный режим диктуется требованиями использованных материалов: краски, глазури и других.

Обжигание в один этап

Преимущества:

  • выгоден с экономической точки зрения;

  • подразумевает использование меньшего количества ресурсов.

Недостатки:

  • более тщательный подход к декорированию: за счёт того, что поверхность недостаточно прочная, необходимо быть осторожней;

  • глазурование с помощью простого окунания практически исключается. А такой метод считается самым простым и выгодным;

  • для того, чтобы закрепить глазурь, необходимо использовать специальные добавки.

Такой метод подходит в тех случаях, когда:

  • длительное и трудоёмкое декорирование не обязательно;

  • производство предусматривает процент бракованных единиц;

  • глазурь является высокотемпературной и период ее плавления равен периоду спекания глины;

  • если часть глазури возможно нанести с помощью распыления.


Процесс обжига происходит в несколько этапов:

  1. 25-200°C – изделие постепенно и медленно нагревается, вода между слоями испаряется. Этап показательный: в это время можно увидеть, были ли допущены ошибки по время изготовления и предварительной сушки. Если погрешности были, то на поверхности появятся пузыри, неровности, трещины. Важно, чтобы нагревание печи производилось равномерно, не допускался слишком интенсивный или, наоборот, медленный рост температуры. Оптимальная скорость – 70-100°C в час.

  2. 200-400°C – на этом этапе вся вода в слоях должна полностью испариться, а большая часть органических соединений устраниться. Оптимальная скорость роста температуры – 100°C в час. По достижении температуры в 400°C необходимо сделать двадцатиминутный перерыв для того, чтобы все газы удалились, а температура внутри печи стабилизировалась.

  3. До 600°C – происходит выделение воды, которая входит в кристаллическую решётку минералов в составе глины. Скорость подъёма уровня температуры не должна превышать 100°C. После достижения уровня в 600°C следует сделать получасовой перерыв.

  4. 600-800°C – температуру следует поднимать интенсивнее обычного – на 140-150°C в час. Это переходный период, когда старые структуры уже разрушились, а новые ещё не успели образоваться. Материал при такой температуре является наименее прочным.

  5. 800-1000°C – начало процесса спекания и образования керамических соединений. Глинистые минералы больше не разлагаются, а начинают взаимодействовать с другими элементами, образовывать новые связи. Происходит диффузия структур – химический процесс, сопровождающийся выделением газообразных веществ. Скорость обжига не должна выходить за рамки диапазона 75-100°C.

  6. Охлаждение керамики чаще всего происходит естественным путём, после того как печь отключается. Не стоит открывать её, впуская более холодный воздух, – равномерность остывания нарушается.

ДЕКОРИРОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ


Способы декорирования керамики условно можно разделить на две группы: гладкий декор и декорирование при помощи рельефа.

Гладкий декор не влияет на форму изделия. Чаще всего он представляет собой работу с цветом. Художественные приемы разделяются в зависимости от способа нанесения рисунка на изделие. Они могут быть ручными (роспись кистью), механическими (аэрография) и смешанными. Используя гладкий декор, украсить глиняное изделие можно разными способами.

Лощение. Это старый метод обработки посуды, используемый для работ из красной глины. Его удобно применять при отсутствии выступающих элементов. Поверхность созданного, но не до конца высохшего изделия смачивают влажной губкой. Далее она натирается гладкой вещью (ложкой, стеклянной лампочкой или камешком). Для труднодоступных участков можно использовать полиэтиленовый пакет. Не нужно слишком усердствовать, чтобы не повредить предмет. Результат лощения можно не только увидеть, но и почувствовать: у изделия пропадает шероховатость.

Нанесение глазури. Глазурь представляет собой стеклообразный силикат, который плавится на изделии и покрывает его плотным глянцевым слоем. Она бывает прозрачной (бесцветной и цветной) и непрозрачной. Естественный цвет глины хорошо подчеркивает прозрачное бесцветное покрытие. Состав наносят на керамику, прошедшую обжиг. Глазурь нужна не только для красоты. Она увеличивает прочность предмета и его стойкость к воздействию влаги и химических веществ.

Подглазурная роспись. Рисунок наносят на обожженное изделие. После этого предмет покрывают тонким слоем глазури. Для создания изображения применяют краски, выдерживающие высокие температуры.

Декорирование керамики ангобами. Ангоб представляет собой глину чуть густой консистенции, белую или с добавлением красителей. Рисунок наносится на черепок, сохранивший пятую часть влаги. Слишком влажное изделие может потерять форму, а от пересушенного изделия ангоб может отпасть.

Надглазурная роспись по керамике. После обжига изделие сразу покрывают глазурью. Потом его декорируют, а после нанесения рисунка снова обжигают. Интересное отличие метода в том, что рисунок после обжига выпуклый, что заметно при проведении по нему пальцем.

Для декора с помощью рельефа керамисту предлагаются разнообразные виды скульптурного декорирования:

Фактура. Для ее создания используется тесемка, марля, мешковина, кружева и другие типы тканей. Подбирать подходящую фактуру увлекательно и интересно.

Приклеивание рельефа. Рельеф делается из того же материала, что и сама работа. Он может быть в виде жгутов, геометрических фигур, лепестков и т.п. Детали крепятся при помощи шликера. Перед наклеиванием обе поверхности процарапываются. За счет этого идет лучшее сцепление.

Пальцевой орнамент. Рисунок создается при помощи надавливания пальцами.

Штампы. Фигурки для создания орнамента можно самостоятельно изготовить из гипса или из глины. Помимо штампов существуют специальные валики с небольшим повторяющимся изображением или орнаментом. Узор может быть несложным. Например, для изображения прямой линии или пунктира. А может включать в себя целый рисунок или его составную часть.

Процарапывание. Сначала изделие просушивают, затем покрывают тонким слоем светлого шликера или ангоба. Рисунок процарапывают по покрытию палочкой из стекла до основы предмета. Изображение рисуют по схематическому контуру.



ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ


ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

Шедевры, которые создает мастер, это часть его души. Гончарные инструменты выполняют роль его рук. Конечно же, главный и наиболее востребованный инструмент для гончара есть гончарный круг. Сосуд практически любой формы и типа возможно произвести посредством использования гончарного круга. На самом деле, гончарный круг является уникальнейшим инструментом, который вот уже четыре тысячелетия к ряду не изменяет ни своей формы, ни конструкции. Самое главное, что данное гончарное приспособление может перенести любого из нас в прошлую эпоху, и вы сможете почувствовать себя настоящим гончаром. Глиняные изделия по прототипу древнеегипетских или элладских поистине посвящают нас в тайны древнего мира.

Оказывается, гончарный круг сыграл немалую роль в жизни человечества – люди смогли изготавливать намного быстрее сосуды и глиняную посуды благодаря именно этому гончарному приспособлению. Гончарный круг дал возможность человеку усовершенствовать свое мастерство в эстетическом плане – невероятно уникальные и утонченные предметы обихода появлялись на свет на гончарном круге. Сегодня, ровно как и в прошлые века, гончар сможет испытать все те ощущения, которые чувствовал мастер гончарных дел древности, так как основные детали процесса изготовления гончарного изделия остались все те же – глина, конструкция круга и специальные навыки гончарного мастерства. Лишь один элемент гончарного круга претерпел некоторые изменения – в прошлом веке в роли привода выступала рабская сила, а на сегодняшний день эту функцию выполняет электрический двигатель.



ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОНЧАРА


Для полноценного процесса изготовления глиняного изделия, вам необходимо будет запастись не только гончарным кругом и рабочим столом – нужны специальные инструменты, которые вы можете подыскать у себя дома или же сделать самостоятельно из подручных материалов.

Струна. Без данного приспособления гончарной мастерской просто не обойтись - струна дает возможность мастеру срезать с гончарного круга уже готовое выкрученное изделие. Струна представляет собой тонкую прочную проволоку, кончики которой закреплены на специальных ручках для удобства срезания.

Резцы, профили, стеки. Эти инструменты - индивидуальное орудие каждого мастера. Поэтому, каждый гончар должен научиться изготавливать себе сам такие принадлежности, исходя из видов работы, которые он планирует выполнять. Стеки могут быть самой разной формы и вида.

Стеки и резцы могли изготавливаться из любых подручных материалов. К примеру, частички пластмассовых лекал или пластиковых банковских карточек. Порой, чтобы сделать определенный профиль или нанести особый рельеф на глиняный сосуд, гончар должен изготовить специально для этого особый инструмент. Вот таким образом, за период изготовления нескольких сосудов из глины, у мастера и собирается арсенал его рабочих инструментов – стеков различного профиля и размера.

Кроме вышеописанных инструментов, у вас под рукой должны быть следующие предметы:

  • линейка для измерения изделия;

  • кронциркуль;

  • проволока для измерения толщины донышка;

  • небольшой тазик или глубокая тарелка с водой, чтобы могли смочить руки;

  • губка, которой можно удалить излишки воды, скопившиеся на донышке сосуда.

Существуют, конечно, и другие приспособления, которые гончар использует в редких случаях – профиль для отминания ручек, плоскость для выравнивания венчика сосуда, губка с длинной ручкой, чтобы было возможным удалить влагу из изделия с тоненьким горлышком. Также существует специальные инструмент для лощения подсушенного изделия, а также инструмент для декорирования глиняного предмета - петли, иглы, кисти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Глина, как и любой материал, имеет свои разновидности и характеристики, поэтому, исходя из намеченных задач, необходимо учитывать нюансы работы с каждым её видом, способом выпечки и методом декорирования.

Для реализации своей творческой задумки в гончарном деле существуют самые разнообразные инструменты, помогающие ремесленнику там, где не могут справиться его руки. На начальных этапах можно использовать базовые инструменты, доступные в свободной продаже, но с повышением своего мастерства не лишним будет создание своих собственных инструментов с авторскими формами, предназначенные для решения любых задач.

В нашей стране гончарный промысел имеет свою уникальную историю и занимает не менее значимое место среди народных ремёсел, чем все остальные. В связи с этим обучение с ранних лет гончарному делу способствует приобщению ребёнка к культуре своей родины и сближению с трудом предков, а также позволяет обрести любимое хобби, которое в будущем может перерасти в профессию или образ жизни.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Глина. Основы гончарного мастерства

Автор: Игнатов Денис Викторович

Дата: 20.01.2022

Номер свидетельства: 598443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "доклад по теме " Культура Древнего Востока""
    ["seo_title"] => string(39) "dokladpotiemiekulturadrievnieghovostoka"
    ["file_id"] => string(6) "304824"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457795842"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Золотые узоры. Хохлома"
    ["seo_title"] => string(24) "zolotyie_uzory_khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "437639"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510129807"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Исследовательский проект "
    ["seo_title"] => string(27) "issliedovatiel-skii-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "168069"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423163502"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла "
    ["seo_title"] => string(61) "iskusstvo-ghzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "158087"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства