Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального искусства"»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3»
Принято Утверждено
Педагогическим советом Директором МАУДО
МАУДО г. Нижневартовска г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3» «Детская школа искусств №3»
Протокол № ______________С.В.Очирова
от «» ___ 20 года Приказ № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Нормативный срок освоения программы – 1 год
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Календарный учебный график
Учебный план
Программы учебных предметов
Организационно-педагогические условия
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности учреждения
1. Пояснительная записка
1. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального искусства» (далее – Программа) разработана с учетом:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)");
- кадрового потенциала и материально-технических условий.
1.2. Программа учитывает:
- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- лучшие традиции музыкального образования;
- запросы и потребности родителей (законных представителей).
1.3 Новизна программы заключается в комплексном подходе овладения обучающимися первоначальными навыками, знаниями в области музыкального искусства, которые раскрывают широкие возможности для социального, познавательного и художественного, творческого развития детей, способствуют формированию эстетической культуры.
1.4 Актуальность программы определяется интересом детей и родителей (законных представителей) в художественно-эстетическом развитии детей в области музыкального искусства.
1.5. Цель Программы: создание условий для творческой самореализации ребенка, развития интереса к музыкальному искусству.
1.6. Задачи Программы:
образовательные: обучить первоначальным музыкальным навыкам, выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков; сформировать систему первоначальных знаний, умений, навыков в области музыкального искусства;
развивающие: приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте, развивать внимание и наблюдательность; развивать творческое воображение и фантазию; развивать эмоциональные, артистические качества у детей; развивать отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность;
воспитательные: вызвать у обучающихся интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями; воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус; воспитывать концентрацию внимания, логичность воображения; воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
1.7. Срок освоения Программы для детей, приступивших к освоению Программы в возрасте 6 лет, составляет месяца (33 недель).
1.8. Продолжительность академического часа составляет 30 минут.
1.9. Освоение Программы завершается в виде открытого урока.
2. Планируемые результаты освоения программы
2.1. Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального искусства» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
Основы музыкальной грамоты:
- элементы нотной грамоты;
- первоначальные теоретические знания.
- читать и записывать знаки нотного письма;
- интонировать мелодию;
- воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;
- умение слышать и понимать музыку;
- элементарно музицировать.
Хор:
- владеть навыками пения на легато- четко и внятно артикулировать;
- освоить навыки певческого дыхания;
- координировать слух и голос;
- свободно открывать рот, не форсируя звук;
- выразительно и осознанно исполнять произведение.
Ритмика:
- Выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав незнакомое произведение по выбору педагога.
- Исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая пара детей танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив, уточняет педагог;
-Придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети становятся парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;
- Импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца. Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь «переплясать» друг друга, придумывают движения;
3. Календарный учебный график на 2021 год
по дополнительной общеразвивающей программе
"Основы музыкального искусства "
(срок обучения – 1 год)
Принято Утверждено
Педагогическим советом Директором МАУДО
МАУДО г. Нижневартовска г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3» «Детская школа искусств №3»
Протокол № ______________С.В.Очирова
от «» ___ 20 года Приказ № от
Полугодие
Учебное время
1 полугодие
18.09.2020- 25.12.2020
2 полугодие
17.01.2021-30.05.2021
Год – 33 учебные недели
Открытый урок
24.05.2021-30.05.2021
4. Учебный план
по дополнительной общеразвивающей программе
"Основы музыкального искусства"
Срок обучения – 1 год
Принято Утверждено
Педагогическим советом Директором МАУДО
МАУДО г. Нижневартовска г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3» «Детская школа искусств №3»
Протокол № ______________С.В.Очирова
от «» ___ 20 года Приказ № от
№ п/п
Наименование учебных предметов
Аудиторные занятия
(в часах) за весь период обучения
Открытый урок
(по полугодиям)
Распределение по полугодиям
1-е полугодие
Групповые занятия2)
2-е полугодие
Количество недель
аудиторных занятий
33
1.
Учебные предметы
Недельная нагрузка в часах
1.1.
Основы музыкальной грамоты
66
1
2
1.2
Ритмика
33
1
1
1.3
Хор
33
1
1
Всего аудиторная нагрузка:
132
4
Промежуточная и итоговая аттестация по учебным предметам для обучающихся дошкольного возраста не предусмотрена. По окончании изучения учебных предметов проводится открытый урок с целью оценки индивидуального развития обучающихся по учебным предметам. Время их проведения установлено в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
При реализации ОП установлен следующий вид учебных занятий и численность обучающихся:
групповые занятия — от 6 человек.
5. Программы учебных предметов
5.1. Согласно учебному плану разработана программа учебного предмета «Основы музыкального искусства», «Ритмика», «Хор» (приложение).
Организационно-педагогические условия
6.1 Организационные.
Программа предусматривает групповые занятия от 10 человек до 18 человек.
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по учебному предмету. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд школы искусств укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений.
Материально-техническая база школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации данной образовательной программы в школе искусств существует необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включающий:
учебный кабинет (класс теоретических дисциплин)
библиотека (укомплектована и пополняется печатными изданиями учебно-методической литературы);
актовый (концертный) зал.
Педагогические.
Качество реализации образовательной программы обеспечивается за счет наличия комфортной развивающей образовательной среды, наличия высококвалифицированного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается дополнительным профессиональным образованием не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В школе искусств созданы условия для взаимодействия с образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, направленные на повышение общего методического уровня педагогического коллектива, с целью совершенствования форм и методов работы с обучающимися, использования в образовательном процессе передовых педагогических технологий.
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы
7.1. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
7.2. Виды и формы аттестации по предметам учебного плана:
- текущий контроль (просмотр, наблюдение за работой на уроке).
7.2.1. Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
7.3. Оценка индивидуального развития обучающихся по учебным предметам осуществляется в виде открытого урока в конце учебного года.
7.4. Промежуточная и итоговая аттестации для обучающихся дошкольного возраста не предусмотрены.
7.5. Программа создана, в первую очередь, для развития заинтересованности детей дошкольного возраста, поэтому уровень освоения программы детьми может определяться по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы: учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен (зачет)
Средний уровень освоения программы: учащийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется (зачет)
Низкий уровень освоенияпрограммы:недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин (незачет)
8. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности учреждения
8.1. Творческая и методическая деятельность
Цели и задачи:
- организация научно-учебно-методической деятельности образовательного учреждения;
- создание условий для повышения уровня квалификации педагогических работников образовательного учреждения;
- участие в научно-исследовательских и учебно-методических разработках педагогического коллектива;
- анализ программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- организация инновационной и исследовательской работы.
8.2. Культурно-просветительская деятельность
Цели и задачи:
- создание условий для формирования у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и профессиональной требовательности;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Творческая и методическая деятельность, культурно-просветительская деятельность отражена в Плане работы МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №3» на 2020-2021 учебный год.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3»
Принято Утверждено
Педагогическим советом Директором МАУДО
МАУДО г. Нижневартовска г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3» «Детская школа искусств №3»
Протокол № ______________С.В.Очирова
от «» ___ 20 года Приказ № от
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального искусства»
Программа по учебному предмету
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Срок реализации – 1год
Автор-составитель:
Акимова Т.В., преподаватель хоровых дисциплин МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №3"
г. Нижневартовск, 2020 г.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля. Критерии оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список литературы.
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального искусства в детской школе искусств.
Программа ориентирована на формирование первоначальных знаний, умений, навыков в области музыкального искусства, на развитие эстетического вкуса детей.
В настоящее время актуальность приобретает музыкально воспитание детей. Музыка и открывают для ребенка богатый мир красоты, добра и света. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по сольфеджио. Так же, на уроках используется рабочая тетрадь «Нотная грамота» Д. Романец. Данное пособие – попытка объединить целый ряд методических разработок и учебных пособий, используемых преподавателями теоретических дисциплин на занятиях в подготовительных классах и результат обобщения собственного опыта работы.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 лет.
Программа составлена в соответствии с возрастными и физическими возможностями и с учетом уровня развития детей и направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающегося.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» составляет 66 часов аудиторной нагрузки. Распределение нагрузки: 2 академических часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Основы музыкальной грамоты» проводятся в форме групповых занятий от 6 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» - создание условий для формирования навыков и умений путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.
Задачи программы:
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей.
- формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков.
- приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте.
- привитие детям любви интереса к музыке.
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса.
- формирование у детей дошкольного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства.
- подготовка к дальнейшему обучению в области хореографии.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях музыкального искусства.
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» построено с учетом возрастных и физических особенностей детей.
Учебный план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Форма контроля
1
Организационный урок
1
наблюдение
2
Звуки высокие и низкие (регистры)
2
наблюдение
3
Звуки музыкальные и шумовые
2
наблюдение
4
Знакомство с шумовыми инструментами
2
наблюдение
5
Темп
2
наблюдение
6
Октавы
4
наблюдение
7
Скрипичный ключ.
2
наблюдение
8
Звукоряд. Ноты первой октавы.
8
наблюдение
9
Мажор и минор
2
наблюдение
10
Гамма. Тоника.
4
наблюдение
11
Направление мелодии
2
наблюдение
12
Длительности нот.
4
наблюдение
13
Штили.
2
наблюдение
14
Сильная доля
1
наблюдение
15
Такт.
1
наблюдение
16
Ритм.
2
наблюдение
17
Размеры 2/4 и 3/4
4
наблюдение
18
Паузы
2
наблюдение
19
Тон и полутон
2
наблюдение
20
Знаки повышения и понижения звуков (знаки альтерации)
4
наблюдение
21
Громко- тихо
2
наблюдение
22
Трезвучие
2
наблюдение
23
Канон
2
наблюдение
24
Марш и танцевальные жанры
2
наблюдение
25
Интервалы
4
наблюдение
26
Открытый урок
1
зачет
Всего
66
Содержание учебного плана
Музыкальная грамота. Понятие высоты звука. Другие характеристики звука. Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти. Обозначение темпа: быстро – медленно. Обозначение динамики: форте и пиано. Ознакомление с различными музыкальными инструментами. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Мажор и минор. Клавиатура. Октавы. Клавиши. Ноты. Ключи. Скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Запись нот первой октавы. Освоение всего семиступенного звукоряда. Гамма как принцип следования звуков и ступенек по порядку в пределах октавы. Понятие тоники. Реприза.Знаки альтерации: диез и бемоль.
Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава в песенках и на слух.
Слово как метроритмическая единица. Ритмы одно – двух – трехсложных слов. Половинная длительность, шестнадцатые, паузы.
Понятие сильной доли. Такт и тактовая черта. Размер 2/4. Тактирование в размере 2/4. Затакт.
Интонационное развитие.
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание. Овладение упражнениями «Вдох-выдох». Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования.
Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков. Приемы стаккато и легато в распевании и песенках. Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и определении на слух. Постепенное усложнение вокально-распевочного материала: включение разнообразных приемов звукоизвлечения, динамическое разнообразие, дикционные трудности. Расширение возможностей вокального дыхания.
Расширение диапазона песенок, использование звуков второй октавы. Пение на различные слоги и с закрытым ртом.
Навыки сольфеджирования.
Ритмическое развитие.
Временные понятия кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти. Остинатное движение ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе .Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента. Использование движений рук для показа длительностей.
Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый и медленный темп. Понятие и восприятие двухдольности и трехдольности через двигательное ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром. Восьмые, четверти, половинные, шестнадцатые, паузы в песенках и ритмических упражнениях.
Восьмые, четверти и половинные в размере 2/4.Усложнение ритмического рисунка.Шесть ритмоформул одно-двух-трехсложных слов. Определение ритма стихотворений. Показ ритма стихотворений условными движениями. Упражнение “ритмическое эхо”. Усложнение ритмического аккомпанемента.
Понятие сильной доли. Ритмические упражнения на выделение сильной доли.Такт и тактовая черта.Размеры 2/4 , ¾, 4/4. Чередование сильных и слабых долей. Приемы дирижирования в размере 2/4. Шестнадцатые, восьмые, четверти, половинные, четвертные и восьмые паузы в размере 2/4.
Творческие задания.
Двигательные импровизации, соответствующие характеру и образу произведений.
Сочинение песенок и пьес с педагогом.
Сочинение рассказов на предложенную тему.
3. Требования к уровню подготовки обучающихя
По окончании обучения обучающийся:
- элементы нотной грамоты;
- первоначальные теоретические знания.
- читать и записывать знаки нотного письма;
- интонировать мелодию;
- воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;
- умение слышать и понимать музыку;
- элементарно музицировать.
4. Формы и методы контроля. Критерии оценок
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля могут быть: наблюдение, похвала, открытый урок.
Промежуточная аттестация учащихся дошкольного возраста не предусмотрена.
Критерии оценки
Данная программа создана, в первую очередь, для развития заинтересованности детей дошкольного возраста, поэтому уровень освоения программы детьми может определяться по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы: учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен (зачет)
Средний уровень освоения программы: учащийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется (зачет)
Низкий уровень освоения программы: недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин (незачет)
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего опыта работы в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин в детских школах искусств.
Данная общеразвивающая программа по предмету «Основы музыкальной грамоты» имеет художественно-эстетическую направленность и ее содержание должно способствовать развитию интеллектуальных, творческих, личностных и духовных качеств ребенка, а также способствовать расширению музыкального кругозора, формировать музыкальный вкус, пробуждать любовь к музыке.
Общеразвивающая программа по предмету «Основы музыкальной грамоты»реализуетсяв течение 1 года для детей, обучающихся по общеразвивающим программам в области музыкального искусства.
Список литературы.
1. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. М; 2007
2. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. М; 2007
3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006
4. Бырченко Т. Спесенкой по лесенке. М; 1984
5. Вогралик Т. Метроритмический букварь. С-Пб; 2008
6. Домогацкая И. Музыкальные прописи. М; 1995
7. Ефремова Л. Учиться интересно. С-Пб; 2006
8. Железнова Е. Бим! Бом! М;2008
9. Зебряк Т. Музыкальная грамота в сказках и сказочках. М; 2002
10. Д. Романец «Нотная грамота» Рабочая тетрадь
11. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. М; 2004
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. С-Пб; 2005
13. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С-Пб; 2008
14. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М; 1986
15. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Подготовительная группа. С-Пб; 2004
16.Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. М; 1998
17. «Моя первая музыкальная пропись» пособие для учащихся подготовительных групп 4-5 лет. Регистрационный номер 414 от 25.09.09. ГОУКК КУМЦ
18. «Моя первая музыкальная пропись» пособие для учащихся подготовительных групп 5-6 лет. Регистрационный номер 414 от 25.09.09. ГОУКК КУМЦ
19. Поплянова Е. Королева Гамма. Ч; 2009
20. Поплянова Е. Уроки господина канона. С-Пб;2009
21. Червоная М. Интервалы мы поем. С-Пб;2004
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3»
Принято Утверждено
Педагогическим советом Директором МАУДО
МАУДО г. Нижневартовска г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3» «Детская школа искусств №3»
Протокол № ______________С.В.Очирова
от «» ___ 20 года Приказ № от
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального искусства»
Программа по учебному предмету
РИТМИКА
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Срок реализации – 1год
Автор-составитель:
Акимова Т.В., преподаватель хоровых дисциплин МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №3"
г. Нижневартовск, 2020 г.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля. Критерии оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список литературы.
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детской школе искусств.
«Ритмика» – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая активизирует музыкальное восприятие детей через движение, прививает им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные и творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движения Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, программа «Ритмика» направлена на всестороннее развитие ребёнка посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача педагога состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т.е. развивать активное торможение. На занятиях по ритмике можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные – дисциплинированными. Программа составлена в соответствии с возрастными и физическими возможностями и с учетом уровня развития детей и направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающегося.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета "Ритмика" со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета "Ритмика" составляет 33 часа аудиторной нагрузки. Распределение нагрузки: 1 академический час в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Ритмика» проводятся в форме групповых занятий от 6 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета "Ритмика" - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей средства, в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи программы:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движении, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
У детей дошкольного и младшего школьного возраста восприятие и мышление носят, в основном, конкретно-образный характер, поэтому на первых порах движения должен быть связаны для него не только с музыкой, но и со словом, рисунком и игрой. Игра должна быть органическим компонентом урока, средством достижения намеченной педагогом цели.
Методы обучения
На первом этапе это наглядно-слуховой метод (выразительное исполнение музыкального произведения), словесный метод (высказывания детей).
На втором этапе – это наглядно-слуховой метод, многократные упражнения.
На третьем этапе – это практический метод.
Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр обогащают ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить и организаторские способности — уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определенные сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями. По существу ритмика — одно из средств подведения ребенка к пониманию выразительности музыкального языка.
Музыка в играх, хороводах, плясках занимает ведущее место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение — основной побудитель выразительных движений ребенка. Отсюда главное требование к музыке — высокая художественность, идейная направленность. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.
Музыкально-игровое, танцевальное творчество детей предполагает их самостоятельную импровизацию в играх, сочинениях композиций хороводов, плясок.
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Ритмика» построено с учетом возрастных и физических особенностей детей.
Учебный план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Форма контроля
1
Организационный урок
1
наблюдение
2
Понятие о характере музыки.
1
наблюдение
3
Понятие о ладовой окраске музыки.
1
наблюдение
4
Понятие о регистрах (высоком, среднем, низком), звуках (долгих и коротких).
1
наблюдение
5
Понятие о темпе: быстром, умеренном, медленном.
1
наблюдение
6
Понятие о динамике: p, f, mezzo p,mezzo f. Музыкальный акцент.
2
наблюдение
7
Понятие о способах выполнения движения (плавном, мягком, энергичном).
2
наблюдение
8
Понятие о метрической пульсации. Доля-пульс.
2
наблюдение
9
Понятие о метрическом акценте. Сильная и слабая доли. Размер 2/4. Дирижирование.
1
наблюдение
10
Длительности нот: четверть и восьмая (короткая и долгая), их соотношение в размере 2/4.
2
наблюдение
11
Понятие о музыкальной фразе. Сравнительный анализ фраз. Повторение фраз. Цезура.
2
наблюдение
12
Понятие о куплете, запеве, припеве, вступлении и заключении. Реприза.
2
наблюдение
13
Половинная длительность в размере 2/4.
1
наблюдение
14
Понятие о паузе и её разновидностях: восьмая, четвертная, половинная.
1
наблюдение
15
Размер ¾. Дирижирование. Длительность половинная с точкой.
1
наблюдение
16
Понятие о части произведения. 2-х частная и 3-х частная формы.
Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы. Знакомство с различными темпами и их связи с движением. Отражение динамики в музыке – громкости звучания и в движении через мышечное напряжение.
Цель: развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, умение самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.
Образные упражнения и музыкальные игры.
Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческой способностей у детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают в соответствующих движения повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д. Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (кто скорее, лучше, более четко выполняют то или иное задание, кто является более ловким, смелым и т. д.). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДВИЖЕНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ.
Подготовительные упражнения.
Исходные положения.
Постановка корпуса.
Положения рук.
Исходные положения ног, позиции 1, 2, 3-я.
Перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую.
Положение в выпаде.
Развитие мышечного чувства.
Расслабление мышц плечевого пояса.
Расслабление и напряжение мышц корпуса.
Поднимание и опускание плеч.
«Твердые и мягкие» руки.
«Твердые и мягкие» ноги.
«Мельница» (свободное круговое движение рук).
«Маятник» ( перенос тяжести тела с пяток на носки и обратно).
Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Наклоны и повороты головы.
«Паровозики» (круговые движения плечами).
«Растягивать резинку» (разведение рук в стороны с напряжением).
Упражнение для кистей рук.
«Кошка выпускает когти» (постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук).
Поднимание согнутой в колене ноги.
Полуприседание.
Упражнение для ступни.
Вставание на полупальцы.
Выставление ноги на носок.
Построение и перестроение группы. Основное построение группы на уроке.
Построение в колонну.
Построение в шеренгу.
Построение в круг
Свободное размещение на площадке.
Музыкально-выразительные упражнения.
Освоение пружинных движений.
«Пружинки» (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы).
«Нетерпеливые бегуны» (бег на месте и стремительный бег).
Прыжковые движения.
«Воробушки» (легкое подпрыгивание на двух ногах).
«Мячики» (острое подпрыгивание).
«Скачут лошадки» (детский прямой галоп).
«Как звучит музыка?» (легкие и энергические подскоки).
Подскоки с тройным шагом.
Танцевальные упражнения.
1.Притопы (одной ногой, двумя ногами поочередно).
2.Выставление ноги вперед на пятку или на носок.
3.Простой хороводный шаг.
4 Шаг с притопом на месте.
Элементы бальных танцев.
«Танцуем галопом».
«Вежливый танец».
«Учимся танцевать польку».
МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ.
«Мячики прыгают, мячики покатились» (бег в рассыпную).
«Внимание! Музыка!» (игра).
«Стройте круг».
«Кружки и стайки» (игровое упражнение).
«Веселье» (игра).
«Тихие воротца» (игра).
«Шеренги и цепочки».
АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
«Полоскать платочки» (упражнение).
«Ветерок и ветер» (упражнение).
«Лошадки» (игровое упражнение).
«Звери и птицы» (игра).
«Гладить кошку» (упражнение).
«Спать хочется» (упражнение).
«Передача платочка» (считалка).
«Кот и мыши» (игра).
«Птичий двор» (игра).
«Ау!» (игровое упражнение).
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.
«Новогодний хоровод».
«Кружок».
«Отойди и подойти» (парный танец).
«Каждая пара пляшет по своему».
«Хоровод с хлопушками».
«Ритмический танец».
3. Требования к уровню подготовки обучающихя
По окончании обучения обучающийся:
- умеет слышать и понимать музыку;
- воплощает музыкальные образы через пластические движения;
- приобрел определённые танцевальные навыки в исполнении танцевальных элементов (полька, галоп, подскоки, шаги и др.);
- понимает и отличает темп и характер музыки, а также динамические оттенки;
- исполняет движения в различных сочетаниях, темпах, характерах;
- обладает минимумом танцевальной координации;
- внимателен и дисциплинирован во время урока;
- ориентируется в пространстве, исполняя движения на месте и в рисунках;
- эмоционален и выразителен.
4. Формы и методы контроля. Критерии оценок
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля могут быть: наблюдение, похвала, открытый урок.
Промежуточная аттестация учащихся дошкольного возраста не предусмотрена.
Критерии оценки
Данная программа создана, в первую очередь, для развития заинтересованности детей дошкольного возраста, поэтому уровень освоения программы детьми может определяться по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы: учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен (зачет)
Средний уровень освоения программы: учащийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется (зачет)
Низкий уровень освоения программы: недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин (незачет)
Программа составлена в соответствии с возрастными и физическими возможностями, учетом уровня развития детей.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы общее физическое развитие, обучение танцевальным элементам, развитие танцевальности и артистизма, воспитание характера и формирование личности проходило параллельно. Только систематические занятия гармонично развивают фигуру ребёнка, способствуют устранению физических недостатков, вырабатывают правильную осанку, влияют на формирование внутренней культуры и усвоению новой этики.
Принципы и методы требуют учёта психологии детей, особенности их внимания, восприятия, мышления, а также физиологических особенностей организма.
У детей дошкольного возраста восприятие и мышление несёт образный характер. Поэтому на первых порах танец и танцевальные движения должны быть связаны с образами и ситуациями знакомыми и понятными им. Это могут быть образные танцы («Чебурашка», «Лошадки», «Тик-так» и др.) или движения разминки и партерной гимнастики (стретчинга), ассоциирующиеся у детей с конкретными образами («лягушка», «кошечка», цапля и т.д.).
В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения «танцы-игры» способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку и работе.
Содержание тем рекомендательное.
Разнообразие сочетаний танцевальных движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Восприятие ритма и темпа в музыке ребёнок связывает с движением и через него он легче их постигает; для выражения своих музыкальных впечатлений пользуется рисунком; содержание рисунка изображает в движении. Таким образом, одно искусство помогает восприятию другого, а их синтез даёт необходимую полноту восприятия. Эту особенность детского восприятия учитывает музыкальная педагогика.
Урок должен быть для ребёнка процессом творчества. Большое значение имеет детское сочинительство, оставление самими детьми танцевальных комбинаций или образных этюдов.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к концертной деятельности (посещение концертов, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Список литературы.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в
учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7,
с. 106-111.
2. Бекина С.И., Музыка и движение, г. Москва, «Просвещение», 1984 г.
3. Бекина С.И., Ритмическая гимнастика и игровой танец, г. С-Петербург, «Аллегро», 1993 г.
5. Руднева С., Фиш Э., Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение,1972.
6. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.- М.,2000
7. Пинаева Е.А. Ритмика. В 2-х частях. Часть 1.- Пермь,1997.
8. Прутова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
9. Сердюков В.П. программа для подготовительных классов хореографических школ и школ искусств.- М., 1981.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3»
Принято Утверждено
Педагогическим советом Директором МАУДО
МАУДО г. Нижневартовска г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 3» «Детская школа искусств №3»
Протокол № ______________С.В.Очирова
от «» ___ 20 года Приказ № от
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального искусства»
Программа по учебному предмету
ХОР
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Акимова Т.В., преподаватель хоровых дисциплин МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №3"
г. Нижневартовск, 2020 г.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля. Критерии оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список литературы.
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального искусства в детской школе искусств.
Программа ориентирована на формирование первоначальных знаний, умений, навыков в области хорового пения, на развитие вокальных, интонационных данных детей и эстетического вкуса детей.
В настоящее время актуальность приобретает вокально-хоровое воспитание детей. Пение открывают для ребенка богатый мир красоты, добра и света. Организация подготовительных классов при школе искусств ставит своей главной задачей приобщить детей к хоровому искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить навыки и умения слушать музыку и передавать в пении её образное содержание.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6-7 лет.
Программа составлена в соответствии с возрастными и физическими возможностями и с учетом уровня развития детей и направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающегося.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Хор» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Хор» составляет 33 часа аудиторной нагрузки. Распределение нагрузки: 1 академический час в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Хор» проводятся в форме групповых занятий от 6 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета «Хор» - создание условий для хорового образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей средствами певческого искусства, приобщение детей к хоровому искусству. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника.
Структуру данной программы определяет основополагающие разделы:
1 Певческое дыхание.
2. Звукообразование.
3. Дикция.
4. Слуховые навыки.
5. Навыки эмоциональной выразительности.
6. Подготовка к дальнейшему обучению в области хорового пения.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового искусства.
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Хор» построено с учетом возрастных и физических особенностей детей.
Учебный план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Форма контроля
1
Организационный урок
1
наблюдение
2
Понятие о дыхании.
1
наблюдение
3
Основы вокальной работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя.
1
наблюдение
4
Артикуляция.
1
наблюдение
5
Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка.
1
наблюдение
6
Скороговорки.
2
наблюдение
7
Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука.
2
наблюдение
8
Дикция.
2
наблюдение
9
Гласные и согласные, их роль в пении.
1
наблюдение
10
Способы формирования гласных в различных регистрах.
2
наблюдение
11
Атака звука.
2
наблюдение
12
Соотношение характера звука с атакой пения
2
наблюдение
13
Звукообразование.
2
наблюдение
14
Вокально-интонационные упражнения.
1
наблюдение
15
Интонационный ансамбль (унисон)
2
наблюдение
16
Развитие диапазона и интонационных навыков.
1
наблюдение
17
Развитие ансамблевых навыков
1
наблюдение
18
Выработка активного унисона
1
наблюдение
19
Ритмический ансамбль.
2
наблюдение
20
Музыкальная фраза, музыкальное предложение.
1
наблюдение
21
Выработка единого звучания
1
наблюдение
22
Работа над единой манерой исполнения, передача содержаний произведений.
1
наблюдение
23
Работа над художественным образом в произведении
1
наблюдение
24
Открытый урок
1
зачет
Всего
33
Содержание учебного плана
Певческое дыхание.
В пении используется смешанный тип дыхания. Вдох бесшумный, быстрый. В дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо выполнять дыхательную гимнастику, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
Одно из важных условий воспитания навыков певческого дыхания – правильная естественная певческая постановка: прямое без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, положение головы – без напряжения, прямо.
Певческое звукообразование.
В дошкольном и младшем школьном возрасте работу следует начинать с примерных звуков, постепенно расширяя диапазон. Голос должен звучать естественно, удобно без форсирования. В этом возрасте у детей легкое фальцетное звучание. Основной вид голосоведения в пении – кантилена.
Певческая дикция.
Необходимо воспитывать у учащихся:
- округлое формирование гласных;
- верное ударение в слове;
- правильное произношение гласных и согласных в словах и их сочетаниях;
- выделение основного слова во фразе;
- активную артикуляцию с четким, кратким произношением согласных;
- правильно открывать рот, активно работать губами;
- напевное, протяжное звучание голоса.
Слуховые навыки.
Самая серьезная практическая задача-воспитание ладового чувства. Особенно целесообразно использовать в данном случае народные песни.
С дошкольного и младшего школьного возраста начинается формирование вокального и внутреннего слуха (воспитание самоконтроля). Серьезной и ответственной задачей в работе с детьми является воспитание и развитие чувства ритма. В подготовительной группе воспитанию музыкального ритма помогут простые народные песенки и детские музыкально-хоровые хороводы. Особенно хорошо воспользоваться песнями с ярким драматургическим содержанием или играми, сопровождаемыми простейшими мелодиями речитативного характера.
Эмоциональная выразительность.
Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:
- мимики, выражения глаз;
- динамических оттенков;
- четкости дикции.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
- произвольная, характеризующая способность передачи заранее обдуманного содержания исполняемого
Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей навыки произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий.
3. Требования к уровню подготовки обучающихя
По окончании обучения обучающийся:
- владеть навыками пения на легато- четко и внятно артикулировать;
- освоить навыки певческого дыхания;
- координировать слух и голос;
- свободно открывать рот, не форсируя звук;
- выразительно и осознанно исполнять произведение.
4. Формы и методы контроля. Критерии оценок
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля могут быть: наблюдение, похвала, открытый урок.
Промежуточная аттестация учащихся дошкольного возраста не предусмотрена.
Критерии оценки
Данная программа создана, в первую очередь, для развития заинтересованности детей дошкольного возраста, поэтому уровень освоения программы детьми может определяться по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям:
Высокий уровень освоения программы: учащийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен (зачет)
Средний уровень освоения программы: учащийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется (зачет)
Низкий уровень освоения программы: недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин (незачет)
Программа составлена в соответствии с возрастными и физическими возможностями, учетом уровня развития детей.
Принципы и методы требуют учёта психологии детей, особенности их внимания, восприятия, мышления, а также физиологических особенностей организма.
У детей дошкольного возраста при подготовке голосового и артикуляционного аппаратов к правильному звучанию, используются упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание –овладение упражнениями «вдох-выдох».
– овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирований.
Формирование певческих навыков:
- правильное положение корпуса, головы;
- сознательное использование певческих регистров;
- свободно открывать рот, не форсировать звук;
- пение в удобном диапазоне;
- выразительное пение с предварительным текстовым анализом;
- понимание дирижерских жестов учителя.
- артикуляционные упражнения на правильное произношение и
пропевание гласных звуков, округлое их интонирование;
- закрепление ранее освоенных навыков певческого дыхания;
- развитие координации слуха и голоса – выработка приемов пения легато
и стаккато в распевании и песенках.
- поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании.
- продолжение развития координации слуха и голоса;
- расширение возможностей вокального дыхания;
- расширение диапазона песен, использование звуков 2-й октавы.
- пение на различные слоги и с закрытым ртом.
- восприятие и мышление несёт образный характер.
В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Правильно подобранные в процессе обучения хоровые произведения способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку и работе.
Урок должен быть для ребёнка процессом творчества. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к концертной деятельности (посещение концертов, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Список литературы и средств обучения
Список рекомендуемой методической литературы
Абелян Л Как Рыжик научился петь . Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. – 1989 г.
Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983 г.
Добровольская Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. М., 1988 г.
Понамарев А. Жизнь детского хора. Воспитание музыкой из опыта работы. Сост. Вендрова Т. – М. 1991 г.
Рачина Б. Петь в хоре может каждый. Воспитание музыкой. Из опыта работы. Сост. Вендрова Т.- М., 1991 г.
Смирнова Т. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М., 2001 г.
Стулова Г. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. – М. 1988 г.
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М.. 1985 г.
Чарэли Э.. Азбука дыхания. Упражнения и массаж по развитию детского голоса. – Свердловск , 1990 г.
Емельянов В. Развитие голоса. Координации и тренинг. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пение, хормейстеров и вокалистов. – С-Петербург, 1997 г.
Г.П.Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Москва. Издательство «Прометей» МПГУ им.В.И.Ленина 1992г.
П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская «Методика музыкального воспитания». Москва. Музыка 1990г.
Г.П.Стулова. «Хоровой класс». Москва «Просвещение» 1988г.
Т.М.Орлова, С.И.Бенина. «Учите детей петь». Москва «Просвет» 1986г.
Т.М.Орлова, С.И.Бенина. «Учите петь 6-7 лет». Москва «Просвет» 1988г.