ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «ХОР»(коллективое музицирование)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «ХОР»(коллективое музицирование)
Программа по учебному предмету "Хор" разработа на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области хорового исполнительства в ДМШ иДШИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «ХОР»(коллективое музицирование)»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО, НАРОДНЫЕ И СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
по учебному предмету
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Программа разработана:
преподавателем хоровых дисциплин
Ивашевской С.В.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Содержание курса
- Учебно-тематическое планирование
- Основные формы организационных занятий
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-Требования к уровню подготовки выпускника
V. Формы и методы контроля, система оценок
- Методы текущего контроля
- Виды промежуточного контроля:
- Критерии оценки
VII. Список рекомендуемой литературы
- Учебная методическая литератур
-Методическая литература
Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хорового исполнительства в детских школах искусств.
Хоровое пение - самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Хоровое пение обладает огромными воспитательными возможностями, обусловленными самой природой певческого звучания, воздействием на человека музыки и слова, которое вызывает сильные эмоции. Кроме того, хоровое пение весьма эффективно развивает весь комплекс музыкальных способностей, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
Хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следущие особенности:
-специфика хорового пения немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясьспеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей;
- в коллективной хоровой деятельности учащийся раскрывается перед руковдителем и сверстниками, его легче обучить и направить;
- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, обьективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся неостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенчиские;
- работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе;
- совместно осваивая трудности, участия в коллективном исполнении, участники хора зачастую влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к музыкальным занятиям.
Большое значение имеет общий творческий и эмоциональный настрой в учебной деятельности, развитие способности учащихся к сотворчеству, организация совместного труда, общей радости, коллективного успеха.
В ДМШ, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.
При организации занятий целесообразно делится хор на два основных состава – младший и средний. Младший хор учащиеся 1-2 классов, средний хор учащиеся 3-4 классов.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей, праздничные и отчетные концерты.
Программа рассчитанана на возраст обучающихся 7 ( 8 )- 16 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Хоровое пение» составляет 1 час в
Неделю.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество недель
16
18
16
18
16
18
16
18
Аудиторные занятия
16
18
16
18
16
18
16
18
136
Самостоятельная работа
8
9
8
9
8
9
8
9
68
Максимальная учебная нагрузка
24
27
24
27
24
27
24
27
204
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Хоровое пение» при 4-летнем сроке обучения составляет 204 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 68 часа – самостоятельная работа.
Еженедельная нагрузка: аудиторные занятия – 1 час в неделю, самостоятельные – 0,5 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 16 человек) или мелкогрупповая (от 6 до 11 человек).
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель учебного предмета:
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Хоровое пение» являются:
воспитание любви к музыке и хоровому исполнительству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
приобретение обучающимися опыт хорового исполнительстваи публичных выступлений.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ отдельных частей и всего произведения);
- практический (репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано;
- подставки для хора, звукотехническим оборудованием;
Учебная аудитория должна иметь звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
1 и 2 годы обучения
№
Наименование темы
Теорет.
Практ.
ВСЕГО
1
Певческая установка. Дыхание.
2
2
4
2
Звукообразование.
1
5
6
3
Дикция. Артикуляция.
2
3
5
4
Ансамбль. Строй.
1
3
4
5
Работа над произведением.
1
12
13
6
Воспитание эмоциональности, творчества.
-
2
2
ВСЕГО
7
27
34
Вокально-хоровые навыки
Количество выученных произведений за год 9-12.
Певческая установка и дыхание
Посадка певца, свободное без напряжения положение корпуса, спины, головы, плеч, рук, ног. Пение сидя и стоя. Одновременный бесшумный вдох, задержка дыхания, спокойный ровный выдох. Мягкая атака звука. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Нюансы «p, mp, mf».
Звуковедение и дикция
Диапазон С1- D2
Естественный, легкий, светлый звук без крика и форсировки. Правильное, округлое формирование гласных звуков. Головное резонирование. Знакомство с формами звуковедения: legato, nonlegato в песнях разного характера. Развитие дикционных навыков: развитие свободы артикуляционного аппарата за счет активизации губ, языка, челюсти. Четкое произношение согласных звуков в середине и в конце слов. Перенесение согласного звука внутри слова к последующему слогу. Соблюдение правил орфоэпии.
Строй и ансамбль
Выработка унисона, воспитание ладового чувства, умение интонировать ступени лада: устойчивые, не устойчивые, вводные. Интонирование тона и полутона. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, а так же соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Ритмическая устойчивость в различных темпах с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Начальный этап работы над двухголосием: канонами, произведениями с подголосками.
3 и 4 годы обучения
№
Наименование темы
Теорет.
Практ.
ВСЕГО
1
Певческая установка. Дыхание.
2
2
4
2
Звукообразование.
1
4
5
3
Дикция. Артикуляция.
2
3
5
4
Ансамбль. Строй.
1
3
4
5
Работа над произведением.
1
13
14
6
Воспитание эмоциональности, творчества.
-
2
2
ВСЕГО
7
27
34
Вокально-хоровые навыки
Количество выученных произведений за год 8-10. Для выступления 6-7 произведений.
Певческая установка и дыхание
Правильная певческая установка. Пение сидя и стоя. Продолжать углублять работу над дыханием. Одновременно бесшумный вдох, задержка, выдох- максимально продолжительным, ровным и стекать без толчков. Начало работы над цепным дыханием на длинном выдержанном звуке, а так же умелое использование приема формирования звука. Зависимость характера вдоха от характера музыкальной фразы. Приемы работы над разными типами дыхания.
Звуковедение и дикция
Диапазон Вм-Е2.
Продолжение работы над качеством звука. Навык кантиленного пения. Преимущественное использование мягкой атаки, использование твердой атаки при пении marcato. Формы звуковедения: legato, nonlegato, marcato.
Формирование звука. Начало работы над певческим вибрато. Развитие навыков звуковедения в песнях разного характера. Расширение диапазона голоса, обеспечение роста выносливости голосового аппарата.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка и челюсти. Четкое произношение согласных звуков в середине и в конце слов. Раздельное произношение одинаковых гласных настыке двух слов. Правила орфоэпии. Типы дикции в произведениях разного характера (крупная, мягкая, скандированная) сохранение дикционной активности при нюансах «p» и «pp».
Строй и ансамбль
Выработка навыков пения в унисон, одновременное начало и окончание пения. Умение слышать соседние голоса во время пения. Начальный этап работы над двухголосием, каноном, произведениями с подголосками. Ритмический, дикционный, динамический ансамбль в пении. Сознательное интонирование ступеней мажора и минора на основе ладового тяготения.
Исполнение контрастных по характеру произведений, более сложных по форме и содержанию. Полное подчинение руке дирижера. Углубленная работа над художественно-исполнительским планом произведения.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Младший хор 1-2 классы.
№п\п
Содержание тем и виды работ
Теория
Практика
Всегочасов
1.
Организация работы обучающихся на занятиях хора. Вводный урок.
Работа над динамикой. F, p, crescendo, diminuendo.
1
1
10.
Развитие слуховых навыков.
1
1
2
11.
Знакомство с хоровыми терминами.
1
1
12.
Работа над художественным образом
3
3
13.
Работа над репертуаром
8
8
14.
Повторение репертуара
3
3
15.
Контрольный урок.
4
4
Итого:
6
28
344444
Средний хор 3-4 классы.
№п\п
Содержаниетемивидыработ
Теория
Практика
Всего часов
1.
Организационный урок
1
1
2
2.
Распевания, упражнения.
1
1
2
3.
Упражнения на дыхание
1
1
2
4.
Музыкальные термины.
1
1
2
5.
Работа над унисоном
2
2
6.
Работа над дикцией и артикуляцией.
2
2
7.
Работа над партитурами.
1
2
3
8.
Работа с репертуаром.
5
5
9.
Работа над художественным образом
1
2
3
10.
Работа над звуковедением.
1
2
3
11.
Знакомство с произведениями мировой
2
2
Хоровой культуры.
12.
Повторение репертуара
2
2
13.
Контрольный урок
4
4
Итого:
7
29
346
Основныеформыорганизациизанятий
вводные и итоговые занятия;
практические уроки и репетиции;
открытые и методические занятия;
прослушивания,
беседы;
концертные выступления.
Основные методы обучения, используемые в данной программе: словесный,наглядно-слуховой,метод сопереживания, размышления о музыке, практический метод и др.
Учет успеваемостиучащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При выставлении итоговой оценки учитывается участие в выступлениях хорового коллектива.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать:
- элементарные сведения о строении голосового аппарата
- правила охраны и гигиена своего голоса
- правила интонирования ступеней мажорных и минорных ладов
- основные правила орфоэпии
Уметь:
- брать дыхание между фразами
- петь мягким, легким, без напряжения звуком
- владеть мягкой атакой звука
- активно артикулировать
- выделять логические ударения во фразах
Владеть навыками:
- певческого дыхания, атаки звука, артикуляции и четкой дикции
- интонирования интервалов, трезвучий.
Формы и методы контроля, система оценок
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
Виды промежуточного контроля:
При выведении оценки за полугодие учитывается:
- работа на уроке на протяжении полугодия;
- участие в концертных мероприятиях в составе хора или группы;
- стремление и творческий рост обучающегося.
Итоговая аттестация в виде экзамена не предусмотрена.
По итогам каждого полугодия выставляется оценка по пятибалльной системе:
Критерии
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 (отлично)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на концертах школы
4 (хорошо)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в школьных концертах
3 (удовлетворительно)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание хоровых партий, неточное интонирование при сдаче партий
2 (неудовлетворительно)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт
Методические рекомендации
Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования.
Программные требования
За учебный год в хоровом младшем классе должно быть пройдено примерно 9-12 произведений, в том числе:
1-2 народные песни;
2 произведения композиторов-классиков;
5 песен современных композиторов;
1 a`capella ( по возможности ).
За учебный год в среднем хоре должно быть пройдено примерно 8-10 произведений, в том числе:
2 народные песни;
произведения композиторов-классиков;
4-5 песен современных композиторов;
1-2 a`capella ( по возможности ).
В связи с переходным возрастом ( 12–15 лет ), мутацией, отсевом и т.д. в средних и старших классах возможно изменение в форме обучения путем организации вокальных ансамблей. В этом случае учебно-тематический план и программа обучения не меняются.
Необходимость дополнительных занятий по музыкальной грамоте и истории музыкальной культуры реализуется через занятия по сольфеджио и музыкальной литературе в системе ДМШ.
Программа «Хоровое пение» тесно взаимосвязана с уроками «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» (нотная грамота, творчество композиторов).