kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа концертмейстера в Детской школе искусств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, который описывает работу концертмейстера в ДШИ и ДМШ. Специфика,методика, сложности работы и пути преодоления поставленных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа концертмейстера в Детской школе искусств"»





Доклад на тему:



«Работа концертмейстера в детской школе искусств»













Выполнила:

Концертмейстер МАУДО Детская школа искусств

Бояринова О.В.























2023г.

Введение



Самая распространённая профессия среди пианистов - концертмейстер (аккомпаниатор), помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов - от выбора программы и разбора произведения до итога проделанного пути - выступления на сцене.

Особенно важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и школ искусств. Ведь при работе с детьми, концертмейстер не только исполняет произведения с солистом на концертной эстраде, но и работает на уроках, репетициях, разрабатывая вместе с педагогом и учащимся художественную концепцию произведения, вникая во все мелочи технологии ансамблевого исполнительства. Очень многие недооценивают роль концертмейстера при работе с детьми - солистами, в частности, в классе духовых инструментов. А ведь именно концертмейстер вместе с ребёнком исполняет музыкальное произведение, участвует в создании художественного образа, в создании исполнительской концепции, начиная с выбора программы, работы над нотным текстом, балансом звучности, темпо-ритмом произведения, вместе они являются участниками единого, целостного музыкального организма.

Концертмейстер участвует в процессе работы над произведением, стремясь к подлинно художественному воплощению своей партии при одновременном контроле за исполнением солиста, помогая ему дельными профессиональными советами в процессе работы. И все это завершается совместным творческим выступлением на концертах, экзаменах и других зачетных мероприятиях. Поэтому деятельность концертмейстера не ограничивается успешным выступлением на сцене. Она многопланова и заключает в себе, не только творческую, но и педагогическую направленность.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДШИ и ДМШ

Концертмейстеры в ДМШ работают в оркестровых классах и классах народных инструментов, в хоровых классах и классах ударных, струнных и духовых инструментов, а также классах сольного пения. Они исполняют аккомпанирующую партию в произведениях, написанных с сопровождением фортепиано или выполняют роль аккомпанирующего инструмента, часто заменяющего оркестр.


Так кто он, концертмейстер в ДШИ? Помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельности в процессе работы? В Большой советской энциклопедии мы читаем: «Концертмейстер (с немецкого Konzertmeister):
1. Первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижера на репетициях. В 18 в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижера.
2. Первый исполнитель одной из струнных групп оркестра (альтов, виолончелей, контрабасов).
3. Пианист, аккомпанирующий певцам во время их концертных выступлений и помогающий им разучивать свои партии.

Исполнительская квалификация “концертмейстер” присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, способствует более разностороннему развитию, обогащает профессиональные становления личности музыканта. Профессиональная подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального искусства, воспитание не только исполнителей-инструменталистов, но и эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области музыкального образования серьёзные задачи как перед педагогами, так и перед концертмейстерами. Соответственно, возрастают требования к профессиональному мастерству, включающему не только высокий в художественном и техническом отношении уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приёмами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученные знания на практике. В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования.

В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления страха перед сценой, страха перед повторением ошибок. Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира.

Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает пианист. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе. Можно предположить, что вопросам психологической компетентности, имеющим в данной профессии особо важное значение, должно уделяться специальное внимание при обучении, опирающееся на конкретные рекомендации методической литературы.

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Понятие «концертмейстерское искусство» может относиться к исполнителям на различных инструментах (баян, гитара), если в процессе работы необходимо решать и педагогические, и ансамблево-исполнительские задачи.

Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки. 
Несмотря на незвучное определение “учебно-вспомогательного персонала” концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Как говорил Е. Шендерович «Нужно выработать особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнера, но при этом быть «музыкальным лоцманом» - уметь провести «исполнительский корабль» сквозь все возможные рифы и донести до слушателя единую концепцию произведения».
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, знаний особенностей игры на инструментах в тех классах, где они работают, знание специфики работы на разных отделениях.
При всем разнообразии и определенных особенностях работы в разных классах и на различных отделениях, можно попытаться сформулировать ряд общих специфических черт в работе концертмейстеров детских школ искусств и детских музыкальных школ.
Одной их таких важных особенностей является умение и готовность быть “вторым”. Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как пытаясь выделиться можно заглушить, “забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс.
Другое, не менее важное требование – точнейшее следование тексту. Динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точнейшим образом. Недопус-тимо в текстах, особенно классиков, написанных именно для фортепиано, переделывать оттенки, мелизмы и прочее.
Часто возникает при исполнении партии аккомпанемента другая сложность, когда данная партия сочинялась не для фортепиано с учетом особенностей инструмента (удобства фактуры ,регистровой красочности, ясных задач педализации и т.д.), а является переложением, то есть одним из вариантов воплощения на фортепиано музыки, первоначально написанной для оркестра.
Именно с раннего возраста учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро-ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, особенно когда он играет с пианистом_профессионалом. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма у учащегося - важнейшая задача не только педагога, но и концертмейстера. Ансамблевая игра не только даёт концертмейстеру возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. В работе с учениками концертмейстер создает опору и поддержку юным солистам. Концертмейстер выступает в качестве организатора музыкального процесса и времени, что роднит его профессию с профессией дирижера. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его помощником. Совместная игра с концертмейстером приучает детей быстро ориентироваться в нотном тексте, не теряться, всегда хорошо знать свою партию, быть внимательным, уметь слушать не только себя, но и своего старшего друга и помощника. В свою очередь, и концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста». Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов отличается большей или меньшей плотностью, и насыщенностью. Одна из важнейших составляющих для концертмейстера при начальном освоении произведения учащимся - помочь ребёнку разучить его партию. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех. Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с учащимся. Сколько раз замечала, как терялся первоклассник при первой встрече с концертмейстером, хотя свою партию ребёнок знал очень хорошо и был морально подготовлен своим преподавателем к встрече с опытным пианистом. Здесь очень важно: ласковым взглядом, улыбкой, добрым словом дать понять ребёнку, что ты ему друг и помощник, что вдвоём легче выучить произведение и раскрыть его содержание. Для ученика зачастую возникает сложность при вступлении после партии фортепиано. Маленький солист должен просчитать, почувствовать, а затем запомнить по слуху трудные вступления в своей партии. Здесь важно не только качество, но и количество занятий с концертмейстером. Самым маленьким воспитанникам тяжело дается игра в ансамбле, так как звучание аккомпанемента зачастую мешает слуховому контролю собственной партии. Чуткость и еще раз чуткость помогают концертмейстеру решить многие проблемы обучения и исполнения. Когда концертмейстер остаётся с учащимся наедине без преподавателя, он берёт на себя активную педагогическую роль: помогает ученику настроить инструмент в начале занятия, проучивает вместе с учащимся тест, трудные места, следит за ритмической чёткостью и интонационной точностью, отрабатывает моменты начала и окончания звука. Отработка совместного начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два года обучения - камень преткновения для многих детей. Наша, концертмейстерская, задача: давать ауфтакт (кивок головы, короткий вдох, жест, движение корпуса, даже мимика - здесь может работать что угодно, лишь бы ученик понимал вас в буквальном смысле с полувздоха). На плечи концертмейстера ложится большой груз ответственности за начинающего музыканта, который требует повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Пианист отвечает за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения. Поэтому, концертмейстер постоянно должен совершенствовать своё пианистическое мастерство, без этого попросту трудно и неинтересно работать. О фортепианной технике певец и аккомпаниатор Дж. Мур пишет, что «в ней, как и в технике певца или скрипача, подразумевается мастерство звукоизвлечения, воспроизведение звуков не только красивых, но и разнообразных по оттенкам...». Огромное значение при работе с детьми имеет характер отношений между преподавателем и концертмейстером, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринуждённости и взаимопонимания. Если это творческие, активные, заинтересованные в своём деле люди, которые постоянно повышают свой профессионализм, занимаются концертной деятельностью, участвуют в профессиональных конкурсах, стремятся к поиску нового, актуального репертуара, ярких концертных номеров, обсуждают и планируют предстоящую концертную деятельность учащихся, то это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся. В момент концертного выступления концертмейстер обязан не бояться за себя и должен быть спокоен за солиста. А посему необходимо быть уверенным в тексте, знать назубок партитуру, быть готовым к любому повороту событий, обладать огромной выдержкой. Только с уверенным в себе и профессиональным концертмейстером ученик чувствует помощь и опору в игре. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены. Таким образом, для педагога в классе концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, который должен обладать постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами-детьми, в собственном музыкальном совершенствовании.
Надо отметить, что большинство композиторов считало фортепиано единственным инструментом, способным воспроизвести сущность оркестровой партитуры и в данных случаях партия фортепиано представляет собой не что иное, как приспособление красочного, масштабного, многоголосного звучания симфонического оркестра к возможностям одного инструмента–фортепиано.
Композиторы, создававшие превосходные оркестровые партитуры, в работе над клавиром зачастую не учитывали технических неудобств пианиста, перенасыщая фортепианную фактуру значительными сложностями, затрудняющими естественное исполнение фортепианной партии. Концертмейстеру часто приходится упрощать эту фактуру, добиваясь более рационального способа изложения. 
При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки. В процессе разучивания произведения с хором или солистами пианист может применить метод вычленения сольной партии или хоровой партитуры, сводя фортепианную партию к основным гармоническим и ритмическим функциям. Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд, и предполагает наличие у концертмейстера хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Исполняя же эти произведения в концертном зале, концертмейстеры должны создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой масштабности рояля.
Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является также развитое умение чтения с листа и транспонирование.
Конечно, в концертах или на экзамене чтение партии с листа или транспонирование почти не встречается, но в рабочем процессе в классе эти качества крайне необходимы.
Многие качества, присущие концертмейстеру-пианисту приближают его к дири-жеру, что вызывает в свою очередь обладание такими чертами, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение “цементировать” ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.
Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.
Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.

Навыки, умения и качества пианиста-концертмейстера

Какими же навыками и качествами должен обладать пианист, чтобы стать хорошим концертмейстером?

Конечно же, хорошее владение роялем, как в техническом, так и музыкальном плане. Причем, невозможно пианисту добиться больших успехов в аккомпанементе, если он не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

Кроме владения навыками пианистического мастерства, концертмейстер должен освоить множество дополнительных изменений: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т.д.

Концертмейстер должен обладать хорошим музыкальным слухом, артистизмом, воображением, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Чтобы почувствовать музыку разных стилей, концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар. Хороший концертмейстер всегда проявляет большой интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа, форм, полифонии).

Концертмейстеру необходим ряд положительных, психологических качеств. Прежде всего – это особенное внимание. Специфика его в том, что оно многоплановое: его нужно распределить не только между двумя собственными руками, но и относить к исполнителям, т.е. главным действующим лицам. Требуется огромная затрата физических и душевных сил для того, чтобы следить за тем, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу основ ансамблевого музицирования.

Быстрота и активность реакции, воля и самообладание – все это качества, которые очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.

Концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:

1. Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству. 

2. Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач. 

3. Чувство партнерства, сопереживания. 

4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям. 

5. Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи(у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех и других), тесситура (у вокалиста). 

6. Быстрота реакции на сцене во время исполнения. 

7. Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие ситуацию” во время публичного концерта. 

8. Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа. 

9. Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, необходимых в работе концертмейстера. 
Кроме всего сказанного отметим, что занятия с концертмейстером-пианистом очень любят учащиеся-инструменталисты и класса сольного пения, так как она приближает их к концертному выступлению. Причем, иногда эта работа бывает полезна и без преподавателя.
Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнитель-скую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских музыкальных школ неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

Концертмейстер - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличи-тельной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная "планка" мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными притязаниями каждого концертмейстера.

     Заключение

Подводя итог, можно обозначить те основные навыки, которые необходимы концертмейстеру для его успешной профессиональной деятельности:

  • умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, воплощая смысл заложенных в нотах звуков;

  • знание основных дирижерских жестов и приемов;

  • знание основ обучения пению, постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;

  • владение навыками игры в ансамбле;

  • иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания;

  • иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ форм, полифонии;

  • быть активным союзником и помощником хормейстера, создавать плодотворную творческую атмосферу занятий;

  • постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и концертмейстера, обогащать имеющиеся знания, исполнять накопленный репертуар, учиться у коллег.

Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано. Примерная программа для ДШИ, сост.Е.Пономарева, М., 2006.

  2. Бикташев В.Н. Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства, Санкт-Петербург : Изд-во Союз художников, 2014.

  3. Большая советская энциклопедия Т.13.

  4. Ворончихина Е.М. «К вопросу о развитии концертмейстерских навыков у пианистов».

  5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.: Гос. муз. изд-во, 1961.

  6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

  7. Юдин А.Н. Актуальные вопросы подготовки пианистов к концертмейстерской деятельности «Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование», №1 (сентябрь) — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2014.

  8. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. -М.: 1996.

  9. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. Советская музыка №4. 1969.










 


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Работа концертмейстера в Детской школе искусств"

Автор: Бояринова Оксана Валериевна

Дата: 04.02.2024

Номер свидетельства: 645108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "ДОКЛАД На тему «Специфика деятельности концертмейстера в детской школе искусств»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_spietsifika_dieiatiel_nosti_kontsiertmieistiera_v_dietskoi_shkol"
    ["file_id"] => string(6) "430541"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506926667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Особенности работы концертмейстера в хоровом и вокальном классах."
    ["seo_title"] => string(66) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_v_khorovom_i_vokalnom_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "613260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1663570067"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Специфика работы концертмейстера в современной школе искусств"
    ["seo_title"] => string(66) "spetsifika_raboty_kontsertmeistera_v_sovremennoi_shkole_iskusstv_1"
    ["file_id"] => string(6) "504037"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553154976"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) ""Об особенностях концертмейстерства в классе академического пения детской школы искусств""
    ["seo_title"] => string(80) "ob_osobennostiakh_kontsertmeisterstva_v_klasse_akademicheskogo_peniia_detskoi_sh"
    ["file_id"] => string(6) "523669"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571737962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методический доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера с духовыми инструментами и в классе домры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_doklad_na_temu_spetsifika_raboty_kontsertmeistera_s_dukhovymi_inst"
    ["file_id"] => string(6) "485753"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542232365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства