ДОКЛАД На тему «Специфика деятельности концертмейстера в детской школе искусств»
ДОКЛАД На тему «Специфика деятельности концертмейстера в детской школе искусств»
Доклад кратко освещает особенности деятельности концертмейстера в условиях многопрофильной направленности детских школ искусств. В докладе затрагиваются должностные обязанности концертмейстера, особенности его работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебный процесс в Баянаульской детской школе искусств имени Жаяу Мусы идет по следующим направлениям – вокально-хоровое исполнительство (дисциплины – сольное пение, хор); хореография (классическое, эстрадное и народное направление); инструментальное исполнительство (фортепиано, гитара, баян, аккордеон, скрипка, кобыз, домбра).
Существует две чрезвычайно функциональные и важные профессии – концертмейстер и аккомпаниатор. Между ними есть существенное различие: аккомпаниатором является музыкант-пианист, осуществляющий аккомпанемент единомоментно, к примеру на концерте (также это может быть экзамен или конкурс). Концертмейстер же – пианист, за плечами которого стоит длительная работа с учащимся и педагогом. Работа эта осуществляется из урока в урок. Деятельность любой ДШИ непредставима без концертмейстера.
Деятельность концертмейстера школы искусств способствует развитию: музыкально-исполнительских, психолого-педагогических, организационно-творческих профессиональных компетенций. Работа с детьми позволяет постоянно учиться тонкостям педагогики, психологии, развиваться в процессе совместной музыкально-исполнительской деятельности.
Деятельность концертмейстера в основном проходит под руководством педагога, (что для молодого и начинающего концертмейстера является в какой-то мере учебным, методическим и практическим пособием по работе). Исходя из практики, концертмейстер должен знать азы той сферы деятельности, где он работает, с целью – например, временной замены педагога по каким-либо причинам. Постигая специфику того или иного предмета в процессе работы, концертмейстер развивает в себе очень важные качества - педагогические, личностные, исполнительские.
Должностные обязанности концертмейстера детской школы искусств:
- совместно с преподавателем непосредственно участвует в учебном процессе, музыкальном воспитании учащихся;
- осуществляет подготовительную работу для координации действий на уроке, а также, по составлению тематических планов на учебный год;
- способствует развитию у учащихся художественного вкуса, расширению музыкально - образных представлений, стимулируя развитие творческой индивидуальности;
- проводит подбор музыкального материала с учетом его художественной ценности, учебных задач и требований программ;
- обеспечивает высокохудожественное и профессиональное исполнение музыкального материала, на уроках, занятиях сценической практикой;
- осуществляет переложение музыкальных произведений с партитуры, аудиозаписей, произведений вокальной и вокально-инструментальной литературы;
- бегло читает с листа, транспонирует музыкальные произведения;
- владеет элементарными навыками импровизации;
- составляет целостные музыкальные композиции (по стилю, эпохе, жанрам) для постановок в старших классах по всем дисциплинам специального цикла;
- постоянно работает над повышением собственного профессионального мастерства;
- обновляет репертуар один раз в полугодие по запросу преподавателя;
- разрабатывает совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы;
- участвует в деятельности педагогического и иных советов школы, в работе по проведению родительских собраний, консультаций, воспитательных и других мероприятий предусмотренных программой деятельности школы, планами работы;
- выполняет иные обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом - подготовка к участию и участие в конкурсах, концертах, семинарах и т.п., организация и проведение культурно-массовых мероприятий, комплектование учебных кабинетов и др.;
- заменяет на уроках временно отсутствующих концертмейстеров по распоряжению директора и (или) его заместителя;
- работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлена норма времени
Помимо этого концертмейстер проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает навыки ансамблевой игры, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности. Аккомпанирует вокалистам или инструменталистам в индивидуальной и концертной работе. Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях (спортивных соревнованиях по спортивной, художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванию). Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Особенности концертмейстерской деятельности заключаются, прежде всего, в ее многофункциональности. Концертмейстер одновременно совмещает работу концертного исполнителя, педагога, психолога, менеджера.
Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств заключается в сотрудничестве с представителями разных художественных специальностей (сольное пение, инструментальное исполнительство, хореография), и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.
Рассмотрим, спектр исполнительских умений и навыков, которыми должен обладать концертмейстер.
Прежде всего, хорошее владение роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит:
законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента;
владение навыками игры в ансамбле;
умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, что полезно, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами;
знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра, знание ключей «До» - для того, чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихам и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха;
умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора;
умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры;
знание основных дирижерских жестов и приемов;
знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;
для успешной работы с вокалистами необходимо знание основ фонетики итальянского, желательно и немецкого, французского, языков, то есть знать основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь – окончаний слов, особенности фразировки речевой интонации;
знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
знание национального фольклора, основных обрядов, а также приемов игры на народных инструментах – домбре, кобызе, гуслях, балалайке, домре;
умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;
знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик
Помимо исполнительских навыков концертмейстер является для педагога по специальному классу первым помощником, музыкальным единомышленником, выполняя, таким образом, свои педагогические функции. Функции концертмейстера работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту - главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Исходя из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что концертмейстерская деятельность в детской школе искусств – отнюдь не безмолвное «играние», и сам концертмейстер – не бесплотная тень педагога на занятиях, а непрерывно развивающийся во всех направлениях музыкант, педагог, личность с самыми многообразными способностями и качествами.