Просмотр содержимого документа
«Презентация по искусству: "Художественный образ - стиль - язык"»
Тема урока :Художественныйобраз – стиль – язык8 класс ( 2 урок)
Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.Египет. Искусство александрийской эпохи
У каждого времени своё лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы
Большой Сфинкс в Гиззе
О. Роден.Граждане Кале
Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ— это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
В искусстве различают:
стильэпохи(исторический),
национальныйстиль (принадлежность тому или иному народу),
индивидуальныйстиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
Характеризуя стильв архитектуре, говорят, что«стиль — это эпо-
ха»,в других искусствах —в живописи, музыке, литературе—«стиль — это человек».
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
№1
№2
№3
№4
№5
№6
К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно
отнести эти произведения искусства?
К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному —
можно отнести эти произведения искусства?
№1
№2
№3
№4
№5
№6
Язык любого искусства помогает услышать в
произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа.
Картина «На пороге вечности» или «Старик, опустивший голову на руки», в сохранившемся варианте, написанном маслом на основе литографии, во многом превосходит более ранние, аналогичные работы с изображением старого, больного крестьянина.
Если на раннем рисунке, наброски которого появились в 1881-1882 гг., Ван Гог изобразил старого, горюющего человека, то после возвращения к сюжету в 1890 году, когда ему открылись тайны передачи чувств посредством карандаша и кисти, на первый план выходит горе и одиночество старика, т. е., передано само состояние несчастного человека.
Более прозрачной становится внутренняя сущность больного, беззащитного существа. Художник не ищет нового отношения к тому, что изображал ранее, он просто в поиске воскрешения былых переживаний, но стремится передать их на более совершенном в эстетическом плане уровне, с учетом вершин мастерства, достигнутых им в процессе эволюции творчества. Если раньше, он только воспринимал истинное душевное состояние человека, то теперь, сумел постичь, как передать это чувство на холсте.
Винсент Ван Гог."На пороге вечности"
1890.
Выразительность, эмоциональность,
образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:
композиция,
форма, —
фактура,
ритм,
тон,
интенсивность.
Это общее — в языке искусств.
К. Малявин.Вихрь
Каждый вид искусства говорит своим языком:
живопись— цветом,
графика— линией и пятном,
скульптура—объемом,
музыка— звуком, интонацией,
танец— пластикой жестов и движений,
литература— словом.
А. Головин.Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»
Д. Веласкез.Менины
Х. Миро.Карнавал Арлекина
П. Пикассо.Менины
Цвет - язык живописи
Шишкин И.И.Зима.
И.И. Шишкин.Пруд в роще
И.И.Шишкин
Лес весной.
Шишкин И.И.Рожь.
Линия и пятно – язык графики.
Альбрехт Дюрер
Леонардо да Винчи
"Меланхолия"
Набросок к картине
ВрубельАвтопортрет
Язык скульптуры - объём
МикеланджелоПьета
Е. Вучетич.
Памятник
воину-освободителю
вБерлине.
Этьен-Морис Фальконе
Памятник Петру I
Пластика жестов и движений
язык танца
Слово – язык литературы
Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.
В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической.
В чем специфика средств выразительности этого произведения? Какие особенности языка помогаютпонять и почувствовать образ?
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр — элегия.
Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха (строки) дают пейзажную картину:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. Второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их дается в следующих строках:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...
Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Следующие четыре стиха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.
Звук и интонация – язык музыки
Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение?