Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительной культуре»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план по предмету «Изобразительная культура» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Коррекционные задачи:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развивать у учащегося эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащегося с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширять и уточнять словарный запас ребёнка за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
-развивать у школьника художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Срок реализации программы-1год.
2.Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающего мира, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительной деятельностью зрительно-двигательный опыт составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества.
Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности ребенка с отклонениями в умственном развитии, когда затруднены многие каналы поступления информации, учтена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими.
Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации.
В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей навыков письма.
Наглядное, чувственное знакомство с предметами положительно влияет на развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер.
Последовательное изучение тем, предусмотренных программой, обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетические чувства в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем.
В программу включены следующие разделы: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве.
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащегося и образцов рисунков, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Межпредметные связи: ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Занятия с ученицей по ИЗО проводятся 1 раз в неделю дома у ученицы по четвергам.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Исскуство»». Занятия по предмету «Изобразительная культура» проходят с сентября 2019 года по май 2020 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего за год
8 ч
8 ч
10 ч
8 ч
34 ч
4. Содержание учебного предмета.
Наименование
Кол-во часов
Темы
Практическая часть
Работа с раскрасками
15
Раскраска по алфавиту
«Раскраска пластилином».
раскрашивание
Рисование с натуры
13
Рисование овощей, фруктов
Рисование игрушек
Слушание объяснений учителя, выполнение по образцу
Рисование на темы
4
«Берёзовый лист».
«Лист дуба».
Рисование на тему: «Деревья осенью»
Слушание объяснений учителя, самостоятельное выполнение задания
Экскурсия
1
«В мире прекрасного»
Наблюдение, ответы на вопросы
Декоративное рисование
2
Узор в полосе.
Узор из цветов.
Слушание объяснений учителя, самостоятельное выполнение задания
5. Требование к уровню подготовки учащейся.;
учащаяся должна уметь:
*правильно определять величину изображения в зависимости от размера бумаги
*передавать в рисунке форму предметов в несложном пространственном положении
*подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов
*анализировать свой рисунок
*рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства
*узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Учащаяся должна знать:
*виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
*основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
*особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, дерево, фарфор);
*отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе. Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является:
Класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
5
рисунок
рисунок
рисунок
рисунок
В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
Выполнение самостоятельных практических работ;
беседы, устный опрос
Контроль практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.
Основные требования к знаниям и умениям:
-передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц
7.Календарно – тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
дата
примечание
1 1 чет
Рисование осенних листьев
1
листья
2
Раскраска грибов: (муляжи).
1
Муляжи грибов
3
Экскурсия «В мире прекрасного»
1
4
«Берёзовый лист».
1
Веточка берёзы
5
«Лист дуба».
1
Веточка дуба
6
Рисование на тему: «Деревья осенью»
1
Иллюстрации картин
7
Игра «Хитрые краски»
1
Палитра, краски
8
Раскраска.
1
Сухие листья, ягоды, образец работы
9 2 чет
Раскраска по алфавиту.
1
Образец работы
10
Рисование геометрических предметов.
1
Геометрические фигуры, образец работы
11
Раскраска по алфавиту
1
раскраска с иллюстрациями
12
«Раскраска пластилином».
1
пластилин
13
«Раскраска по алфавиту».
1
раскраска
14
Транспорт
1
Предметные картинки
15
Раскраска пластилином
1
пластилин
16
Рисование узора
1
Образец работы
17
3 чет
Раскраска по алфавиту.
1
раскраска
18
Новогодняя открытка
1
Новогодняя открытка
19
Тематическое рисование «Первый снег»
1
Иллюстрации зимних картин
20
Веточка ели с елочными игрушками
1
Веточка ели, новогодние игрушки
21
Тематическое рисование «Новогодняя елка»
1
Сюжетные картинки
22
Рисование овощей, фруктов
1
Муляжи овощей, фруктов
23
Рисование игрушек
1
Игрушки
24
Раскраска по алфавиту.
1
25
Раскраска по алфавиту.
1
26
Рисование светофора
1
Образец
27
4 чет
Раскраска по алфавиту.
1
Образец работы
28
Узор в полосе .
1
Образец работы
29
Узор из цветов
1
Образец работы
30
Рисование на тему: «Снегопад»
1
Сюжетные картинки
31
Рисование на тему: «Снеговики»
1
Предметные картинки
32
Наши друзья - животные»
1
Предметные картинки
33
«Чудо - платье»
1
Иллюстрации росписи
34
Раскраска по алфавиту.
1
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники:
Программно-методическое обеспечение:
1.Обучение рисованию. Т.Н.Доронова, С.Г. Якобсон Москва «Просвещение» 1992 г.
2. Поурочные планы. Е.В. Алексеева «Изобразительное искусство». 4 класс. 1 и 2 часть. Волгоград. 2006 г.