Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Архитектурная мастерская"»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Рабочая программа
«Архитектурная мастерская»
Разработала Боченкова И.А,
2017 г.
Пояснительная записка
Среда формирует человека, а человек, в свою очередь, создает среду. При этом на городское и природное пространство влияют не только архитекторы и политики, а каждый из нас непосредственно несет ответственность за его состояние и развитие. Необходимо чутко воспринимать пространство, чтобы воздействовать на него сознательно. Образование в области архитектуры и дизайна дает нам те самые инструменты и навыки для многогранного понимания среды вокруг нас.
Изучение архитектуры с детства помогает каждому ребенку вырасти креативным, культурным и свободным человеком: он внимательно относится к окружающему миру, способен на него влиять и нести ответственность за то, что его окружает - пространство жизни, работы, отдыха - и, в конечном итоге, за самого себя. Когда человек в современном обществе чувствует себя достаточно уверенным и смелым, чтобы придумывать и творить, он может внести реальные изменения в окружающую действительность.
Архитектура, как дисциплина, обеспечивает понимание взаимосвязей между науками, искусствами и другими сферами жизни - это особенно важно в быстро меняющихся условиях современного мира. Архитектуру нельзя воспринимать вне исторического и культурного контекста, вне людей и традиций; она не существует вне географии, экологии, экономики, политики, искусства, психологии. Архитектура - это наука об искусстве и математике, о логике и воображении, об осязаемом и неосязаемом. Изучая принципы формирования пространств и создавая эти пространства, дети не только тренируют логическое мышление в увлекательной форме, но и развивают эстетическое восприятие и вкус.
В каждом здании, городе и помещении зашифровано два сложных языка. Один – более очевидный, формальный, конструктивный - язык архитектурных терминов, который стоит выучить, чтобы грамотно обращаться к окружающему миру. Второй – язык историй и их интерпретаций. Датский архитектор и исследователь Йес Ваунбью называет это "невербальными историями", которые рассказывает архитектура, и которые важно научиться читать с ранних лет, ведь именно они нас определяют, изменяют и формируют.
Наконец, изучение архитектуры включает в себя развитие навыков ремесленного дела. Принципы конструирования макетов, механизмы работы инструментов и возведение настоящих конструкций больше всего увлекают детей и дают им наиболее значимый опыт. Дети запоминают то, что они видят, и это влияет на них потом всю жизнь, при выборе профессии и при решении самых разных задач в жизни. Сегодня дети не так часто имеют доступ к настоящим ремесленным пространствам.
Программа рассчитана на 64 часа в год (2 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 14 графических работ и 5 практических работ.
Цель и задачикурса.
Целью обучения в мастерской является развитие объемно-пространственного, логического и творческого мышления и конструкторских навыков. Благодаря такой комбинации ученики учатся мыслить нешаблонно, чувствовать пространство и цвет, осваивать профессию архитектора и дизайнера. Поступившие в архитектурные институты на первых курсах сталкиваются с колоссальным объемом новой информации, данная программа познакомит учеников с основными понятиями, которые встретятся в институте.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать знания об основах цветоведения и колористики, композиции плоскостной и объемной, типографики, архитектурном проектировании;
научить читать и выполнять несложные архитектурные чертежи, эскизы, макеты;
развивать навыки архитектурной подачи, статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы и ее конструктивных особенностей;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные разделы программы по черчению:
№
Разделы
Всего часов
Цветоведение
8
Основы композиции
10
Шрифтовая композиция
8
Архитектурное проектирование: макетирование
20
Архитектурное проектирование: архитектурная подача проекта
20
Итого
64
Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы акварелью, тушью, рапидографом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.
Учебно-тематический план по черчению
№
Раздел, тема
Кол-во часов
В том числе
Графические работы
Практические работы
Контрольная работа
Цветовединие
8
2
2
-
Введение, теория цвета
2
-
-
-
Понятие о цветовом круге
2
1
-
-
Типология оптических иллюзий
2
1
-
-
Гармония цвета
2
-
2
-
Основы композиции
10
4
-
-
Плоскостная композиция
4
2
-
-
Объемно-пространственная композиция
6
2
-
-
Шрифтовая композиция
8
2
1
-
Введение, типы шрифтов
2
-
-
-
Виды шрифтовых композиций
2
2
-
-
Выполнение композиции
4
-
1
-
Архитектурное проектирование: макетирование
20
3
1
-
Введение в архитектурное проектирование
2
-
-
-
Поиск образа архитектурного объекта
4
1
-
-
Макетирование
14
2
1
Архитектурное проектирование: архитектурная подача проекта
20
3
1
-
Виды архитектурной подачи проекта
6
3
-
-
Подача и оформление проекта
14
-
1
-
Итого
64
14
5
-
Содержание учебного предмета
Цветоведение (8 ч)
Основные теоретические сведения
Краткая история цветоведения, развитие теории цветового круга. Физическая основа цветоведения. Основы трехкомпонентной теории смешения цветов. Психофизиологические основы зрительного восприятия цвета. Типология оптических иллюзий. Гармоничные сочетания цветов.
Практические работы
Знакомство с цветовым кругом И. Иттена. Виды контрастов: ахроматический, хроматический, пограничный, симультантный, последовательный. Явление иррадиации.
Методология архитектурного проектирования. Комплексный метод проектирования. Метод анализа. Приемы компоновки целостной системы архитектурного объекта и средствами гармонизации объекта. Основные методы и приемы макетирования.
Практические работы
Выявление образа объекта проектирования, анализ сущесствующей ситуации. Клаузура. Макетирование.
Архитектурное проектирование: архитектурная подача проекта
(20 ч)
Основные теоретические сведения
Графическое представление архитектурного проекта объекта, компоновка, основные элементы.
Практические работы
Чтение архитектурных чертежей. Виды архитектурной подачи: отмывка, томповка, отрисовка рапидографом.
-выбирать способы графического отображения объекта; выполнять макеты, чертежи и эскизы; строить шрифты; использовать базовые законы цветоведения и композиции .
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
-выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, макетов.
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Критерии и система оценки графической работы
Четкость выполнения графической работы;
Композиция, компоновка на листе.
Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
Правильность выполнения;
Самостоятельность;
Четкость выполнения, композиция.
Перечень используемой литературы:
Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М.: Искусство, 1986.
Наумова Н.В. Цвет в художественном конструировании: Учебное пособие. – Владивосток: ДВТИ, 1995.
Цветовая гармония интерьера. Советы профессионалов / Пер. с англ. – М., 2000. – 128 с.
Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П. Основы цветоведения: Учеб.-метод. пособ. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 64 с.
Ефимов А. В. Колористика города. — M.: Стройиздат, 1990
Шорохов Е. В. Композиция. — М., 1986.
Шпара Е. П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. — К., 1984.
Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Пер. с англ. М., 2006.
Королькова А. Живая типографика. М. IndexMarket, 2008. — 224 с., илл.
Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2 — М.: Слово/Slovo, 2000.
Птахова И. Простая красота буквы. — Русская графика.: Санкт-Петербург, 1997.
Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. — Плакат: Москва, 1988
Соловьев С. А. Шрифт и декоративное оформление. — Высшая школа: Москва, 1993.
Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Пер. с англ. и коммент. С.И. Пономаренко. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 496 с.: ил.
Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с., ил.
Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально- функциональные аспекты. Учебное пособие / Серия «Высшее профессиональное образование» / – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 160 с., ил.
Молчанов В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс. 2003. – 240 с., ил. – (Серия «Учебные пособия»).
Календарно - тематическое планирование по черчению.
№ урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Дата проведения
Примечание
По плану
По факту
Цветовединие. 8 часов
1
Введение, теория цвета
комбинированный
Краткая история цветоведения, развитие теории цветового круга. Физическая основа цветоведения. Психофизиологические основы зрительного восприятия цвета.
Знать краткую историю цветоведения и развития теории цветового круга. Оперировать понятиями физической основы цветоведения и психофизическими основами зрительного восприятия цвета
Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания
2
Понятие о цветовом круге
Комбинированный урок
Урок - беседа
Теория цветового круга И. Иттена. Основы трехкомпонентной теории смешения цветов.
Подготовка инструментов и рабочего места.
Изготовление цветового круга.
3
Типология оптических иллюзий
Комбинированный урок
Урок - практикум
Цветосветовая индукция (одновременный, пограничный, последовательный контраст, явление иррадиации). Оптико-геометрические иллюзии (Иллюзия выпуклости (иллюзия Геринга) и иллюзия вогнутости (иллюзия Вундта), иллюзия Ф. Целльнера, иллюзия Мюллера-Ляйера, иллюзия излома наклонной линии и тд)
Иметь представление об оптических иллюзиях, о способах их учета и устранения.
Изучить типы цветовых гармоний, уметь пользоваться ими на практике для создания гармоничных цветовых соотношений.
Основы композиции, 10 часов
5
Плоскостная композиция
урок формирования новых знаний Урок-практикум
Типы формальной композиции: замкнутая, открытая, симметричная, ассиметричная, статичная, динамичная. Формы композиции: точечная, линейно-ленточная, плоскостная. Целостность композиции, подчиненность и уравновешенность.
.
Уметь выполнять практическую работу используя законы композиции.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при построении композиции.
6
Объемно-пространственная композиция
урок формирования новых знаний
Урок-практикум
Формы композиции: объемная, пространственная.
Знать правила построения гармоничных композиций.
Уметь владеть способами построения объемных композиций из бумаги и др. материалов.
Шрифтовая композиция, 8 часов.
7
Введение, типы шрифтов.
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Виды шрифтов, история их возникновения. Классификация шрифтов,
Знать основные виды шрифтов, принципы их использования в дизайне и архитектуре.
8
Виды шрифтовых композиций
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Типографика и шрифтовая композиция.
Уметь выбирать подходящий для композиции шрифт.
Разработать собственный логотип. Создать каллиграмму.
9
Выполнение композиции
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Особенности построения шрифтов.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Используя знание о композиционных приемах – создать шрифтовую композицию.
Архитектурное проектирование: макетирование. 20 часов
10
Введение в архитектурное проектирование
урок формирования новых знаний
Урок-лекция
Методология архитектурного проектирования.
Иметь представление о методах и этапах архитектурного проектирования.
11
Поиск образа архитектурного объекта
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Комплексный метод проектирования. Метод анализа. Приемы компоновки целостной системы архитектурного объекта и средствами гармонизации объекта.
На основе полученных знаний о методологии архитектурного проектирования создать образ архитектурного объекта. Анализ сущесствующей ситуации. Клаузура.
12
Макетирование
Урок-практикум
Основные методы и приемы макетирования.
Создание макета архитектурного объекта, отработка композиции архитектурного объекта.
Архитектурное проектирование: архитектурная подача проекта (20 ч)
13
Виды архитектурной подачи объекта
Урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Графическое представление архитектурного проекта объекта, виды архитектурной ручной подачи.
Иметь представление об архитектурных чертежах. Уметь использовать справочники и другие источники информации. Иметь представление о различных видах архитектурной подачи.
14
Подача и оформление проекта
применение знаний на практике практикум
Компоновка, основные элементы архитектурного проекта.
Уметь применять теорию на практике. Выполнение архитектурного проекта.