Метод проектов как средство развития одаренных детей
Метод проектов как средство развития одаренных детей
Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через метод проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться, умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, развитие креативных способностей учащихся?
А узкие рамки программных требований, загруженность учебного материала не позволяют реализовать эти задачи.
Результаты наблюдения и анализа за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения творчества школьников является:
- недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала;
- отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения;
- отсутствие практической значимости изучаемого материала;
-недостаточность научной дополнительной литературы по предмету.
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную работу.
Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.
Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.
Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через метод проектов.
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.
При выборе форм и методов работы учитываю возрастные особенности учащихся, мотивы учения. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить.
Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Я разрешаю учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
«Плюсы» метода проектов.
«Плюс» первый.
Одна из причин внимания к новому методу - проблема мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТU. Новое поколение и новые реалии жизни требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений - проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
«Плюс» второй.
В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Именно в этих условиях особенно актуально развитие умения учащихся к самообразованию, работать в группах, делиться знаниями с товарищами.
В переводе от латинского проек -projectus т, означает - «брошенный вперед». Уже это объясняет многое. В свою очередь, проектирование можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта.
Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Если педагог ожидает успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. В свою очередь, успешное завершение какого-либо дела придает уверенность ученику и мотивирует, заставляет мобилизовать внутренние ресурсы.
Результатом выполненных проектов должно быть конкретное её решение , если это теоретическая проблема, а если практическая , то конкретный результат, готовый к внедрению».
По определению психолога и педагога- А.И. Савенкова «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи»
Схематично проектную деятельность можно зарисовать как:
замысел - проектирование - конечный продукт
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1.Погружение в проект (формулирование проблемы, постановка цели).
3.Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций)(проведение исследования, поиск информации).
4.Обобщение результатов и выводов.
5.Презентация результатов (защита проекта) (обсуждение, ответы на вопросы).
6. Оценка и рефлексия ( анализ достижения цели).
Представляю вашему вниманию презентацию выполненной работы учащейся 5 класса и оформленную работу.
Проектную работу обязательно нужно оформить. Существуют определенные требования к оформлению текстового варианта проекта: титульный лист; оглавление; в ведении обязательно указать цель и задачи; из истории; выбор лучшей идеи; экологичность; технологическая карта; инструменты и приспособления; себестоимость; реклама; оценка выполненной работы; литература
В конце хочется сказать, что какими бы не были проекты, с их помощью можно:
Обучить детей:
- выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем.