6
Мостовая Галина Жоржевна
Учитель математики и информатики
МБОУ СОШ №129 города Екатеринбурга
Класс: 9
Время: 2 часа по 40-45 минут
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Обобщающий урок по теме «Основы Паскаль»
Цель урока: способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся
ПРЕДМЕТНЫЕ: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
ЛИЧНОСТНЫЕ: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
познавательные:
коммуникативные:
Перечень необходимого дополнительного оборудования и программного обеспечения:
Компьютерный класс: ПК с установленным ПО «PascalABC», экран или интерактивная доска, проектор;
Материал по теме урока в электронном виде и на бумажном носителе: два листа ватмана, фломастеры, маршрутные листы по количеству учащихся, «3-хминутный тест» по количеству учащихся, Презентация Power Point c «Правилами» и ключом к маршрутному листу.
Ход урока.
1 урок
Учитель: - Здравствуйте. Давайте уточним, какие темы мы прошли по теме «Основы языка Паскаль».
Учащиеся называют темы, возможно, ориентируясь по тетради (учитель помогает)
Структура языка программирования Паскаль
Типы данных
Операции, функции, выражения в языке Паскаль
Оператор присваивания в языке Паскаль
Ввод-вывод данных
Программирование линейных алгоритмов на Паскале.
Учитель: - Как вы считаете, что нам предстоит сделать на этом уроке, чтобы увидеть свои «проблемные зоны» в пройденных темах. А потом разработать стратегию работы с ними.
Учащиеся называют свои версии:
Написать тест
Устроить контрольную работу
Написать программу на PascalABC
Выполнить задания и прочее.
Учитель: - Действительно, для того, чтобы понять достигли мы цели или нет, нужно оценить полученный результат, чем мы сегодня и займемся. Для начала предлагаю совместно выработать правила, по которым будем работать на этом уроке. Разобьемся на две группы, в каждой группе необходимо выбрать одного представителя – парламентера, который будет представлять интересы группы, и огласит принятые вами правила. Обратите внимание на интерактивную доску
На интерактивной доске (экране) слайд 1 (приложение №3)
Учитель: - Внимательно прочитайте, и либо принимаете, либо отвергаете. Можно применить интерпретацию, возможно также добавление своего какого-то правила. Работаем на листе ватмана. У Вас есть 5 минут.
Учащиеся работают на листах ватмана
Учитель (по окончании времени): - Предлагаю представить свои формулировки правил и расшифровать их.
Совместно с учащимися согласовываем, учитель записывает полный набор правил работы на уроке на интерактивной доске.
Правила:
Честность
Переспрашивать, но не перебивать
Будь активным
Слушать и слышать
Право сказать «нет» и нести за это ответственность
Анализировать, но не оценивать
Здесь и сейчас
Высказывать мнение, даже если не уверен
Временные рамки соблюдать
Учитель: - Соотнесите эти правила со своей жизнью в школе, дома. Какие из правил важно использовать при общении с друзьями, одноклассниками, родителями?
Учащиеся высказываются: не всегда нужно быть честным, иногда приходится скрывать какую-либо информацию от родителей, учителей, друзей для их же блага, высказать свое мнение – даже если ты не уверен – возможно получить плохую отметку, сложно сделать все вовремя, вокруг столько интересного. Но правила, действительно, нужны, они помогут организовать свой день, время и пр.
Учитель: - Проверим, насколько вы готовы к работе? Выполним упражнение «3-хминутный тест» (приложение №1). Время пошло (3 минуты на выполнение). Обсуждение результатов теста: Что произошло? Насколько важно уметь читать и понимать прочитанное? Где в жизни нам приходится встречаться с подобными упражнениями? Под какой вид алгоритма подходит данный тест?
Учащиеся высказываются: Не дочитали до конца, как того требовала инструкция, поторопились, невнимательно прочитали и др. Инструкции к сборке чего-либо похожую структуру имеют, правила игры и др. Линейный алгоритм – последовательность шагов.
2 урок
Учитель: - Мы с вами подошли к логическому завершению изучаемой темы «Основы Паскаль». Дома вы повторяли пройденный материал. А сегодня нам предстоит проверить себя – насколько усвоены основные разделы. Сейчас каждый из вас получит индивидуальный маршрутный лист (образец - приложение №2), по результатам которого вы сможете оценить уровень своих знаний по данной теме – обозначить проблемные места и поставить задачи для их устранения.
В маршрутном листе два блока заданий. Поработаем сейчас с первым. Время для работы– 25-30 минут.
Учащиеся читают задание и выполняют их.
По истечение отведенного времени выводит на интерактивной доске ключ (слайд 2).
Учащиеся самостоятельно (или совместно с учителем) сравнивают и выставляют себе баллы, а потом и отметки.
Количество баллов: 47 – отметка «5»
32-46 – отметка «4»
20-31 – отметка «3»
менее 20 – зачет не сдан
Учитель: - На ваших маршрутных листах есть 2 блок заданий. Выполним упражнение. Необходимо заполнить таблицу. Поставить несколько «+». Время для выполнения упражнения – 3 минуты.
Учащиеся читают задание и выполняют их.
Учитель: - Кто хочет поделиться тем, что получилось?
Учащиеся высказываются.
Учитель: - Вы сейчас делали упражнение на установку. Что же такое установка?
Учащиеся высказываются: это отношение к чему-либо.
Учитель: - Я нашла определение. (слад 3) Установка - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
Существует круг «Установка – Поведение – Установка». Любая установка предполагает поведение, которое проявляется даже на невербальном уровне (невербальный уровень – использование мимики, жестов, позы, интонации – всё, кроме речевых и языковых средств – иначе «язык тела», например, танец, музыкальное произведение – которое пробуждает в нас образы, будит чувства или позы «скрещенные руки на груди» – интерпретируется чаще как закрытость, нежелание что – либо слышать, повышенный тон общения – недовольство чем-либо, нежелание слушать).
(слайд 4) Даем молодому человеку установку: «Все девушки милые, добрые, нежные»
На уровне поведения молодой человек начинает дарить цветы, ухаживать. Показывает себя только с хорошей стороны.
Девушка, видя такое поведение, получает установку1: «Все мужчины галантные кавалеры, таких нужно любить, готовить всяческие вкусности.
На уровне поведения1, девушка начинает заботиться о молодом человеке, часто улыбается, идет навстречу.
Молодой человек, видя такое поведение со стороны девушки, начинает убеждаться в правильности своей установки насчет девушки: «Все девушки милые, добрые, нежные»
Или
Ребенок получает установку: «Родители –много знают и умеют, они самые верные наши друзья»
На уровне поведения ребенок демонстрирует заботу, прислушивается к мнению родителей, старается соответствовать ожиданиям родителей
Родители, видя такое поведение, получают установку1: «Ребенок – это счастье, опора и надежда. Он стал самостоятельным, умным»
На уровне поведения стараются меньше поучать, дают больше свободы и готовы общаться как с ровней себе, прислушиваются к вашим желаниям
Ребенок, видя такое поведение, убеждается в правильности своей установки: «Родители – много знают и умеют, они самые верные наши друзья»
А теперь давайте рассмотрим обратную ситуацию:
Дадим себе установку: «Я скучный»
На уровне поведения я буду бояться общаться с одноклассниками, проявлять инициативу в классе, я ведь скучный, со мной не интересно. Постараюсь выражать полную незаинтересованность в общении
Видя такое поведение, мои одноклассники получают установку1: «Он скучный, с ним не интересно»
На уровне поведения1 постараются избегать моего общества, перестанут приглашать в свою компанию
Я, видя такое поведение, буду еще больше убеждаться в том, что я – скучный, ведь со мной никто не хочет общаться.
Наша установка по отношению к себе и другим – это наша жизненная позиция. Существует всего 4 вида таких позиций, 3 из которых проигрышных и только одну можно считать выигрышной – это позиция «Я-ОК, ТЫ – ОК». Кому интересно узнать об этом побольше, предлагаю поискать информацию по этой теме и обсудим ваши находки на следующем уроке. До, свидания. Всем позитивного настроения!
Используемая литература:
http://opengia.ru/ (http://www.fipi.ru/) - Открытый банк заданий по различным предметам для 9 класса и 11 класса
http://letova.com/moi-stati/zhiznennaya-poziciya-kak-neudachnik-mozhet-stat-pobeditelem/ Психологический кабинет И.Летовой