Урок позволяет сформировать представление учащихся о вложенных циклах, правилах организации вложенных циклов в Паскале, задачах, решаемых с применением вложенных циклов. В начале урока видеоролик, мотивирующий учащихся на изучение информатики. В работе имется ссылка на физкультминутку, так же имеются ссылки на программы в Паскале после каждой задачи.
Просмотр содержимого презентации
«УРОК»
Актуализация знаний
- Для чего используются команды цикла?
- Как в цикле вычислить сумму чисел?
- Количество?
- Произведение чисел?
- Какое начальное значение должно быть у переменной, в которой накапливаем сумму чисел?
- Количество?
- Произведение чисел?
- Как записывается команда цикла, в которой счетчик цикла уменьшается?
Задание
Что будет выведено на экране монитора после выполнения следующего фрагмента программы:
а:=28;
f or i:=1 t о a div 2 d o
if a mod i=0 then w riteln(i);
Решение какой задачи выражает этот фрагмент программы?
Вложенные циклы
Цель урока:
- Образовательная: ознакомление с понятием вложенные циклы, научиться использовать вложенные циклы для решения задач.
- Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимательности.
- Воспитательная: формирование интереса к познанию, трудолюбию.
Если телом цикла является цикл, то такие циклы называются вложенными
или «Цикл в цикле»
Цикл , содержащий в себе другой цикл, называют внешним , а цикл, содержащийся в теле другого цикла, называют внутренним .
Цикл называется вложенным , если он находится в теле другого цикла.
for i :=0 to n do
begin
for j :=0 to m d o
begin
for k :=0 to w do
begin
end;
end;
end;
Внутренний цикл должен полностью находиться в теле внешнего цикла.
Цикл j
Цикл k
Цикл i
For i:=1 to 3 do
For j:=1 to 2 do
Writeln(i,j);
11
12
21
22
31
32
For i:=1 to 2 do
For j:=1 to 3 do
Writeln(i,j);
11
12
13
21
22
23
Примеры
решения задач
Вывод на экран таблицы умножения
1
2
2
3
3
4
4
6
6
4
5
5
8
9
8
6
10
12
12
10
6
15
7
12
16
7
15
12
18
8
20
8
20
14
14
18
9
21
9
24
16
25
21
24
16
10
28
30
24
18
24
30
18
10
28
27
35
32
20
20
27
35
32
36
30
36
40
36
40
42
30
42
45
40
49
45
48
48
40
54
56
50
54
50
56
63
64
63
60
60
72
72
70
70
81
80
80
90
90
100
j
var i, j: integer;
begin
for i:=1 to 10 do
begin
for j:=1 to 10 do
write (i * j :5);
writeln;
end;
end. программа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
3
4
6
9
8
5
12
10
6
12
15
12
16
15
7
14
8
18
20
18
20
9
16
24
25
21
21
24
18
28
10
30
28
24
30
24
20
35
36
32
27
32
27
35
36
36
40
30
30
40
42
42
40
48
45
49
48
40
45
54
56
50
50
56
54
60
63
64
60
63
72
70
72
70
80
81
80
90
90
100
i
Сколько можно купить быков, коров и телят, если бык стоит 10 рублей, корова - 5 рублей, теленок – 0,5 рубля и на 100 рублей надо купить 100 животных.
Решение :
B – количество быков
K - количество коров
T - количество телят.
10b+5k+0,5t=100
b+k+t=100
Преобразуем их:
20b+10k+t=200 ,
b+k+t=100
На 100 рублей можно купить:
- Не больше 10 быков, 0 ≤ b ≤10
- Не больше 20 коров , 0 ≤ k ≤20
- Не больше 200 телят , 0 ≤ t ≤200
Var b, k, t:integer;
Begin
for b:=0 to 10 do
for k:=0 to 20 do
for t:=0 to 200 do
if (20*b+10*k+t=200) and (b+k+t=100)
then
writeln(‘Быков ',b,' Коров ',k,' Телят ', t);
end.
программа
СТО, СОТ и ТОС – трехзначные числа.
Определить цифры С, Т и О и вывести их на экран
СТО =С*100+Т*10+О
Var c, t, o, Cto, Toc, Cot: integer;
Begin
for c:=1 to 9 do
for t:=1 to 9 do
for o:=0 to 9 do
begin
Cto:=c*100+t*10+o;
Cot:=c*100+o*10+t;
Toc:=t*100+o*10+c;
if Cto+Cot=Toc then writeln(Cto:4,Cot:4,Toc:4);
e nd;
end.
программа
Найти все симметричные четырехзначные числа сумма цифр которых равна заданному числу х .
Обозначим, a - первая цифра
b - вторая цифра
c - третья цифра
d – четвертая цифра
- Какое число является симметричным?
a = d и b = c
2552
Найти все симметричные четырехзначные числа сумма цифр которых равна заданному числу х .
var x,a,b,c,d,s : integer;
begin
readln (x);
for a:=1 to 9 do
for b:=0 to 9 do
for c:=0 to 9 do
for d:=0 to 9 do
begin
S:=a + b + c + d;
If (a=d) and (b=c) and (S=x) then write (a, b, c, d );
end ;
end .
Домашнее задание
- Написать программу, определяющую, является ли билет счастливым.
Счастливым считается билет, в номере которого сумма первых трех цифр равна сумме последних трех.
Просмотр содержимого презентации
«Физкультминутка для школьников средних и старших классов»