Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе по теме “Определение количества информации”»
Урок в 8 классе по теме “Определение количества информации”
Грищенко Галина Александровна,
Учитель информатики МКОУ СОШ №11
Левокумского муниципального района
Цель урока: закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов.
Задачи урока:
Воспитательная – формировать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, терпимость, умение работать в группе.
Образовательная – повторить алфавитный и содержательный подходы на нахождение количества информации, сформировать навыки решения задач с помощью формулы Хартли, решить несколько задач.
Ход урока Мотивация. Определение цели и задач урока.
Здравствуйте!
В настоящее время на экзаменах по информатике, есть много заданий по теме “Определение количества информации”. Цель данного урока – закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержательного подходов.
Для того чтобы хорошо понять решение задач на нахождение количества информации, необходимо прорешать задачи разного типа. Для этого давайте вспомним…
Актуализация опорных знаний (повторение).
С помощью какой формулы мы определяем количество информации в различных сообщениях, событиях? (Используется одна и та же формула Хартли, выведенная из вероятностно-статистического подхода К.-Э. Шеннона N=2i, i=log2N, где i – количество информации (в битах), N – количество информационных сообщений (событий). В одном случае рассматриваются равновероятностные события, в другом – мощность алфавита).
Чем отличается алфавитный и содержательный подходы для определения количества информации? (При алфавитном подходе рассматривается текст как совокупность символов, а при содержательном – содержание происходящих событий. Первый подход более объективен, так как позволяет избежать двусмысленности происходящих событий.). При содержательном подходе рассматриваются равновероятностные события, поэтому для решения задач необходимо знать количество всех возможных событий. Для нахождения количества информации с использованием алфавитного подхода необходимо знать мощность используемого алфавита. Так как определяем информационную емкость не одного символа, а нескольких взаимосвязанных символов в слове, предложении, тексте, то необходимо знать и количество символов в слове.
Вопросы (слайд 2-13):
Какая формула связывает информационный вес символа и мощность алфавита?
По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?
Что означают величины в формулах I, N, i, K.
Что такое алфавит и мощность алфавита?
Назовите единицы измерения информации?
К - эта величина означает...
I - эта величина означает...
Назовите единицы измерения информации от байта до Пбайт...
Если мощность алфавита равна 8, то чему будет равен информационный вес символа?
Если количество символов в сообщении равно 10, а информационный вес символа равен 3 битам, то чему будет равен информационный объем всего сообщения?
Решение задач
Учитель: Итак, мы повторили с вами формулы, величины, единицы измерения информации. Мы продолжаем тему “Измерение информации” и сегодня решим несколько задач на определение количества информации.
Ученики: Запись даты и темы в тетрадях
Учитель: Решим задачу №1 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик).Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Дано:
N=64 символа
К=20 символов
Решение:
I=K*i, i-?
N=2i? 64=2i? i = 6 бит
I=20* 6=120 бит 8=15 байт
I-?
Ответ: Информационный объем сообщения равен 15 байт
Учитель: Решим задачу №2 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик).Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача 2.
Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано:
I=4 Кбайт
К=4096 символов
Решение:
N=2i, i-?
I=K*i i=I/K
i=(4*1024*8)/4096=8 бит
N=28=256
N-?
Ответ: 256 символов содержит алфавит
Учитель: Задачу №3 попробуйте решить самостоятельно в печатных рабочих тетрадях № 52. На решении задачи вам дается 3 минут. Время пошло.
Ученики:Ученики решают в тетрадях аналогичную задачу.
Учитель: Время закончилось. Какой ответ вы получили? Проверим решение данной задачи слайд 15.
Задача 3 (52).
Информационное сообщение объёмом 3 Кбайт содержит 6144 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано:
I=3 Кбайт
К=6144 символов
Решение:
N=2i, i-?
I=K*i i=I/K
i=(3*1024*8)/6144=4 бит
N=24=16
N-?
Ответ: 16 символов содержит алфавит
Закрепление, практическая работа на компьютере.
Учитель: На главном компьютере, в папке Задания к уроку, в папке 8 Класс, в папке Измерение информации, находятся два файла . В этом задании вам необходимо разгадать кроссворд по теме: “Информация и информационные процессы”. Что странного в этом кроссворде? Кроссворд проецируется на экран.
Ученики: Нет вопросов.
Учитель: Правильно. Чтобы появились вопросы, необходимо в листе “Вопросы” перевести величину из одной единицы измерения информации в другую. Если вы переводите правильно, то появляется вопрос в кроссворде. Вам надо открыть все вопросы, для того чтобы разгадать кроссворд и получить отметку за урок. Время на работу у вас 15 минут. Время пошло.
Ученики: Садятся за свои компьютеры, копирую файл в свою именную папку и приступают к работе.
Во время практической работы учитель следит за тем, у каких учеников возникают затруднения и по какой теме, консультирует по этим вопросам. Данная работа позволяет проверить и отработать у учащихся навыки перевода величин из одной единицы измерения информации в другую. А так же проверить знания теоретического материала по данной теме.
Учитель:Время закончилось. Давайте посмотрим, как вы справились с работой. Какие оценки выставил вам компьютер. Если вы безошибочно ответили на все вопросы, то это оценка “Молодец! Отлично)” - 5, при наличии одной ошибки или двух недочетов “Хорошо! Но можно было и подумать)” - 4, при наличии двух ошибок или более двух недочетов “Удовлетворительно(” - 3, больше двух и более ошибок “Очень плохо((” - 2. Выставляются отметки в журнал.
Ученики:выставляют отметки в дневник.
Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Учитель: Какие цели в начали урока, мы перед собой поставили? Что нового узнали? В чем возникли у вас затруднения? Какой материал не вызвал у вас затруднений.
Ученики: отвечают.
Учитель: При работе над домашним заданием, вы еще раз повторить основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.