Просмотр содержимого документа
«Урок информатики: "Информационные ресурсы Интернета" в 9 классе»
Снетилов Олег Викторович , учитель информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32», г.Ангарск.
Класс: 9
Раздел программы: Коммуникационные технологии
Тема урока: Информационные ресурсы Интернета
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: проектор, экран, компьютеры, планшеты с выходом в интернет (Wi-Fi).
Список литературы: Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др.
Ход урока
Цель:
Воспитательная: способствование воспитанию дисциплинированности, ответственности (выполнение домашнего задания), уважительного отношения к товарищам (работа в группах), чувства гордости за успехи города, потребности внести свой вклад в его развитие;
Развивающая: развитие навыков пользования браузером, как программой доступа к web-ресурсам;
Образовательная: формирование представления о возможности Интернета на примере сайтов школ города Ангарска.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
браузер ;
сайт;
веб-сайт;
интернет;
адресная строка;
гипертекст;
гипертекстовая система WWW;
протокол.
План урока:
Орг. Момент (1 мин)
Мотивационный этап (3 мин)
Новый материал (10 мин)
Практическая работа (Работа в группах) (7 мин)
Выступление групп (8 мин)
Выводы (6 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Рефлексия (3 мин)
1 этап. Организационный этап
Учитель и обучающиеся приветствует друг друга.
2 этап. Мотивационный этап.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с возможностями Интернета, научимся основам пользования браузера, как программой доступа к web-ресурсам.
Все началось в 1949 г., когда в Советском Союзе была испытана атомная бомба. В 1952 г. была успешно испытана водородная бомба, а в середине 50-х годов под руководством Сергея Павловича Королева у нас был развернут огромный комплекс работ по созданию их средств доставки. В 1957 г. в СССР состоялся запуск первого искусственного спутника земли, то есть, в России появилось средство, способное доставить ядерный заряд в любую точку мира. Что для этого требовалось, – исключить «человеческий фактор». Людям свойственно очень долго принимать решения, а здесь счет шел на секунды, поэтому все посты наблюдения и станции раннего оповещения надо было подключить к единому центру управления, оснащенному компьютерами. Так появилась информационная связь между компьютерами, расположенными в разных местах, которую в дальнейшем назвали Интернет.
Также на появление Интернета повлияло секретное исследование, проводимое Министерством обороны США в 1969 году с целью тестирования методов, позволяющих компьютерным сетям выжить во время военных действий с помощью динамического перенаправления сообщений.
Влияние Интернета на мир компьютеров и коммуникаций не имеет исторических аналогов. Изобретение телеграфа, телефона, радио и компьютера подготовило почву для происходящей ныне беспрецедентной интеграции.
Интернет одновременно является и средством общемирового вещания, и механизмом распространения информации, и средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар.
Интернет представляет собой один из наиболее успешных примеров того, какую пользу могут принести долгосрочные вложения, поддержка исследований и разработки информационной инфраструктуры.
Какими особенностями обладает сегодня интернет?
Вам слово, ребята.
3 этап. Новый материал
(Некоторые обучающиеся выступают в роли тьюторов).
(На доске)
Сайт (от англ. site - место, синонимы: веб-сайт, ресурс) Сайт - это место в интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует - например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты.
Тьютор 1:
Организация Интернета
Интернет представляет собой объединенную сеть, состоящую из набора связанных сетей, которые взаимодействуют как единое целое. Составляющими Интернета являются сети различного масштаба: крупные национальные магистральные сети, огромное множество региональных и локальных сетей.
Интернет (Internet в переводе - межсетевое соединение) - это объединение множества сетей, обеспечивающее распространение информационных потоков по всему земному шару. Интернет, называемый также глобальной сетью, имеет в своем составе несколько миллионов узловых компьютеров, обслуживающих десятки миллионов пользователей. Благодаря объединению сетей компьютеры, обменивающиеся информацией, могут быть удалены друг от друга на огромные расстояния. Отметим, что физические расстояния в Интернете не имеют особого значения. Например, обмен данными может происходить одинаково как между компьютерами в разных полушариях, так и между компьютерами, находящимися в соседних комнатах.
Сети, составляющие Интернет, распространяются на большие расстояния и могут перекрывать одна другую. В результате любая пара узлов связана между собой не одним, а множеством каналов связи. Благодаря этому в Интернете обеспечивается устойчивость связи даже в условиях военных действий. При разрушении какой-либо части сетей пакеты с информацией беспрепятственно могут пойти в обход поврежденных участков. Кстати, первые исследования в области Интернета проводились именно с целью повышения надежности связи при возникновении глобальных военных конфликтов (буквально при ядерном взрыве).
Тьютор 2:
Информационные ресурсы Интернета
Что же привлекает миллионы пользователей в Интернет? Расскажем об основном ресурсе, к которому открывается доступ с помощью провайдера.
Гипертекстовая система WWW(World Wide Web) - глобальная система распространения информации, в которой для поиска и просмотра файлов используются гипертекстовые связи.
В переводе с английского World Wide Web буквально означает «паутина, распространяющаяся по всему миру». Система WWW была создана в 1989 году учеными организации CERN (Европейский центр ядерных исследований), расположенной в Женеве. World Wide Web первоначально предназначалась для использования различными группами специалистов, которые с помощью Web могли получать доступ к заранее подготовленной информации.
В последующие годы система WWW стремительно развивалась, она стала самой популярной службой в Интернете. В настоящее время WWW удовлетворяет потребности в информации самых широких слоев пользователей, включая в свой состав сотни тысяч узлов Web. На каждом узле могут быть размещены тысячи и сотни тысяч документов. Общее количество документов в WWW увеличивается с каждой секундой, поскольку над их созданием трудится огромная армия специалистов и любителей в разных уголках земного шара. Что же такое World Wide Web?
Тьютор 3:
WorldWideWeb- это глобальная система распространения гипертекстовой информации, использующая в качестве каналов транспортировки Интернет.
Термин гипертекст был введен задолго до появления Интернета. Аналогом гипертекста может быть обычная энциклопедия. Том энциклопедии составлен из небольших статей на определенные темы, а в каждой статье могут содержаться ссылки на другие статьи. Если вас заинтересовала статья, на которую указывает ссылка, вы можете по этой ссылке обратиться к нужному тому.
Гипертексты, в отличие от печатной энциклопедии-книги, представляют собой электронные документы. С гипертекстами можно работать только на компьютере, в печатном виде гипертексты не существуют. Примером гипертекстовой системы является справочная система ОС Windows.
Гипертекст - это способ организации текста, графики и других данных, при котором элементы данных связаны между собой. Связанными могут быть как элементы одного документа, так и элементы различных документов. Гипертекстовая структура лежит в основе WorldWideWeb.
К основным достоинствам гипертекстов относятся, во-первых, возможность разместить на небольшом пространстве (в пределах нескольких экранов) огромное количество информации и, во-вторых, интуитивно-попятный способ поиска информации с помощью ссылок.
Гипертекстовые документы в WWW представляются в виде Web-страниц (или, другими словами, Web-документов). Web-страпица обычно содержит разнородную информацию: текст, графику, звуки и даже видео. Совокупность таких страниц называется сайтом.
Тьютор 4:
Так как существует World Wide Web, то должны быть и программы для просмотра ресурсов этой системы.
Программы, отображающие документы Web на экране, называются броузерами (или браузерами). Броузеры позволяют в «онлайновом» режиме путешествовать по WWW.
Слово «броузер» происходит от английского browse - «заниматься беспорядочным чтением». Возможно, этот термин отражает характер работы среднего пользователя с Web-страницами, представленными в WWW. В русскоязычной литературе часто используется другой термин - «обозреватель».
Существует множество броузеров: одни из них могут работать только с текстами, другие позволяют отображать графику, но обладают ограниченными средствами навигации и т.д. Однако имеются и безусловные лидеры в этой области - это программы Netscape Navigator (создана в 1992 году), Microsoft Internet Explorer (разработана годом позже), Opera Software – 2005 год, Google Chrome – 2008 год и Яндекс. Браузер – 2012 год.
4 этап. Практическая работа
Учитель: А сейчас, ребята, запустим браузер, который установлен на компьютерах и ваших планшетах (у некоторых обучающихся).
Посмотрим на оболочку программы. Каждый браузер обозначается по своему. Internet Explorer буквой е, Opera Software буквой о, Google Chrome четырехцветным кругом и Яндекс. Браузер буквой y.
Первое, на что мы обращаем внимание, – это панель с кнопками, на которых вы заметите два уже знакомых обозначения: вперед и назад. Эти кнопки несут такую же функцию, как и в окнах операционной системы. Ниже панели кнопок вы видите адресную строку.
Что такое адресная строка?
Адресная строка служит для ввода и отображения адреса Web-страницы.
Что такое адрес Интернета?
Адрес Интернета обычно начинается с названия протокола (Протокол - это набор правил и стандартов, который позволяет компьютерам обмениваться данными) Затем следует название организации, которая поддерживает данный узел. Домен обозначает тип организации.
Например, адрес http://www.msu.ru/ говорит о следующем.
http: Web-сервер использует протокол http.
www Узел находится в Web.
msu Узел Московского Государственного Университета (МГУ).
.ru Узел находиться в России.
Обычно, коммерческие узлы имеют домен .com, а правительственные .gov.
Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернет – около 20 млн., количество пользователей – в 5-10 раз больше.
Мы с вами живем в молодом Сибирском городе, но даже у Шелехова есть своя информационная сеть, в которой можно найти материалы по разным темам.
Так как ВЕБ-САЙТ - системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов. Дает пользователю четкую информацию, осуществляет мгновенный доступ к таким сервисам, как поисковые системы, электронный шопинг, бесплатная электронная почта, торговая реклама, мгновенная рассылка сообщений, веб-аукционы; обладает возможностью как привлекать большое число пользователей, так и собирать информацию об их интересах. Сайт в Интернете - визитная карточка любой компании или частного пользователя, оформленная в увлекательной графике, от простой информационной странички до путеводителя по конкретной области знаний или сфере бизнеса.
Итак, я вам предлагаю познакомиться с некоторыми сайтами школ нашего города.
МБОУ Гимназия №1
г. Ангарск
МБОУ НШДС №1
МБОУ Лицей №1
МБОУ Ангарский лицей №2 им. М.К.Янгеля
МБОУ СОШ №3
МОУ СОШ №4
МБОУ СОШ №5
МБОУ СОШ №6
МОУ СОШ №7
МБОУ О(С)ОШ №7
МБОУ Гимназия №8
МБОУ СОШ №9
МБОУ СОШ №10
МБОУ СОШ №11
МБОУ СОШ №36
МБОУ СОШ №37
МБОУ СОШ №38
МБОУ СОШ №39 ААМО
Для этого ребята разделимся на 4 группы.
(Работа в группах).
Учитель: Ребята, после ознакомления с сайтами, вам необходимо ответить на следующие вопросы.
Группа1
Какая сфера школьной жизни рассмотрена на сайте наиболее интересно?
МБОУ Гимназия №1
МБОУ НШДС №1
МБОУ Лицей №1
МБОУ Ангарский лицей №2 им. М.К.Янгеля
Группа2
Чем заинтересовал каждый из этих сайтов?
МБОУ СОШ №36
МБОУ СОШ №37
МБОУ СОШ №38
МБОУ СОШ №39 ААМО
Группа3
Как представлена информация (насколько доступно)?
МБОУ СОШ №3
МОУ СОШ №4
МБОУ СОШ №5
МБОУ СОШ №6
Группа4
Чем может помочь данная информация, мне как жителю города?
МБОУ Гимназия №8
МБОУ СОШ №9
МБОУ СОШ №10
МБОУ СОШ №11
5 этап. Выступление групп
6 этап. Выводы
(Обучающиеся делают выводы и некоторые дают ответ)
Как представлена информация о городе в сети интернет?
Что дает нам информация, находящаяся на сайтах?
Каковы возможности использования сети Интернет?
Какую информацию о городе вы хотели бы увидеть в сети?
7 этап. Домашнее задание:
Учитель: (всем) Продумайте, как возможно дополнить школьный сайт?
(на выбор)
Нарисовать эскиз веб-страницы, посвященной 85-летию Иркутской области.
Найти информацию о мероприятиях, которые будут проводится в рамках этого юбилея, используя сеть Интернет.
8 этап. Рефлексия:
Ребята, а сейчас подведем итог нашего урока. (На вопросы рефлексии обучающиеся отвечают с помощью текстового редактора, настроение и эмоции указываются цветом фона и текста).
Какие чувства и ощущения возникали у вас во время практической работы и знакомства с новым материалом?
Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
Какие трудности встретились во время выполнения задания и как вы их преодолевали (пытались преодолевать)?