kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с использованием интерактивной доски по теме «Построение таблиц истинности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:

№1. «Электронное перо» - решение логических задач, заполнение таблиц истинности, заполнение кроссворда, подчеркивание правильных ответов и т.д.

№2. «Найди пару» - передвижение объектов-слов к соответствующим объектам-рисункам.

№3. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения (перетаскивание объектов).

№4. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за прямоугольником на экране.

 

Цель: Научить строить таблицы истинности для нахождения значений сложного высказывания с использованием учебного алгоритма.

Задачи:

  1. Повторить основные понятия логики.
  2. Решить задачи:
  • на построение логических формул;
  • нахождения значений сложных высказываний с помощью ТИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием интерактивной доски по теме «Построение таблиц истинности» »

.


Образовательный модуль «Логические основы построения компьютера»


Урок с использованием интерактивной доски

по теме «Построение таблиц истинности» для 10 класса.


Примечание: материал урока может быть использован при повторении основных понятий логики для построения таблиц истинности (в старших классах школы, техникумах, вузах)


В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:

№1. «Электронное перо» - решение логических задач, заполнение таблиц истинности, заполнение кроссворда, подчеркивание правильных ответов и т.д.

№2. «Найди пару» - передвижение объектов-слов к соответствующим объектам-рисункам.

№3. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения (перетаскивание объектов).

№4. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за прямоугольником на экране.


Цель: Научить строить таблицы истинности для нахождения значений сложного высказывания с использованием учебного алгоритма.

Задачи:

  1. Повторить основные понятия логики.

  2. Решить задачи:

  • на построение логических формул;

  • нахождения значений сложных высказываний с помощью ТИ.


План урока:

  1. Организационный момент. Цель, задачи урока.

  2. Разминка «Что такое логично?» подчеркнуть электронным пером правильный ответ

  3. Повторение. Восстановление решения задачи предыдущего урока (открой и узнаешь)

3.1. Задание «Найди пару!». Привести в соответствие слова и рисунки.

3.2. Задание «Подбери верное!». Даны два столбца «Понятия», «Определения», передвигая объекты на интерактивной доске поставить в соответствие данным определениям – понятия.

    1. Простое высказывание

    2. Логическая операция

    3. Логическая переменная

    4. Логическая формула

    5. ТИ

3.3. Задание «Заполни!» - заполнение таблиц истинности основных логических операций электронным пером.

3.4. Задание «Восстанови порядок!» - алгоритм построения ТИ (электронное перо) - 2 мин.

3.6. Кроссворд – обобщение «Основные понятия логики» – 3 мин. (электронное перо).

  1. Решение задач

    1. Разбор задачи с построением ТИ .

4.2. Самостоятельное решение задач в тетрадях, на доске.

  1. Обобщение, анализ, оценка результатов (достижение поставленной цели), домашнее задание.


Ход урока:

Слайд №1

  1. Организационный момент. Цель, задачи урока.

Занятие может быть условно разделено на 2 части:

    • теоретическая часть - повторение основных понятий и алгоритмов, необходимых для построения ТИ и

    • практическая часть – решение задач построения ТИ.

Слайд №2

Итак, цель сегодняшнего урока – ……………..

Задачи:……………..

Каждый из вас на сегодняшнем уроке должен будет работать самостоятельно, и в конце урока критично и аргументировано оценить свою деятельность по предложенным критериям. Вы должны будете убедить всех присутствующих в том, что логично будет вам поставить именно ту оценку, на которую вы себя оценили.

А что значит ЛОГИЧНО? В начале урока сразу небольшая разминка.

Слайд №3

2. Разминка «Что такое логично?» в форме задания «Сделай выбор!» (подчеркнуть на доске) Какие из перечисленных понятий наиболее близки понятию л о г и ч н о?

четко аналитично правдоподобно

кратко обоснованно «супер»

красив "железно" доказательно

громко истинно добросовестно

закономерно вероятно разумно

Слайд №4

3. Повторение

Вспомним решение задачи предыдущего урока:

В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля. Прав ли учитель?

Е=(K v C) & ¬C =K

К = Это сделал Коля.

С = Это сделал Саша.

1

2

3

4

5

6

К

С

НЕ С

К V C

4&3

5=1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1


Слайд №5


3.1. Следующее задание «Найди пару»: нужно передвинуть слова к соответствующим рисункам.

Молодцы! А вот теперь выберите из этого множества пар ТЕ, которыми мы пользовались при решении задачи. Вы будете выбирать, я буду их обводить кружочком.


Аристотель Логическая операция Эквивалентность Логическая переменная

Логическая формула Таблица истинности Истина Ложь



Слайд №6

3

.2. Поработаем в режиме «Подбери верное». Даны два столбца «Понятия», «Определения» (передвигая объекты на экране подобрать данным определениям соответствующие понятия)










Определение

4

- показывает, какие значения принимает сложное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний

5

- способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.

3

- это выражение, содержащее одну или несколько переменных, соединенных знаками логических операций и скобками и превращающихся в высказывания при подстановке вместо этих переменных простых суждений

2

- буквы, обозначающие высказывания (А, В,...), ими можно заменить любые высказывания (с любым содержанием).

1

- повествовательное предложение, относительно которого можно сказать истинно оно или ложно




Ответ:










Слайд №7

    1. Задание «Заполни!» - заполнение ТИ электронным пером.

    2. Наконец, самое главное - повторение алгоритма построения ТИ сложного высказывания в форме «Проставь порядок выполнения» (электронное перо).

Слайд №8

Алгоритм построения таблицы истинности:

7

провести заполнение таблицы истинности

5

установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;

3

подсчитать количество логических операций в формуле;

2

определить количество строк в таблице m=2n;

4

определить количество столбцов в таблице:

число переменных + число операций;

6

выписать наборы входных переменных

1

подсчитать количество переменных n в формуле;










Ответ:







Слайд №9

    1. З

      аполнить кроссворд (электронным пером)

По горизонтали:

  1. Наука о законах и формах человеческого мышления.

  2. Значение, которое могут принимать простые и сложные высказывания.

  3. Л

    огическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны.

По вертикали

  1. Значение, которое могут принимать простые и сложные высказывания.

  2. Логическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны или оба ложны.

  3. Логическая операция, обозначаемая союзом «ИЛИ».

  4. Логическая операция ложна тогда и только тогда, когда из истинного высказывания следует ложное

  5. Логическая операция, образуемая с помощью частицы НЕ.


4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Разбор задачи с построением ТИ

4

А

В

НЕ А

НЕ А И В

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0


.1. Задача №1

Записать в символической форме (формализовать) и найти значения истинности следующего высказывания: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".

Пушкин А.С. "Разговор книгопродавца с поэтом").

А = Вдохновенье продается

В= Продать рукопись

Е = Не А И В

    1. Решение задач самостоятельно

Задача №2

Вспомните, в комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», одна из новелл называлась «Напарник». Хулиган-верзила Федя – герой этой новеллы сказал Шурику: «Кто не работает, тот ест», изменив тем самым известную пословицу. Давайте проверим истинность народной поговорки «Кто не работает, тот не ест».

Задача №3

Записать в символической форме (формализовать) и определить значения истинности следующего сложного высказывания: «Не может быть, чтобы Матроски выиграл приз и отказался от него".

  1. Подведение итогов, оценка результатов (по предложенным критериям). Поставить 1, если данное высказывание истинно и 0 – если ложно.

  1. Знаю основные понятия логики, которые мы сегодня повторяли.

  2. Знаю все 5 логических операций и их ТИ.

  3. Умею построить формулу сложного высказывания.

  4. Знаю алгоритм построения ТИ.

  5. Умею находить значения сложных высказываний с помощью ТИ.

Кол-во «1» будет являться вашей оценкой. «0» укажет вам на необходимость ликвидации этого пробела в дальнейшем. Учащиеся выставляют себе оценки на страницу электронного журнала, комментируя за что поставили себе «1» и «0».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок с использованием интерактивной доски по теме «Построение таблиц истинности»

Автор: Клюбина Елена Емельяновна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока № 5  модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-5-modulia-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-kursa-orkse-po-tiemie-vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-i-ikh-osnovatieli"
    ["file_id"] => string(6) "101009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403033"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства