Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием интерактивной доски по теме «Построение таблиц истинности» »
.
Образовательный модуль «Логические основы построения компьютера»
Урок с использованием интерактивной доски
по теме «Построение таблиц истинности» для 10 класса.
Примечание: материал урока может быть использован при повторении основных понятий логики для построения таблиц истинности (в старших классах школы, техникумах, вузах)
В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:
№1. «Электронное перо» - решение логических задач, заполнение таблиц истинности, заполнение кроссворда, подчеркивание правильных ответов и т.д.
№2. «Найди пару» - передвижение объектов-слов к соответствующим объектам-рисункам.
№4. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за прямоугольником на экране.
Цель: Научить строить таблицы истинности для нахождения значений сложного высказывания с использованием учебного алгоритма.
Задачи:
Повторить основные понятия логики.
Решить задачи:
на построение логических формул;
нахождения значений сложных высказываний с помощью ТИ.
План урока:
Организационный момент. Цель, задачи урока.
Разминка «Что такое логично?» – подчеркнуть электронным пером правильный ответ
Повторение. Восстановление решения задачи предыдущего урока (открой и узнаешь)
3.1. Задание «Найди пару!». Привести в соответствие слова и рисунки.
3.2. Задание «Подбери верное!». Даны два столбца «Понятия», «Определения», передвигая объекты на интерактивной доске поставить в соответствие данным определениям – понятия.
Простое высказывание
Логическая операция
Логическая переменная
Логическая формула
ТИ
3.3. Задание «Заполни!» - заполнение таблиц истинности основных логических операций электронным пером.
4.2. Самостоятельное решение задач в тетрадях, на доске.
Обобщение, анализ, оценка результатов (достижение поставленной цели), домашнее задание.
Ход урока:
Слайд №1
Организационный момент. Цель, задачи урока.
Занятие может быть условно разделено на 2 части:
теоретическая часть - повторение основных понятий и алгоритмов, необходимых для построения ТИ и
практическая часть – решение задач построения ТИ.
Слайд №2
Итак, цель сегодняшнего урока – ……………..
Задачи:……………..
Каждый из вас на сегодняшнем уроке должен будет работать самостоятельно, и в конце урока критично и аргументировано оценить свою деятельность по предложенным критериям. Вы должны будете убедить всех присутствующих в том, что логично будет вам поставить именно ту оценку, на которую вы себя оценили.
А что значит ЛОГИЧНО? В начале урока сразу небольшая разминка.
Слайд №3
2. Разминка «Что такое логично?» в форме задания «Сделай выбор!» (подчеркнуть на доске) Какие из перечисленных понятий наиболее близки понятию л о г и ч н о?
четко аналитично правдоподобно
кратко обоснованно «супер»
красив "железно" доказательно
громко истинно добросовестно
закономерно вероятно разумно
Слайд №4
3. Повторение
Вспомним решение задачи предыдущего урока:
В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля. Прав ли учитель?
Е=(K v C) & ¬C =K
К = Это сделал Коля.
С = Это сделал Саша.
1
2
3
4
5
6
К
С
НЕ С
К VC
4&3
5=1
0
0
1
0
0
1
0
1
0
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
Слайд №5
3.1. Следующее задание «Найди пару»: нужно передвинуть слова к соответствующим рисункам.
Молодцы! А вот теперь выберите из этого множества пар ТЕ, которыми мы пользовались при решении задачи. Вы будете выбирать, я буду их обводить кружочком.
Аристотель Логическая операция Эквивалентность Логическая переменная
Логическая формулаТаблица истинностиИстинаЛожь
Слайд №6
3
.2. Поработаем в режиме «Подбери верное». Даны два столбца «Понятия», «Определения» (передвигая объекты на экране подобрать данным определениям соответствующие понятия)
№
Определение
4
- показывает, какие значения принимает сложное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний
5
- способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
3
- это выражение, содержащее одну или несколько переменных, соединенных знаками логических операций и скобками и превращающихся в высказывания при подстановке вместо этих переменных простых суждений
2
- буквы, обозначающие высказывания (А, В,...), ими можно заменить любые высказывания (с любым содержанием).
1
- повествовательное предложение, относительно которого можно сказать истинно оно или ложно
Ответ:
Слайд №7
Задание «Заполни!» - заполнение ТИ электронным пером.
Наконец, самое главное - повторение алгоритма построения ТИ сложного высказывания в форме «Проставь порядок выполнения» (электронное перо).
Слайд №8
Алгоритм построения таблицы истинности:
7
провести заполнение таблицы истинности
5
установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
3
подсчитать количество логических операций в формуле;
2
определить количество строк в таблице m=2n;
4
определить количество столбцов в таблице:
число переменных + число операций;
6
выписать наборы входных переменных
1
подсчитать количество переменных n в формуле;
Ответ:
Слайд №9
З
аполнить кроссворд (электронным пером)
По горизонтали:
Наука о законах и формах человеческого мышления.
Значение, которое могут принимать простые и сложные высказывания.
Л
огическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны.
По вертикали
Значение, которое могут принимать простые и сложные высказывания.
Логическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны или оба ложны.
Логическая операция, обозначаемая союзом «ИЛИ».
Логическая операция ложна тогда и только тогда, когда из истинного высказывания следует ложное
Логическая операция, образуемая с помощью частицы НЕ.
4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Разбор задачи с построением ТИ
4
А
В
НЕ А
НЕ А И В
0
0
1
0
0
1
1
1
1
0
0
0
1
1
0
0
.1. Задача №1
Записать в символической форме (формализовать) и найти значения истинности следующего высказывания: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Пушкин А.С. "Разговор книгопродавца с поэтом").
А = Вдохновенье продается
В= Продать рукопись
Е = Не А И В
Решение задач самостоятельно
Задача №2
Вспомните, в комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», одна из новелл называлась «Напарник». Хулиган-верзила Федя – герой этой новеллы сказал Шурику: «Кто не работает, тот ест», изменив тем самым известную пословицу. Давайте проверим истинность народной поговорки «Кто не работает, тот не ест».
Задача №3
Записать в символической форме (формализовать) и определить значения истинности следующего сложного высказывания: «Не может быть, чтобы Матроски выиграл приз и отказался от него".
Подведение итогов, оценка результатов (по предложенным критериям). Поставить 1, если данное высказывание истинно и 0 – если ложно.
Знаю основные понятия логики, которые мы сегодня повторяли.
Знаю все 5 логических операций и их ТИ.
Умею построить формулу сложного высказывания.
Знаю алгоритм построения ТИ.
Умею находить значения сложных высказываний с помощью ТИ.
Кол-во «1» будет являться вашей оценкой. «0» укажет вам на необходимость ликвидации этого пробела в дальнейшем. Учащиеся выставляют себе оценки на страницу электронного журнала, комментируя за что поставили себе «1» и «0».