kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по информатике по теме "Деревья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по информатике на тему «Деревья»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цель: сформировать представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы, закрепить умения строить графы, осуществить контроль знаний, усилить междисциплинарные связи в школьном образовании через заполнение кластера.

        Задачи:

·        Образовательные: закрепить знания о графах, полученные на предыдущем уроке, познакомить с понятиями иерархия, иерархическая система, дерево, совершенствовать умения строить графы при решении задач в различных учебных предметах.

·        Развивающие: развить творческие способности, логического мышления учащихся, развить умения делать анализ, выделяя объекты и обозначая связи между ними.

·        Воспитательные: способствоватьвоспитанию самостоятельности при выполнении заданий, умению самостоятельно оценивать результат своей деятельности.

·        Здоровьесберегающие: соблюдение правил ТБ, смена деятельности обучающихся во избежание переутомления.

Планируемые результаты: усвоение обучающимися нового материала, заполненный кластер по новой теме.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная работа, групповая.

Межпредметные связи: биология, физика, геометрия и др.

Основные понятия: модель, информационная модель, граф, иерархия, иерархическая система, дерево.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, электронный тест, презентация, раздаточные материалы, дидактический материал для дополнительного задания.

План урока (45 мин)

       I.            Организационный момент (1 мин)

    II.            Актуализация, закрепление изученного материала (8 мин)

- Повторение основных понятий

- Решение задач

 III.            Изучение нового материала (13 мин)

IV.            Физкультминутка (1 мин)

   V.            Контроль знаний (7 мин)

- Тестирование учащихся

  1. Заполнение рабочего листа (12 мин)

VII.            Домашнее задание (2 мин)

  1. Подведение итогов урока (2 мин)
  2. Рефлексия (1 мин)

 

 

  1. Организационный момент.

- Учитель:

Доброе утро, ребята, рада вас видеть. Начинаем наш с вами урок.

II.          Актуализация, закрепление изученного материала.

 

- Учитель:

На прошлом уроке мы с вами разбирали такую тему, как «графы», поэтому кое что вы уже знаете. На столах у вас лежит раздаточный материал. Найдите пожалуйста оценочные листы. Как вы видите в таблице 4 колонки. Первая колонка — это ваша самооценка. Подумайте. На какую отметку вы оцениваете свои знания по предыдущей теме.

- Ученики:

       Выставляют себе отметки.

- Учитель:

       Сегодня последнее занятие в главе «Информационные модели» и вам нужно окончательно определить насколько усвоен вами этот раздел. Поэтому в течении урока вы будите работать с рабочими листами и в конце урока сдадите мне их. Мы много говорили о графах, поэтому давайте с вами решим одну задачу (время на выполнение - 5 мин)

       Задача 1.

       Существуют 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Но известно, что одинаковые группы можно переливать от человека к человеку, т.е. 1 – 1, 2 – 2 и т.д. А также 1 группу можно переливать всем остальным группам, 2 и 3 группу только 4 группе. Постройте «граф».

- Ученики:

      Оформляют задачу на рабочих листах самостоятельно.

- Учитель:

      Ребята, поднимете руку те, кто справился с этой задачей.

 

(К доске выходит один ученик и объясняет, как решил эту задачу, ученики, которые раньше справились с задачей дополнительно выполняют еще одно задание).

 

 

 

III.          Изучение нового материала.

 

    Мы молодцы справились с задачей, но какова тема нашего с вами урока. Ведь название темы «графы» очень скучна, давайте назовём ее по-другому. Перед Вами схема, давайте дадим ей название: Один термин связанный с Ботаникой, Биологией.

- Ученики:

    Деревья.

- Учитель:

    Верно, тема нашего урока «деревья». Перед Вами рабочий лист с кластером, он практически не заполнен, следовательно, какую цель мы поставим на этот урок?

- Ученики:

    Заполнить кластер.

- Учитель:

    На основании чего мы будем его заполнять?

- Ученики:

    На основании ранее изученного материала и нового материала.

- Учитель:

    Вы видите примеры деревьев на доске, а где вы считаете можно использовать такую запись информации?

- Ученики:

    Родственные связи между членами семьи удобно представлять в виде генеалогического дерева, файловая структура Windows и т.д. ……. 

- Учитель:

     Обратите внимание на ваших рабочих листах изображен кластер «Виды информационных моделей». К сожалению не все блоки заполнены. Используя дополнительный материал находящийся на ваших столах заполните структуру «графов» и виды «графов» (на выполнение - 5 мин).

- Ученики:

    Читаю раздаточный материал и заполняют самостоятельно кластер.

 

IV.          Физкультминутка.

 

- Учитель:

    Ребята давайте встанем со своих рабочих мест и немножечко разомнёмся. Посмотрите на одноклассника, у которого карие глаза, теперь найдите в классе блондина, посмотрите на свою обувь. А теперь найдите глазами того ученика кто одет в жилет (другое). Молодцы присаживайтесь.

 

 

 

 

 

 

V.          Контроль знаний.

- Учитель:

    На рабочих местах у Вас лежат тесты, в тесте 8 вопросов. Отвечая правильно на первых пять вопроса – оценка 3. Выполняя шесть или семь заданий – оценка 4. Выполнив сосемь заданий – оценка 5.

- Ученики:

     Выполняют работу.

- Учитель:

    Выполнив работу поменяйтесь с соседом листочками для проверки.

- Ученики:

    Меняются листочками и проверяют правильность выполнения тестов. Оценки выставляют в оценочные листы.

 

VI.          Заполнение рабочего листа.

 

- Учитель:

    Теперь Вам нужно заполнить оставшиеся пробелы в кластере. Для этого разделимся на группы по рядам (На выполнение - 13-15 мин). Данную для Вас информацию вы должны представить в виде «графа».

- Ученики:

    Выполняют работу, после завершения один из группы защищает свою работу у доски. Другие оформляют свои рабочие листы.

- Учитель:

    Самостоятельно запишите определение понятия «деревья».

- Ученики:

   Записывают.

 

VII.          Домашнее задание.

- Учитель:

     Т.к. урок последний в четверти, поэтому домашнее задание будет творческое. В течении каникул Вам необходимо оформить в виде дерева семейную родословную или иерархическую структуру школы.

 

VIII.          Подведение итогов.

 

- Учитель:

     На рабочих листах запишите вывод по уроку. Для этого давайте вспомним цель нашего урока.

- Ученики:

    Повторяют цель урока и записывают вывод в рабочие листы.

- Учитель:

    В рамках повторения цели урока спрашивает двух учеников.

 

IX.         Рефлексия.

 

- Учитель:

     На этих же листах напишите или нарисуйте ваши впечатления от урока.

- Ученики:

     Записывают, рисуют.

- Учитель:

     Молодцы ребята, сегодня мы плодотворно поработали. Сдайте мне свои рабочие и оценочные листы. Я поставлю Вам отметки за заполненное Вами «дерево» и выведу среднюю отметку за урок. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповые задания»

Группа 1. Начертите граф, на котором были бы изображены делители чисел 12, 8, 4, 2, 1. Указать вид графа.







Группа 2. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Изобразите схему, соответствующую таблице. Указать вид графа.







Группа 3. Изобразите в качестве графа «Пищевую цепочку», состоящий из: птица, насекомые, человек, медведь, белка, мышь- полевка, трава. Указать вид графа.



Группа №4. Для составления цепочек разрешается использовать бусины пяти типов, обозначаемых буквами Я, М, К, У, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:

1) на первом месте стоит одна из букв: Я, У, И;

2) после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной — согласная;

3) последней буквой не может быть И.

Запишите все цепочки, которые могут быть построены по этим и правилам. Указать вид графа.





Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Самооценка

Взаимооценка (тестирование)

Отметка учителя за заполнение рабочего листа

Среднеарифметическое значение по 3-м отметкам







Самооценка

Взаимооценка (тестирование)

Отметка учителя за заполнение рабочего листа

Среднеарифметическое значение по 3-м отметкам







Самооценка

Взаимооценка (тестирование)

Отметка учителя за заполнение рабочего листа

Среднеарифметическое значение по 3-м отметкам







Самооценка

Взаимооценка (тестирование)

Отметка учителя за заполнение рабочего листа

Среднеарифметическое значение по 3-м отметкам







Самооценка

Взаимооценка (тестирование)

Отметка учителя за заполнение рабочего листа

Среднеарифметическое значение по 3-м отметкам







Самооценка

Взаимооценка (тестирование)

Отметка учителя за заполнение рабочего листа

Среднеарифметическое значение по 3-м отметкам







Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист ученика 7»

Рабочий лист ученика 7 «В» класса Ф.И.______________________________________________ 20.03.2015

Тема урока «_______________________________»

Цель урока: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №1. Существуют 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Но известно, что одинаковые группы можно переливать от человека к человеку, т.е. 1 – 1, 2 – 2 и т.д. А также 1 группу можно переливать всем остальным группам, 2 и 3 группу только 4 группе. Постройте «граф».

Задача №2 (дополнительная) Район состоит из пяти поселков: Дедкино, Репкино, Бабкино, Кошкино и Мышкино. Автомобильные дороги проложены между: Дедкино и Бабкино, Дедкино и Кошкино, Бабкино и Мышкино, Бабкино и Кошкино, Кошкино и Репкино. Составьте граф местности

Ответ:






Ответ:



Материал для самостоятельной работы:

Граф – это модель ситуации, в которой объекты моделирования обозначены точками, кругами, прямоугольниками, а связи между ними – линиями.

Граф состоит из вершин связанных линиями. Направленная линия (со стрелкой) называется дугой. Линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее же, называется петлей.

Граф называется неориентированным, если его вершины соединены ребрами.

Ориентированный граф - граф, вершины которого соединены дугами.

С помощью таких графов могут быть представлены схемы односторонних отношений.

Взвешенный граф – это граф, у которого вершины или рёбра (дуги) несут дополнительную информацию (вес).

Семантическая сеть – модель знаний в форме графа. В основе таких моделей лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.

Особым видом графа является дерево. Данная форма модели применяется тогда, когда элементы моделируемого объекта находятся в состоянии какого-либо подчинения и соподчинения, когда есть отношение иерархичности. Иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему






















Деревья- это_________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике на тему»

Урок по информатике на тему «Деревья»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)


Цель: сформировать представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы, закрепить умения строить графы, осуществить контроль знаний, усилить междисциплинарные связи в школьном образовании через заполнение кластера.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о графах, полученные на предыдущем уроке, познакомить с понятиями иерархия, иерархическая система, дерево, совершенствовать умения строить графы при решении задач в различных учебных предметах.

  • Развивающие: развить творческие способности, логического мышления учащихся, развить умения делать анализ, выделяя объекты и обозначая связи между ними.

  • Воспитательные: способствоватьвоспитанию самостоятельности при выполнении заданий, умению самостоятельно оценивать результат своей деятельности.

  • Здоровьесберегающие: соблюдение правил ТБ, смена деятельности обучающихся во избежание переутомления.


Планируемые результаты: усвоение обучающимися нового материала, заполненный кластер по новой теме.


Тип урока: комбинированный урок.


Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная работа, групповая.


Межпредметные связи: биология, физика, геометрия и др.


Основные понятия: модель, информационная модель, граф, иерархия, иерархическая система, дерево.


Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, электронный тест, презентация, раздаточные материалы, дидактический материал для дополнительного задания.

План урока (45 мин)


  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация, закрепление изученного материала (8 мин)

- Повторение основных понятий

- Решение задач

  1. Изучение нового материала (13 мин)

  2. Физкультминутка (1 мин)

  3. Контроль знаний (7 мин)

- Тестирование учащихся

  1. Заполнение рабочего листа (12 мин)

  2. Домашнее задание (2 мин)

  3. Подведение итогов урока (2 мин)

  4. Рефлексия (1 мин)



  1. Организационный момент.


- Учитель:

Доброе утро, ребята, рада вас видеть. Начинаем наш с вами урок.


II. Актуализация, закрепление изученного материала.


- Учитель:

На прошлом уроке мы с вами разбирали такую тему, как «графы», поэтому кое что вы уже знаете. На столах у вас лежит раздаточный материал. Найдите пожалуйста оценочные листы. Как вы видите в таблице 4 колонки. Первая колонка — это ваша самооценка. Подумайте. На какую отметку вы оцениваете свои знания по предыдущей теме.

- Ученики:

Выставляют себе отметки.

- Учитель:

Сегодня последнее занятие в главе «Информационные модели» и вам нужно окончательно определить насколько усвоен вами этот раздел. Поэтому в течении урока вы будите работать с рабочими листами и в конце урока сдадите мне их. Мы много говорили о графах, поэтому давайте с вами решим одну задачу (время на выполнение - 5 мин)

Задача 1.

Существуют 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Но известно, что одинаковые группы можно переливать от человека к человеку, т.е. 1 – 1, 2 – 2 и т.д. А также 1 группу можно переливать всем остальным группам, 2 и 3 группу только 4 группе. Постройте «граф».

- Ученики:

Оформляют задачу на рабочих листах самостоятельно.

- Учитель:

Ребята, поднимете руку те, кто справился с этой задачей.


(К доске выходит один ученик и объясняет, как решил эту задачу, ученики, которые раньше справились с задачей дополнительно выполняют еще одно задание).




III. Изучение нового материала.


Мы молодцы справились с задачей, но какова тема нашего с вами урока. Ведь название темы «графы» очень скучна, давайте назовём ее по-другому. Перед Вами схема, давайте дадим ей название: Один термин связанный с Ботаникой, Биологией.

- Ученики:

Деревья.

- Учитель:

Верно, тема нашего урока «деревья». Перед Вами рабочий лист с кластером, он практически не заполнен, следовательно, какую цель мы поставим на этот урок?

- Ученики:

Заполнить кластер.

- Учитель:

На основании чего мы будем его заполнять?

- Ученики:

На основании ранее изученного материала и нового материала.

- Учитель:

Вы видите примеры деревьев на доске, а где вы считаете можно использовать такую запись информации?

- Ученики:

Родственные связи между членами семьи удобно представлять в виде генеалогического дерева, файловая структура Windows и т.д. …….

- Учитель:

Обратите внимание на ваших рабочих листах изображен кластер «Виды информационных моделей». К сожалению не все блоки заполнены. Используя дополнительный материал находящийся на ваших столах заполните структуру «графов» и виды «графов» (на выполнение - 5 мин).

- Ученики:

Читаю раздаточный материал и заполняют самостоятельно кластер.


IV. Физкультминутка.


- Учитель:

Ребята давайте встанем со своих рабочих мест и немножечко разомнёмся. Посмотрите на одноклассника, у которого карие глаза, теперь найдите в классе блондина, посмотрите на свою обувь. А теперь найдите глазами того ученика кто одет в жилет (другое). Молодцы присаживайтесь.







V. Контроль знаний.


- Учитель:

На рабочих местах у Вас лежат тесты, в тесте 8 вопросов. Отвечая правильно на первых пять вопроса – оценка 3. Выполняя шесть или семь заданий – оценка 4. Выполнив сосемь заданий – оценка 5.

- Ученики:

Выполняют работу.

- Учитель:

Выполнив работу поменяйтесь с соседом листочками для проверки.

- Ученики:

Меняются листочками и проверяют правильность выполнения тестов. Оценки выставляют в оценочные листы.


VI. Заполнение рабочего листа.


- Учитель:

Теперь Вам нужно заполнить оставшиеся пробелы в кластере. Для этого разделимся на группы по рядам (На выполнение - 13-15 мин). Данную для Вас информацию вы должны представить в виде «графа».

- Ученики:

Выполняют работу, после завершения один из группы защищает свою работу у доски. Другие оформляют свои рабочие листы.

- Учитель:

Самостоятельно запишите определение понятия «деревья».

- Ученики:

Записывают.


VII. Домашнее задание.


- Учитель:

Т.к. урок последний в четверти, поэтому домашнее задание будет творческое. В течении каникул Вам необходимо оформить в виде дерева семейную родословную или иерархическую структуру школы.


VIII. Подведение итогов.


- Учитель:

На рабочих листах запишите вывод по уроку. Для этого давайте вспомним цель нашего урока.

- Ученики:

Повторяют цель урока и записывают вывод в рабочие листы.

- Учитель:

В рамках повторения цели урока спрашивает двух учеников.


IX. Рефлексия.


- Учитель:

На этих же листах напишите или нарисуйте ваши впечатления от урока.

- Ученики:

Записывают, рисуют.

- Учитель:

Молодцы ребята, сегодня мы плодотворно поработали. Сдайте мне свои рабочие и оценочные листы. Я поставлю Вам отметки за заполненное Вами «дерево» и выведу среднюю отметку за урок.

Просмотр содержимого документа
«тестирование»

Выполнил ученик(ца) 7 В класса Ф.И.________________________________________

Тестирование:

Выполненные с 1-5 задания на «3»


Выполненные с 1-7 задания на «4»


Выполненное с 1-8 задание на «5»



  1. Наглядное средство представления состава и структуры системы

А) диаграмма
Б) граф
В) фотография
Г) рисунок

2. Направленная линия (со стрелкой) называется:

А) ребром
б) дугой
в) вершиной
г) петлей

3. Линия ненаправленная (без стрелки) называется

А) ребром
б) дугой
в) вершиной
г) петлей

4. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее, называется

А) ребром
б) дугой
в) вершиной
г) петлей

5. Граф, вершины которого соединены ребрами, называется

А) ориентированным
б) неориентированным
в) взвешенным
г) семантичекой сетью

6. Граф, у которых вершины или ребра (дуги) несут дополнительную информацию (вес), называется

А) ориентированным
б) неориентированным
в) взвешенным
г) семантичекой сетью

7. Граф, вершины которого соединены дугами, называется

А) ориентированным
б) неориентированным
в) взвешенным
г) семантичекой сетью

8. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.


Выполнил ученик(ца) 7 В класса Ф.И.________________________________________

Тестирование:

Выполненные с 1-5 задания на «3»


Выполненные с 1-7 задания на «4»


Выполненное с 1-8 задание на «5»



  1. Наглядное средство представления состава и структуры системы

А) диаграмма
Б) граф
В) фотография
Г) рисунок

2. Направленная линия (со стрелкой) называется:

А) ребром
б) дугой
в) вершиной
г) петлей

3. Линия ненаправленная (без стрелки) называется

А) ребром
б) дугой
в) вершиной
г) петлей

4. Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее, называется

А) ребром
б) дугой
в) вершиной
г) петлей

5. Граф, вершины которого соединены ребрами, называется

А) ориентированным
б) неориентированным
в) взвешенным
г) семантичекой сетью

6. Граф, у которых вершины или ребра (дуги) несут дополнительную информацию (вес), называется

А) ориентированным
б) неориентированным
в) взвешенным
г) семантичекой сетью

7. Граф, вершины которого соединены дугами, называется

А) ориентированным
б) неориентированным
в) взвешенным
г) семантичекой сетью

8. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по информатике по теме "Деревья"

Автор: Петрова Ирина Геннадьевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "План - конспект урока информатики в 8 классе (техн. карта и самоанализ)"
    ["seo_title"] => string(60) "plankonspiekturokainformatikiv8klassietiekhnkartaisamoanaliz"
    ["file_id"] => string(6) "317642"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460405807"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация к уроку информатики для 1 класса по теме "Понятие "Дерево""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiiakurokuinformatikidlia1klassapotiemieponiatiiedierievo"
    ["file_id"] => string(6) "304853"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457802585"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок информатики во 2 классе "СИММЕТРИЯ" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-informatiki-vo-2-klassie-simmietriia"
    ["file_id"] => string(6) "101785"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402447041"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: Графический редактор Paint "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-grafichieskii-riedaktor-paint"
    ["file_id"] => string(6) "170988"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423627666"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока информатики "Определяем истинность утверждений""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokainformatikiopriedieliaiemistinnostutvierzhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "262947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449429909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства