kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Кодирование информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с азбукой Морзе, научить                 

         декодировать текстовую информацию, закодированную азбукой Морзе;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять                 

         главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению  

         информатики.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Метод проведения: лекция, практические задания.

ТСО и наглядность:

  • мультимедийный проектор
  • презентация
  • раздаточный материал
  • песочные часы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по информатике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Манжерокская средняя общеобразовательная школа» Урок информатики в 5 классе







Составила:

Учитель информатики и математики

Матвеева Марина Владимировна



2013г.

Открытый урок по информатике "Кодирование информации". 5-й класс

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с азбукой Морзе, научить

декодировать текстовую информацию, закодированную азбукой Морзе;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять

главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению

информатики.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Метод проведения: лекция, практические задания.

ТСО и наглядность:

  • мультимедийный проектор

  • презентация

  • раздаточный материал

  • песочные часы


ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией. Познакомимся с кодированием информации и научимся выполнять кодирование.

Запишем тему урока: Кодирование информации

(см. Презентация)

2. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/


(см. Презентация, слайд 2-3)


3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.


Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.


Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.


Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.


Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.


Код - это система условных знаков для представления информации.


Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).


Обратное преобразование называется декодированием.


Ребята, запишите себе в тетрадь, что:


Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.


(см. Презентация, слайд 4)


Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.


Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.


(см. Презентация, слайд 5)


Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. (см. Презентация, слайд 6)

с помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, слайд 7)

код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.

свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.


(см. Презентация, слайд 8)


Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.


Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.


Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.


(см. Презентация, слайд 9-10)


Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.


(см. Презентация, слайд 11)

4. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем. Дети выполняют вместе с учителем.


Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


5. Закрепление новой темы.


Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:


Вы разделитесь на две команды.


Придумайте и запишите название команды.


Выберите капитана команды.


(см. Презентация, слайд 12)


(см. Приложение 4)


У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.


(см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)


На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!


(см. Презентация, слайд 13, 14)


Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)


(см. Презентация, слайд 15-16)


Задание №2 "Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)"



(см. Презентация, слайд 18-19)


Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бa 2, Вa 3, :, Яa 33"


(см. Презентация, слайд 20-21)

6. электронная ФИЗМИНУТКА для глаз


Задание №4 "Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"

(см. Презентация, слайд 22-23)


Подведение итогов - команда победитель.


7. Итог урока


Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

  • повторили материал пройденный на прошлом уроке;

  • изучили новый материал - кодирование информации;

  • закрепили новый материал на практике.


За активную работу на уроке получают оценки: ___________


8. Домашнее задание


Придумать свой код и закодировать свое полное имя

(см. Презентация, слайд 26)

9.Рефлексия

Сегодня у нас был не обычный урок. В конце занятия мы хотим предложить вам закодировать свое настроение

Рассмотрите внимательно картинку. Что видите? Выберите ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Выберите карточку подпишите ее и сдайте.



ЛИТЕРАТУРА.

Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г., 1.6, стр.25-28.

Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г., стр. 106-110.

Босова Л.Л. "Рабочая тетрадь по информатике 5 класс", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г.

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Кодирование  информации

Кодирование информации

Вопросы для повторения:  Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает).  Какие действия человек совершает с информацией? Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Вопросы для повторения:

Что такое информация?

Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает).

Какие действия человек совершает с информацией?

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.  Какие современные носители информации вам известны? Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Как человек хранит информацию?

Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.

Какие современные носители информации вам известны?

Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Кодирование информации Код  – это система условных знаков для представления информации. Кодирование  – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Декодирование  – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Кодирование информации

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Декодирование это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Существует три основных способа кодирования информации Графический - с помощью рисунков  или значков 2.Числовой - с помощью чисел 3.Символьный - с помощью символов  того же алфавита, что  и текст

Существует три основных способа кодирования информации

  • Графический

- с помощью рисунков или значков

2.Числовой

- с помощью чисел

3.Символьный

- с помощью символов того же алфавита, что и текст

Кодирование числовой информации:  – числа, записанные арабскими    цифрами – числа, записанные римскими цифрами Кодирование текстовой информации: – русский язык   – английский язык

Кодирование числовой

информации:

числа, записанные арабскими цифрами

числа, записанные римскими цифрами

Кодирование текстовой информации:

русский язык

английский язык

Кодирование музыки Кодирование на дорогах

Кодирование музыки

Кодирование на дорогах

«Школьное» кодирование Почтовые индексы (с указанием кода населённого пункта)

«Школьное» кодирование

Почтовые

индексы

(с указанием кода населённого пункта)

Азбука Брайля Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Азбука Брайля

Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Сигнальные коды Азбука Морзе Флажковая азбука

Сигнальные коды

Азбука Морзе

Флажковая азбука

Двоичное кодирование 00001110 00010110 00100110 00100110 01000110 01111110 01000110 01000110 1100 0000 1100 0010 1101 0001 А В С 63 00111111

Двоичное кодирование

00001110

00010110

00100110

00100110

01000110

01111110

01000110

01000110

1100 0000

1100 0010

1101 0001

А

В

С

63

00111111

ФИЗМИНУТКА
  • ФИЗМИНУТКА
Практические задания

Практические задания

Подготовительный этап  -  Разделение класса на 2 команды.  - Придумать и записать название своей команды.  -  Записать всех участников команды в карточке.  - Выбрать капитана команды.   Жюри:  учитель информатики и гости.

Подготовительный этап

- Разделение класса на 2 команды.

- Придумать и записать название своей команды.

- Записать всех участников команды в карточке.

- Выбрать капитана команды.

Жюри:

учитель информатики и гости.

Работая в группе,  будьте взаимовежливы!

Работая в группе, будьте взаимовежливы!

Задание № 1  Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Задание № 1

Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Команды  1     2 П Р И Н Т Е Р  М О Н И Т О Р  цифра  текст

Команды 1 2

П

Р

И

Н

Т

Е

Р

М

О

Н

И

Т

О

Р

цифра

текст

Задание №2  Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)

Задание №2

Декодирование слов по номерам букв

(конкурс капитанов)

Команды  1     2 13 6 2    9 15 1 12 3 21 12   14 29 26 30 2 21 12 3 1 25 10 19 13 16 Хлеб Звук Буква Знак Мышь Число

Команды 1 2

  • 13 6 2 9 15 1 12
  • 3 21 12 14 29 26 30

2 21 12 3 1 25 10 19 13 16

Хлеб

Звук

Буква

Знак

Мышь

Число

Задание № 3  Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …,  Я  33

Задание № 3

Заменить буквы её порядковым номером в алфавите:

А 1, Б 2, В 3, …,

Я 33

Команды  1     2 Алфавит    Тетрадь   Блокнот Циркуль   1 13 22 1 3 10 20  20 6 20 18 1 5 30 2 13 16 12 15 16 20  24 10 18 12 21 13 30

Команды 1 2

Алфавит Тетрадь

Блокнот Циркуль

1 13 22 1 3 10 20

20 6 20 18 1 5 30

2 13 16 12 15 16 20

24 10 18 12 21 13 30

ФИЗМИНУТКА
  • ФИЗМИНУТКА
Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Задание № 4   Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)

Задание № 4

Закодировать текст используя код Цезаря

(на 1 букву вперёд)

Команды    1     2 Компьютер    Клавиатура    Таблица    График               лпнрэяуёс лмбгйбуфсб  убвмйчб дсбхйл

Команды 1 2

Компьютер Клавиатура

Таблица График

лпнрэяуёс

лмбгйбуфсб

убвмйчб

дсбхйл

Подведение итогов урока

Подведение

итогов урока

Задание на дом: Придумать код и закодировать своё полное имя.

Задание на дом:

Придумать код и закодировать своё полное имя.

Спасибо  за урок!  До свидания!

Спасибо за урок! До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок "Кодирование информации"

Автор: Матвеева Марина Владимировна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок : «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании»"
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytyi_urok_kodirovanie_informatsii_signaly_i_znaki_pri_kodirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "606965"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652649968"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация урока "Кодирование информации""
    ["seo_title"] => string(43) "prezentatsiia_uroka_kodirovanie_informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "606966"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1652650476"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока "Кодирование информации с помощью знаковых систем""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_kodirovanie_informatsii_s_pomoshchiu_znakovykh_sistem"
    ["file_id"] => string(6) "527862"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574257956"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_kodirovanie_informatsii_s_pomoshchiu_znakovykh_sistem_znaki_forma"
    ["file_id"] => string(6) "578831"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1618948529"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-informatikie-v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "130733"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415982110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства