Урок информатики в 5 классе "Калькулятор-помощник математика"
Урок изучения нового материала с использованием мультимедиа технологий.
Цель урока: создать условия для работы учащихся в программе Калькулятор через знакомство с интерфейсом программы и ее применением при решении вычислительных задач, используя системно-деятельностный подход в преподавании.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей развития вычислительных устройств и программой Калькулятор.
2. Рассмотреть принцип действия программы.
3. Научиться выполнять вычислительные действия с помощью программы Калькулятор.
4. Развивать внимание, мышление учащихся при выполнении практической работы, решении задач.
5. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с ПК.
Требования к уровню освоения учебного материала
Учащийся должен знать | Учащийся должен уметь |
исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций; назначение программы Калькулятор; технологию работы с Программой Калькулятор. | приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор. |
Характеристика урока
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока
1. Демонстрационный ПК и компьютеры для учеников
2. Интерактивная доска
3. Презентация к уроку
4. Учебник: под редакцией Н.В.Макаровой «Информатика и ИКТ» (начальный уровень)
План урока:
Организационный момент
Повторение материала предыдущего урока
Изучение нового материала
Физкультминутка
Практическая работа
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
приветствие;
проверка готовности учащихся к уроку;
2. Повторение материала предыдущего урока:
Звучит первый куплет песни «Учат в школе» (Слайд 1, файл прилагается)
Учитель: - Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь – учат в школе…
Скажите, пожалуйста, ребята, а на уроках информатики мы с вами работаем с текстом?
Ученики: - Да.
Учитель: - А какая программа нам в этом помогает?
Ученики: - Программа Блокнот.
Учитель: - Молодцы. Чтобы правильно набирать текст в программе Блокнот, мы должны знать назначение вспомогательных клавиш. Давайте вспомним эти клавиши, выполнив следующее задание: (Слайд 2)
Необходимо соотнести клавишу и ее назначение, соединив их.
Задание выполняется на интерактивной доске, учащиеся по одному выходят и соединяют маркером название клавиши и ее назначение.
Учитель: Спасибо. Молодцы!
3. Изучение нового материала.
Учитель: - Ребята, давайте вспомним фрагмент песни, который мы услышали в начале урока. Чему же еще учат в школе?
Ученики: - (вспоминают песню) Умножать и вычитать.
Учитель: - Правильно! Давайте, мы с вами тоже попробуем умножить. (Слайд 3)
Можем ли мы сразу дать ответ?
Ученики: - Нет.
Учитель:- А как можно выйти из данной ситуации?
Ученики: - Посчитать столбиком (но это займет некоторое время), можно посчитать на калькуляторе.
Учитель: - Да, можно выполнить вычисления на калькуляторе. Он всегда нам может помочь, если необходимо быстро найти ответ или проверить свое решение. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «Калькулятор – помощник математика». (слайд 4)
Сообщение цели: На уроке мы с вами сегодня познакомимся:
- с историей развития вычислительных устройств
- и с программой Калькулятор, а также научимся выполнять вычислительные действия с ее помощью.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите на полях число и тему урока «Калькулятор – помощник математика».
Давайте, обратимся к истории развития вычислительных устройств. (Слайд 5)
С древних времен люди изобретали и совершенствовали различные счётные приспособления, с помощью которых можно было выполнять громоздкие (сложные) вычисления. (Слайд 5)
Давайте заглянем в историю развития таких приспособлений. (Слайд 6-7)
История вычислительной техники началась с попыток автоматизировать расчетные операции с помощью механических приспособлений. Полагают, что первыми "вычислительными" машинами были абак и счеты. [1] (Слайд 8-9)
Следующим этапом развития было создание суммирующей машины. (Слайд 10)
Принято считать, что «биографии» механических счетных машин ведутся от Блеза Паскаля (1623-1662), великого французского философа, математика, физика. 17-летний юноша очень хотел облегчить работу своему отцу, сборщику налогов, который просиживал дни и ночи над однообразными и утомительными расчетами. Первая модель машины оказалась неудачной. Паскаль создал еще около 50-ти моделей, работал над созданием счетной машины в течение 5-ти лет и завершил работу в 1645 году. Эта машина выполняла лишь одно арифметическое действие- сложение. Называлась она – «Паскалина». [3]
Механические арифмометры и первые машины с программным управлением были созданы в 19 в. усилиями ученых разных стран: П.Л. Чебышевым в России и Ч. Бэббиджем в Англии.
В середине 20 в. был создан компьютер и его «младший брат» калькулятор. Они являются, на данный момент, самыми совершенными счётными приспособлениями. [](Слайд 11-12)
Учитель: - Для вычислений на компьютере есть программа Калькулятор. (Слайд 13)
В тетради отметьте:
Определение: Программа Калькулятор служит для выполнения операций над числами.
Чтобы открыть данную программу необходимо преодолеть следующий путь:
Кнопка Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор (записать в тетрадь)
4. Физкультурная минутка
Сейчас, давайте, все выйдем к доске и разделимся на две команды. (каждому выдается карточка с цифрой) (Приложение 1) Сейчас мы с вами будем выполнять функцию Калькулятора – считать. Я буду задавать примеры, а вы командой считать и показывать ответ с помощью карточек, кто быстрее.
Примеры:
4*9=36
50/2=25
9*9=81
60-11=49
8*9=72
15*3=45
2*19=38
7*8=56
Молодцы! Садимся!
3. Продолжение изучения нового материала: (Слайд 14)
Рассмотрим интерфейс программы Калькулятор более подробно. Окно программы очень похоже на вид обычного калькулятора. Имеет: поле ввода, кнопку сброса, кнопки арифметических действий и цифр. Кроме внешнего сходства, очень похож и принцип работы.
Демонстрация программы Калькулятор на интерактивной доске.
Примеры: 48+193= 28*54= 144/12=
! Если выполняем несколько действий подряд по порядку, то необходимо после каждого действия ставить знак равно.
Запись домашнего задания:
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: параграф 1.11 стр. 28, в тетради изобразить счетное устройство и дать его характеристику.
5. Практическая работа
Учащиеся рассаживаются за компьютеры на свои места.
Задание 1:
Угадывание задуманного числа. Учащиеся выполняют действия по алгоритму, который озвучивает учитель.
Фокус основан на тождестве:
Задумай число (любое) Прибавь 4 Умножь на 3 Прибавь 3 Удвой результат Вычти 12 Результат раздели на 6 Вычти задуманное число Результат умножь на 4 Ты получил 12 | х х + 4 (х + 4) · 3 = 3х + 12 (3х + 12) + 3 = 3х + 15 (3х + 15) · 2 = 6х + 30 (6х + 30) – 12 = 6х + 18 (6х + 18) : 6 = х + 3 х + 3 – х = 3 3 · 4 = 12 |
({[(х + 4) · 3 + 3] · 2 – 12} : 6 – х) · 4 = 12
Задание 2:
Учащиеся работают по карточкам. (Приложение 2)
Проверка задания 2. (Слайд 15) Поставьте в соответствие каждой цифре букву. Какое слово у вас получилось? (Молодец) Запишите свою фамилию и имя и оцените себя.
6. Подведение итогов урока
1) Обобщение изученного материала на уроке:
Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Познакомились с историей развития вычислительных устройств, с программой Калькулятор и научились с ней работать. (Выяснить у учащихся результативность их работы. Похвалить!)
Вопросы для закрепления:
Какая программа помогает решать трудные вычислительные задачи?
Назовите вычислительные устройства и приспособления, которые человек использовал до появления калькулятора?
Казалось бы, такая простая программа, но такая нужная, и нам с вами еще не раз придется к ней обратиться. Всем спасибо за урок!
Литература
1. Газета «Информатика». Издательский дом «Первое сентября» №2 2010 год
2. Информатика и ИКТ: Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер, 2010. – 160с.: ил.
3. http://ru.wikipedia.org