Урок "Адресация ячеек в формулах электронных таблиц"
Урок "Адресация ячеек в формулах электронных таблиц"
Адресация ячеек в формулах электронных таблиц
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательные:
Организовать деятельность учащихся для повторения основных терминов и понятий темы “Электронная таблица”.
Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации ячеек.
Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.
Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса.
Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
Формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени
Содействовать профориентации учащихся.
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование и раздаточный материал: мультимедийный проектор, экран, доска, презентация, тесты, материалы практической работы, файлы дополнительные на компьютере для практической работы.
Структура урока.
Орг. момент. (2 мин.)
Актуализация знаний: фронтальный опрос (7 мин.)
Объяснение нового материала. (10 мин.)
Практическая работа. (14 мин.)
Подведение итогов. (3 мин.)
Объявление оценок за урок. (1 мин.)
Домашнее задание. (3 мин.)
Рефлексия. (5 мин.)
Конспект урока:
Орг. момент. (2 мин.)
Введение.
Постановка цели и задач урока. Слайд №1 (Приложение 1)
Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится с понятием относительной и абсолютной адресации ячеек в электронных таблицах, научиться, используя электронную таблицу, производить расчеты, познакомиться с некоторыми областями жизнедеятельности человека, в которых можно применять электронные таблицы.
Актуализация знаний: фронтальный опрос (7 мин.)
Слайд №2
Что такое электронная таблица? (это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных)
Какие основные элементы электронной таблицы вам известны? (ячейки)
Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице? (A1, B2)
Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы? (число, текст, формулу) Слайд №3
Какие данные размещены в ячейках таблицы (в С1-5, в С2-22, в D1-5, в D2-22)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Адресация ячеек в формулах электронных таблиц" »
Адресация ячеек в формулах электронных таблиц
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательные:
Организовать деятельность учащихся для повторения основных терминов и понятий темы “Электронная таблица”.
Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации ячеек.
Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.
Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса.
Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
Формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени
Содействовать профориентации учащихся.
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование и раздаточный материал: мультимедийный проектор, экран, доска, презентация, тесты, материалы практической работы, файлы дополнительные на компьютере для практической работы.
Структура урока.
Орг. момент. (2 мин.)
Актуализация знаний: фронтальный опрос (7 мин.)
Объяснение нового материала. (10 мин.)
Практическая работа. (14 мин.)
Подведение итогов. (3 мин.)
Объявление оценок за урок. (1 мин.)
Домашнее задание. (3 мин.)
Рефлексия. (5 мин.)
Конспект урока:
Орг. момент. (2 мин.)
Введение.
Постановка цели и задач урока. Слайд №1 (Приложение 1)
Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится с понятием относительной и абсолютной адресации ячеек в электронных таблицах, научиться, используя электронную таблицу, производить расчеты, познакомиться с некоторыми областями жизнедеятельности человека, в которых можно применять электронные таблицы.
Актуализация знаний: фронтальный опрос (7 мин.)
Слайд №2
Что такое электронная таблица? (это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных)
Какие основные элементы электронной таблицы вам известны? (ячейки)
Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице? (A1, B2)
Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы? (число, текст, формулу) Слайд №3
Какие данные размещены в ячейках таблицы (в С1-5, в С2-22, в D1-5, в D2-22)
A
B
C
D
1
2
1
=A1+3*B1
=A1^2+B1
2
4
6
=A2+3*B2
=A2^2+B2
Что такое формула? (Формулой является выражение, задающее указание для математических вычислений.)
Какие правила записи формул в электронных таблицах вы знаете? (Выражение начинается со знака равенства «=», что позволяет программе отличить формулу от других данных.)
Объяснение нового материала. (10 мин.)
Основным свойством электронной таблицы является следующее: изменение значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих ссылки на адрес этой ячейки.
Слайд №4 Принцип относительной адресации обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле.
Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.
Слайд №5 Принцип абсолютной адресации. В некоторых случаях необходимо отменить принцип относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адреса ячейки не изменялись. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды перед адресом строки и столбца.
Слайд №6 Абсолютным может быть и часть адреса ячейки (только номер строки или номер столбца). Такой адрес принято называть смешанным.
Пример смешанного адреса: $D1, B$6
Рассмотрим это на примере. Введем расчетные формулы в таблицу оплаты за водоснабжение.
Слайд №7 (Приложение 2)
оплата за водоснабжение
стоимость 1 м3 руб
30
месяц
показания счетчика, м3
количество потребленной воды, м3
сумма к оплате, руб
декабрь
2315
январь
2345
февраль
2364
март
2393
апрель
2430
май
2476
июнь
2510
Как рассчитать количество воды, потребленное за месяц?
Введем формулу в первую ячейку, а для заполнения остальных применим принцип относительной адресации (вводим формулы с помощью мультимедийного проектора вводит учащийся-помощник у доски).
Воспользуемся принципом абсолютной адресации для подсчета денежной суммы за израсходованную воду. Так как стоимость 1 кубометра воды в течение года не изменяется, сделаем соответствующий адрес абсолютным. Можно вводить знак $ вручную, а можно нажатием клавиши F4.
Использование формул дает большие возможности применения электронных таблиц в различных сферах жизнедеятельности человека.
Практическая работа. (14 мин.)
Разделимся на две команды.
Одна – агенты по продаже и покупке недвижимости,
другая – кассиры по продаже авиабилетов.
Первая команда садится за компьютеры и выполняет свое задание
Приложение 3
Задание: Ввести расчетные формулы в ячейки E3 и F3. Скопировать введенные формулы в расположенные ниже ячейки таблицы.
район
Cтоимость 1кв.м. ,руб
Площадь квартиры, кв.м.
Коэффициент престижности
Стоимость квартиры, руб
Стоимость квартиры,$
Курс доллара
Кировский
700
40
1
30
Ленинский
650
55
0,6
Московский
1000
35
2,5
Фрунзенский
900
60
1,8
Петроградский
1000
67
5,4
Васильеостровский
600
31
3,2
(Приложение 3), вторая в это время на своих местах на листочках выполняет тестовые задания (Приложение 4). По мере выполнения заданий команды меняются местами. (Приложение 5).
Приложение 4 Тест «Электронная таблица».
Клетка электронной таблицы называется текущей, если
Клетка видна на экране;
В ней находится информация;
Клетка содержит формулу;
В ней находится курсор.
Адрес клетки электронной таблицы – это
Имя, состоящее из любой последовательности символов;
Имя, состоящее из имени столбца и номера строки;
Адрес байта оперативной памяти, отведенного под клетку;
Имя, состоящее из номера столбца и номера строки.
В клетку электронной таблицы можно занести
только формулы;
числа и текст;
только числа;
числа, формулы и текст;
Числовая константа 12,3Е+4 может быть записана в виде:
12,3000
123
0,00123
123000
Какая информация помещена в ячейке В4?
Число 0
Формула В4
Формула СУММ(В1:В3)
Число 4
Ячейка пуста.
Дана электронная таблица:
А
В
С
D
1
1
3
4
8
2
3
2
5
3
7
1
2
Значение в ячейке С1 заменили на 7. В результате этого значение в ячейке D1 автоматически изменилось на 11. Можно предположить что в ячейке D1 ……
a) записана формула В1+С1
b) при любом изменении таблицы значение увеличивается на 3
c) записана формула СУММ(А1:С1)
d) записана формула СУММА(А1:А3)
Дан фрагмент электронной таблицы:
А
В
С
1
3
2
5
2
7
1
3
4
4
Значение ячейки С1 вычисляется по формуле =В1+$A$1
После копирования формулы значение в ячейке С3 будет равно
a) 10 b) 6 c) 7 d) 8
Значение в ячейке С3 электронной таблицы
А
В
С
1
3
9
=В2+$A$1
2
7
15
3
3
45
4
=C1-C2
равно a) 27 b) 15 c) 34 d) 27
Ответы на тест
1
2
3
4
5
6
7
8
d
b
d
d
c
c
c
b
Приложение 5
Задание: Ввести расчетные формулы в ячейки F3 и H3. Скопировать введенные формулы в расположенные ниже ячейки таблицы.
Номер рейса
Модель самолета
Маршрут
Дата отправления
Цена билета для взрослых, руб
Цена билета для взрослых, $
Скидка для пенсионеров, %
Цена билета для пенсионеров, руб
курс $
3405
ТУ-154
С.-Пб- Москва
21.09.2003
1500
5
30
8907
ТУ-134
С.-Пб- Краснодар
16.05.2003
2250
5
6412
ИЛ-86
Москва- Сан-Франциско
20.06.2003
7500
7
8100
БОИНГ-747
Москва-Флорида
30.07.2003
8250
8
1040
А-310
С.-Пб- Акапулько
17.03.2003
9000
5
8610
ИЛ-62
Киев-Стамбул
23.02.2003
9450
4
2203
ТУ-204
Москва-Одесса-Майами
15.01.2003
10500
5,5
Подведение итогов. (3 мин.)
Все возвращаются за парты. Давайте проверим, как вы справились с заданиями тестов (ответы высвечиваются на экране через проектор). Проверьте работу своего одногруппника и поставьте ему оценку.
Что нового узнали на уроке? В каких профессиях человеку может понадобиться знание электронных таблиц? Знания каких наук вам пригодились сегодня на уроке?
Объявить оценки за урок. (1 мин.)
Домашнее задание. (3 мин.) Составить таблицу Ф. И. О. 10 рабочих, придумать им заработную плату, подсчитать 13% подоходный налог от зарплаты, посчитать зарплату к выдаче и посчитать, сколько рабочие получили бы зарплату, в долларах. Таблицу записать в виде листа Excel.
Рефлексия. (Открыть файл на рабочем столе, который называется «Дерево» и яблоко, которое лежит на земле нужно повесить на дерево в то место, в которое вы считаете нужным относительно вашего состояния на данном уроке.) Всё хорошо – тему понял – яблоко на верху, если не очень понял и состояние менее комфортное, то в середине, если ничего не понял – яблоко остаётся на земле. (5 мин.)