kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока информатики и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была разработана в соответсвтии с Федеральным государтсвенным образовательным страндартом для 7 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики и ИКТ»

Технологическая карта урока информатики и ИКТ

Дата: 2.03.2018 г.

Класс: 7 «В»

УМК: Информатика и ИКТ. Босова Л. Л., Босова А. Ю. 7 класс

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Тема урока: «Технология создания текстовых документов»

Цель: сформировать представление о текстовых документах и их технологию создания

Задачи:

Образовательные:

- расширение представлений о сущности понятия «документ», о структуре текстового документа;

- сравнение «бумажной» и «компьютерной» технологий подготовки текстовых документов;

- систематизация представлений о компьютерных инструментах создания текстовых документов.

Развивающие:
- развивать навыки управления компьютерными объектами, способствовать развитию речи учащихся, произвольного внимания, воспитывать культуру поведения

Воспитательные:

- воспитание навыка самостоятельности;

- воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Мотивационный этап

- Здравствуйте ребята! Пожелаем друг другу хорошего настроения.

- Сегодня у нас очередной урок информатики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

- Устное повторение

- Ответьте на вопросы:

1. Какую форму представления информации изучали на прошлом уроке?

2. Дайте определение графическому редактору.



3. Какие элементы интерфейса любого графического редактора являются основными?


4. На какие виды делятся графические редакторы?

- Хорошо, молодцы.

Обучающиеся готовятся к уроку.







1. Графическую форму представления информации.

2. Графический редактор-это программ, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера.

3. Строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния.

4. Различают растровые и векторные графические редакторы.


Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


II.

Этап актуализации знаний

- Итак, к какому виду относится информация, представленная на любом естественном языке в знаковой форме?

- Хорошо.

- Так как мы с вами заговорили об этом виде информации, попытайтесь определить тему нашего урока. (слайд 1)

- Правильно. Запишите тему сегодняшнего урока в тетради.


- К текстовому виду.




- Текстовые документы и технологии их создания.



Записывают тему урока: «Текстовые документы и технологии их создания».

Коммуникативные УУД:

- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка.

III.

Выявление затруднений

- А сейчас я предлагаю вам разделиться в каждой паре - один остается на месте, а второй садится за компьютер.

- Вы сейчас будете писать мини диктант по информатике. За партой – в тетради, а за компьютером – в блокноте.

- Написали. Хорошо. Ой, простите, ребята, нужно написать «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса».

- Вас не смутило содержание данного диктанта?

- Ребята, которые писали за компьютером, вы с легкостью сможете изменить текст?

- А ребята, которые писали в тетради, вы сможете сейчас стереть неправильный текст и написать тот, который верен.

- Так какие технологии вы уже можете назвать?





Мини диктант

«Рыхлый дождь на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса»




- Да, смутило.


- Да, на компьютере можно заменить слово.


- Нет, при письме на бумаге, чтобы исправить ошибку, текст пришлось переписать весь.


- учащиеся пытаются сформулировать ответ

Личностные УУД:
- формирование адекватной позитивной собственной оценки,

- формирование навыков практической деятельности

Коммуникативные УУД:
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные УУД:
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей

IV.

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения

- А теперь давайте подумаем, какой у нас сегодня будет урок и из чего он будет состоять.

- Ознакомить детей с такими понятиями, как «документ», «текстовый документ», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «структурные элементы текстового документа», «технология подготовки текстовых документов». (слайд 2)

- Сказать о сведениях из курса истории

- Указать недостатки и преимущества технологий создания текстовых документов

- Рассказать детям какие существуют виды технологий

- Для первичного закрепления проводится практическая работа

- Далее самостоятельная работа с самопроверкой

- К концу урока предлагаются задания связывающие прошлую тему и новую

- И запись домашнего задания и проведение рефлексии

- мы будем изучать такие понятия «документ», «текстовый документ», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «структурные элементы текстового документа», «технология подготовки текстовых документов»,

- виды технологий создания текстовых документов,

- решать задачи.


Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные УУД:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы,
- структурирование знания.

V.

Реализация выбранного плана по решению затруднений

Из курса истории вам известно, какую огромную роль в развитии человечества сыграло возникновение письменности, позволившей зафиксировать устное слово с помощью букв-знаков.

- Давайте вспомним как возникала письменность? С чего все начиналось?

Это не просто сообщения, дошедшие до нас через века. Это документы, позволяющие нам судить о том, как жили люди в ту или иную эпоху, о чём они думали, что их интересовало. (слайд 3)

Слово «документ» переводится с латинского как «свидетельство», «доказательство». Первоначально оно означало письменное подтверждение событий или фактов.

- А какие документы будите получать вы ребята в течение жизни, начиная с рождения?


Современное понятие документа значительно шире, чем «бумага, заверенная печатью и подписью». Текст является одной из важнейших форм представления информации об окружающей действительности. Под текстовым документом сегодня понимается информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме. Текстовый документ может быть статьёй, докладом, рассказом, стихотворением, объявлением, ведомостью, инструкцией, справкой и т. д. (слайд 4)

Любой текстовый документ состоит из разделов (хотя бы из одного), которые, в свою очередь, могут содержать подразделы и т. д. Например, ваш учебник состоит из пяти крупных разделов — глав; каждая глава состоит из параграфов; параграфы разбиты на пункты. Глава, параграф, пункт — это примеры разделов. Каждый раздел имеет название или заголовок. Различают заголовки разделов 1-го уровня (например, названия глав), 2-го уровня (названия параграфов), 3-го уровня (названия пунктов) и т. д. Названия разделов разных уровней составляют оглавление документа.

В абзаце можно выделить отдельные строки, слова и символы — символьные структурные элементы.(слайд 4.1)

- Что документ может содержать кроме текста?

На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию, и то, с помощью чего это делали. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс. (слайд 4.3, 4.4)

Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. На смену технологии создания рукописных и машинописных документов на бумаге («бумажная» технология) сегодня пришла «компьютерная» технология. С помощью специальных компьютерных программ можно создать любой текст, при необходимости внести в него изменения, не переписывая текст заново, записать текст в долговременную память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры. (слайд 4.5)

«Компьютерная» технология обладает рядом преимуществ по сравнению с технологией «бумажной». Давайте сравним эти технологии.

- Скажите, у какой технологии больше преимуществ?

Большинство текстов, создаваемых на компьютере, выводятся на печать и используются в традиционной бумажной форме (документы на всевозможных бланках, газеты, журналы, учебники, справочники, научно-популярная и художественная литература и пр.). Наряду с этим в последнее время широкое распространение получили электронные книги — компактные устройства, предназначенные для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде. (слайд 6.1)

- Ребята назовите мне преимущества электронных книг.











- А есть ли недостатки у электронных книг?




- А какие вы знаете программы, которые позволяют нам работать с текстом на компьютере? Какие структурные элементы вы можете назвать? (слайд 8)

- Правильно

- Запишите, что такое текстовый редактор и текстовый процессор. И запишите их примеры. Стр. 146

Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).

Простой текстовый редактор удобен для создания небольших несложных по структуре и оформлению текстов. Такие тексты состоят из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера. Таблицы, формулы, схемы, чертежи простой текстовый редактор обрабатывать не может.

Примером простого текстового редактора является программа Блокнот. Наиболее часто она используется для просмотра и редактирования текстовых файлов, имеющих расширение txt. В программе Блокнот реализован минимум возможностей для оформления текстового документа. Многие пользователи применяют программу Блокнот в качестве простого инструмента для создания web-страниц. 

Примерами текстовых процессоров могут служить:

Writer, входящий в состав пакета OpenOffice.org;       
Word, входящий в состав пакета Microsoft Office.      

Для подготовки буклетов, брошюр, газет, журналов и книг используются такие мощные профессиональные программные средства, как издательские системы.

- Какие технологии создания текста вы знаете?

- Что относится к бумажной технологии?

- Какие программы редактирования текста относятся к компьютерной технологии?

- Что относится к текстовому процессору, а что относится к текстовому редактору?

- Что в итоге дает Word и Блокнот?


Окна текстовых процессоров имеют типовую структуру. Рассмотрим её на примере окна текстового процессора OpenOffice.org Writer (слайд 8.1) или стр. 147 в учебнике.

Вдоль верхнего края окна приложения располагается строка заголовка, содержащая имя документа, имя программы и кнопки управления.

Ниже строки заголовка расположена строка меню, содержащая имена групп команд, объединённых по функциональному признаку.

Под строкой меню может находиться несколько панелей инструментов, в том числе Стандартная и Форматирование.

Далее следует градуированная в сантиметрах линейка, с помощью которой определяются границы документа.

Рабочая область — это основная часть окна, предназначенная для создания документа и работы с ним. В рабочем поле находится курсор, чаще всего имеющий вид вертикальной линии, указывающей позицию рабочего поля, в которую будет помещён вводимый символ или другой элемент документа.

В строке состояния (нижняя часть окна) выводится справочная информация; там же указывается номер страницы, в которой расположен курсор. 

- А теперь давайте с вами сейчас попытаемся ответить на вопрос, который у нас возник во время написания мини диктанта: какие технологии вы уже можете назвать?

- Правильно, молодцы!







- Надписи на камне, папирусе, а потом пришли к бумаге.









- Свидетельства о рождении; по окончании школы аттестат — документ, подтверждающий ваше образование, и т. д.







Текстовый документ




Заголовок 1 уровня

Глава





Заголовок 2 уровня

Параграфы





Заголовок 3 уровня

Пункты





Рис. 1 «Текстовый документ»

(слайд 5)




- Документ кроме текста может содержать рисунки, таблицы, схемы и т. д.









(слайд 6)




- У компьютерной технологии больше преимуществ. Компьютерная технология удобнее и практичнее в использовании, чем бумажная.












- электронная книга позволяет отображать не только текст, но и картинки, клипы; встроенные программы-синтезаторы речи позволяют озвучивать тексты; 
- в электронной книге может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, отображение примечаний читателя; в ней можно изменять размер шрифта; 
- в одном устройстве могут храниться тысячи книг; такую «библиотеку» значительно проще транспортировать по сравнению с её печатным аналогом.


- сравнительно высокая стоимость; 
- большая чувствительность к физическому воздействию, чем у печатных книг; 
- менее высокая контрастность изображения по сравнению с изображением на бумаге. 

- блокнот, Word и т.д.





Текстовый редактор — это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов (Блокнот).











Текстовый процессор — это текстовый редактор с широкими возможностями, позволяющий не только писать письма, рассказы, стихи, доклады, статьи для школьной газеты, но и выполнять автоматическую проверку правописания, изменять вид и размер шрифта, включать в документ таблицы, формулы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты и многое другое.

Технологии создания текста





Бумажная технология

Компьютерная технология





Текстовый процессор

Текстовый редактор


Буклеты, листовки и т.п.




Writer,

Word



Блокнот




Текстовый документ






Рис. 2«Технологии создания теста»

(слайд 7)






























- Бумажная и компьютерная технологии.












Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные УУД:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Познавательные УУД:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- установление причинно-следственных связей.

VI.

Первичное закрепление нового знания




- Правильно ли был набран текст?

- Какие правила ввода текста были нарушены?


- Хорошо. А как правильно должен выглядеть текст? (слайд 9)

- Правильно, молодцы, справились.

Практическая работа

Чтон апи сан опер ом, тон ев ыруб ишьто по ром.

- нет


- не правильно расставлены пробелы между текстами

- Что написано пером, то не вырубишь топором.

Познавательные УУД:

- анализ и синтез объектов.

Регулятивные УУД:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Личностные УУД:

- смыслообразование, развитие логического мышления.

VII.

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(слайд 10)






Достоинства

Недостатки

Многократное использование носителей

Трудности и передачи на расстояние

Легкость внесения изменений

Трудности тиражирования

Компактность хранения

Проблемы редактирования

Легкость передачи

Расходование древесины

Легкость копирования

Потребность в дополнительной площади хранения


(слайд 11)

Познавательные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия;

- анализ и синтез объектов.

Регулятивные УУД:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Личностные УУД:

-смыслообразование, развитие логического мышления.

VIII.

Включение в систему знаний и умений

Учащиеся связывают прошлую тему с сегодняшней на примере двух заданий.

- Ребята, вы сегодня узнали много чего интересного на уроке.

- Вам сейчас самостоятельно предстоит выполнить на месте задание, а после мы проверим все вместе правильность выполнения данного задания.

(слайд 12)

Нужно соотнести понятия и элементы документа.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации.

- структурирование знаний.

-анализ объектов.

Регулятивные УУД:

- целеполагание, выдвижение гипотез.


IX.

Рефлексия и запись домашнего задания

- Запишите домашнее задание § 4.1 стр. 143-148, стр. 149 вопрос №2. (слайд 13)

- Мы прошли сегодня определенный путь. Давайте подведем итог урока.

Я предлагаю вам подумать и ответить индивидуально на следующие вопросы:

  1. На уроке я узнал…

  2. На уроке мне было сложно …

  3. Урок помог задуматься о …

  4. Я понял…

(слайд 14)


- Учащиеся записывают домашнее задание.





- дети отвечают на вопрос. Проводят рефлексию собственных знаний и незнаний.

Регулятивные УУД:

- оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

- контроль, коррекция, оценка

Личностные УУД:

- нравственно-этическая ориентация


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока информатики и ИКТ

Автор: Панафидина Анастасия Васильевна

Дата: 22.03.2018

Номер свидетельства: 462955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока по информатике 5 класс  Редактирование текста. Работа с фрагментом "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-informatikie-5-klass-riedaktirovaniie-tieksta-rabota-s-fraghmientom"
    ["file_id"] => string(6) "114025"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411224990"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Технологическая карта урока информатики в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-informatiki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180290"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425146809"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта урока "Управление компьютером с помощью меню" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-upravlieniie-komp-iutierom-s-pomoshch-iu-mieniu"
    ["file_id"] => string(6) "143055"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418415858"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока по теме "Электронные таблицы: назначение, основные понятия, правила заполнения" "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-eliektronnyie-tablitsy-naznachieniie-osnovnyie-poniatiia-pravila-zapolnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "138642"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417587149"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока по информатике «Выполнение и составление алгоритмов»."
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapoinformatikievypolnieniieisostavlieniiealghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "278991"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453178193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства