|   III.   |    Выявление затруднений   |    - А сейчас я предлагаю вам разделиться в каждой паре - один остается на месте, а второй садится за компьютер.  - Вы сейчас будете писать мини диктант по информатике. За партой – в тетради, а за компьютером – в блокноте.  - Написали. Хорошо. Ой, простите, ребята, нужно написать «Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса».  - Вас не смутило содержание данного диктанта?  - Ребята, которые писали за компьютером, вы с легкостью сможете изменить текст?  - А ребята, которые писали в тетради, вы сможете сейчас стереть неправильный текст и написать тот, который верен.  - Так какие технологии вы уже можете назвать?   |                    Мини диктант  «Рыхлый дождь на солнце тает, ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса»              - Да, смутило.        - Да, на компьютере можно заменить слово.      - Нет, при письме на бумаге, чтобы исправить ошибку, текст пришлось переписать весь.      - учащиеся пытаются сформулировать ответ   |     Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной собственной оценки,   - формирование навыков практической деятельности   Коммуникативные УУД: - использование речи для регуляции своих действий.  Познавательные УУД: - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей   |  
  |   IV.   |    Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения   |    - А теперь давайте подумаем, какой у нас сегодня будет урок и из чего он будет состоять.  - Ознакомить детей с такими понятиями, как «документ», «текстовый документ», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «структурные элементы текстового документа», «технология подготовки текстовых документов». (слайд 2)  - Сказать о сведениях из курса истории  - Указать недостатки и преимущества технологий создания текстовых документов  - Рассказать детям какие существуют виды технологий  - Для первичного закрепления проводится практическая работа  - Далее самостоятельная работа с самопроверкой    - К концу урока предлагаются задания связывающие прошлую тему и новую  - И запись домашнего задания и проведение рефлексии   |    - мы будем изучать такие понятия «документ», «текстовый документ», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «структурные элементы текстового документа», «технология подготовки текстовых документов»,  - виды технологий создания текстовых документов,  - решать задачи.       |     Личностные УУД: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и "незнания".   Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,   Регулятивные УУД: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.  Познавательные УУД: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы,  - структурирование знания.   |  
  |   V.   |    Реализация выбранного плана по решению затруднений   |    Из курса истории вам известно, какую огромную роль в развитии человечества сыграло возникновение письменности, позволившей зафиксировать устное слово с помощью букв-знаков.    - Давайте вспомним как возникала письменность? С чего все начиналось?  Это не просто сообщения, дошедшие до нас через века. Это документы, позволяющие нам судить о том, как жили люди в ту или иную эпоху, о чём они думали, что их интересовало. (слайд 3)  Слово «документ» переводится с латинского как «свидетельство», «доказательство». Первоначально оно означало письменное подтверждение событий или фактов.    - А какие документы будите получать вы ребята в течение жизни, начиная с рождения?        Современное понятие документа значительно шире, чем «бумага, заверенная печатью и подписью». Текст является одной из важнейших форм представления информации об окружающей действительности. Под текстовым документом сегодня понимается информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме. Текстовый документ может быть статьёй, докладом, рассказом, стихотворением, объявлением, ведомостью, инструкцией, справкой и т. д. (слайд 4)  Любой текстовый документ состоит из разделов (хотя бы из одного), которые, в свою очередь, могут содержать подразделы и т. д. Например, ваш учебник состоит из пяти крупных разделов — глав; каждая глава состоит из параграфов; параграфы разбиты на пункты. Глава, параграф, пункт — это примеры разделов. Каждый раздел имеет название или заголовок. Различают заголовки разделов 1-го уровня (например, названия глав), 2-го уровня (названия параграфов), 3-го уровня (названия пунктов) и т. д. Названия разделов разных уровней составляют оглавление документа.  В абзаце можно выделить отдельные строки, слова и символы — символьные структурные элементы.(слайд 4.1)  - Что документ может содержать кроме текста?  На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию, и то, с помощью чего это делали. Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс. (слайд 4.3, 4.4)  Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. На смену технологии создания рукописных и машинописных документов на бумаге («бумажная» технология) сегодня пришла «компьютерная» технология. С помощью специальных компьютерных программ можно создать любой текст, при необходимости внести в него изменения, не переписывая текст заново, записать текст в долговременную память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры. (слайд 4.5)  «Компьютерная» технология обладает рядом преимуществ по сравнению с технологией «бумажной». Давайте сравним эти технологии.     - Скажите, у какой технологии больше преимуществ?  Большинство текстов, создаваемых на компьютере, выводятся на печать и используются в традиционной бумажной форме (документы на всевозможных бланках, газеты, журналы, учебники, справочники, научно-популярная и художественная литература и пр.). Наряду с этим в последнее время широкое распространение получили электронные книги — компактные устройства, предназначенные для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде. (слайд 6.1)  - Ребята назовите мне преимущества электронных книг.                                          - А есть ли недостатки у электронных книг?                  - А какие вы знаете программы, которые позволяют нам работать с текстом на компьютере? Какие структурные элементы вы можете назвать? (слайд 8)   - Правильно   - Запишите, что такое текстовый редактор и текстовый процессор. И запишите их примеры. Стр. 146  Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).  Простой текстовый редактор удобен для создания небольших несложных по структуре и оформлению текстов. Такие тексты состоят из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера. Таблицы, формулы, схемы, чертежи простой текстовый редактор обрабатывать не может.  Примером простого текстового редактора является программа Блокнот. Наиболее часто она используется для просмотра и редактирования текстовых файлов, имеющих расширение txt. В программе Блокнот реализован минимум возможностей для оформления текстового документа. Многие пользователи применяют программу Блокнот в качестве простого инструмента для создания web-страниц.   Примерами текстовых процессоров могут служить:
  • Writer, входящий в состав пакета OpenOffice.org;         • Word, входящий в состав пакета Microsoft Office.         Для подготовки буклетов, брошюр, газет, журналов и книг используются такие мощные профессиональные программные средства, как издательские системы.  - Какие технологии создания текста вы знаете?  - Что относится к бумажной технологии?  - Какие программы редактирования текста относятся к компьютерной технологии?  - Что относится к текстовому процессору, а что относится к текстовому редактору?  - Что в итоге дает Word и Блокнот?        Окна текстовых процессоров имеют типовую структуру. Рассмотрим её на примере окна текстового процессора OpenOffice.org Writer (слайд 8.1) или стр. 147 в учебнике.  Вдоль верхнего края окна приложения располагается строка заголовка, содержащая имя документа, имя программы и кнопки управления.  Ниже строки заголовка расположена строка меню, содержащая имена групп команд, объединённых по функциональному признаку.  Под строкой меню может находиться несколько панелей инструментов, в том числе Стандартная и Форматирование.  Далее следует градуированная в сантиметрах линейка, с помощью которой определяются границы документа.  Рабочая область — это основная часть окна, предназначенная для создания документа и работы с ним. В рабочем поле находится курсор, чаще всего имеющий вид вертикальной линии, указывающей позицию рабочего поля, в которую будет помещён вводимый символ или другой элемент документа.  В строке состояния (нижняя часть окна) выводится справочная информация; там же указывается номер страницы, в которой расположен курсор.   - А теперь давайте с вами сейчас попытаемся ответить на вопрос, который у нас возник во время написания мини диктанта: какие технологии вы уже можете назвать?  - Правильно, молодцы!   |                            - Надписи на камне, папирусе, а потом пришли к бумаге.                                  - Свидетельства о рождении; по окончании школы аттестат — документ, подтверждающий ваше образование, и т. д.                            Текстовый документ                 Заголовок 1 уровня    Глава                      Заголовок 2 уровня    Параграфы                      Заголовок 3 уровня    Пункты                  Рис. 1 «Текстовый документ»  (слайд 5)              - Документ кроме текста может содержать рисунки, таблицы, схемы и т. д.                                     (слайд 6)              - У компьютерной технологии больше преимуществ. Компьютерная технология удобнее и практичнее в использовании, чем бумажная.                                              - электронная книга позволяет отображать не только текст, но и картинки, клипы; встроенные программы-синтезаторы речи позволяют озвучивать тексты;  - в электронной книге может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, отображение примечаний читателя; в ней можно изменять размер шрифта;  - в одном устройстве могут храниться тысячи книг; такую «библиотеку» значительно проще транспортировать по сравнению с её печатным аналогом.      - сравнительно высокая стоимость;  - большая чувствительность к физическому воздействию, чем у печатных книг;  - менее высокая контрастность изображения по сравнению с изображением на бумаге.   - блокнот, Word и т.д.                    Текстовый редактор — это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов (Блокнот).                                          Текстовый процессор — это текстовый редактор с широкими возможностями, позволяющий не только писать письма, рассказы, стихи, доклады, статьи для школьной газеты, но и выполнять автоматическую проверку правописания, изменять вид и размер шрифта, включать в документ таблицы, формулы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты и многое другое.    Технологии создания текста                     Бумажная технология    Компьютерная технология                      Текстовый процессор    Текстовый редактор       Буклеты, листовки и т.п.                 Writer,  Word           Блокнот                 Текстовый документ                     Рис. 2«Технологии создания теста»  (слайд 7)                                                                                                                      - Бумажная и компьютерная технологии.   |                                                            Личностные УУД: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».   Коммуникативные УУД: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания.  Познавательные УУД: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - установление причинно-следственных связей.   |