kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура занятия по информатике на тему "Алгоритмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока по информатике на тему "Алгоритмы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структура занятия по информатике на тему "Алгоритмы"»

Информатика

Тема «Алгоритм»


Структура и ход занятия


п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время

(в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)


*Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку, отметка отсутствующих; организация внимания; объявление плана работы.

*Приветствие учителя; эмоционально-психологический настрой на работу.

1 мин

Этап актуализации знаний

Презентация на тему «Алгоритмы»

-Понятие алгоритма вводится через жизненные примеры: рецепт какого-либо блюда, заваривание чая, расписание уроков, режим дня, переход дороги по светофору, решение уравнения и т. п.

*Для изучения свойств алгоритмов учитель организует работу учащихся таким образом, чтобы они сами их выявили.

*Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах или ватмане (раздает учитель).

*Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:

1 слайд - Вопросы

1)Что общего во всех инструкциях?

(Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)


2)Что получается после выполнения?

(Конкретный результат - свойство результативности.)


3)Можно ли, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?

(Свойство массовости.)


4)Все ли инструкции просты и понятны?

(Свойство выполнимости и понятности команд.)


5)Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности?

(Свойство детерминированности.)

*Слушают учителя.













*Ученики составляют инструкцию.














*Обсуждение вопросов.

10 мин

Этап открытий новых знаний:

Презентация на тему «Алгоритмы»

-С заданием справились. И как же по-другому назвать ваши инструкции?


-Все инструкции, которые вы составили, будут являться примерами алгоритмов.

-Что же такое алгоритм? Запишем определение алгоритма и перечислим его свойства, которые мы уже назвали общими словами, отвечая на вопросы.

2 слайд – Что такое алгоритм

-Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

3 слайд – Свойства алгоритма

-Свойства алгоритма: дискретность, результативность, массовость, выполнимость и понятность, детерминированность.


















-Теперь немного поговорим об истории происхождения слова алгоритм.

5 слайд – История

-Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми.

-Ал-Хорезми жил и творил в IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века, по которому Западная Европа ознакомилась с десятичной позиционной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий.

-Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в веке, когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.), было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах такой стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

-В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» — это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».

-Таким образом, слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

-Процесс создания алгоритмов называется – алгоритмизацией.

- Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.

6 слайд - Исполнитель

-Исполнитель алгоритма – это человек или автоматическое устройство, которое способно воспринимать и исполнять алгоритм.

-Назовите исполнителей для приведённых ниже видов работ:

7 слайд – Кто явл. исполнитем

1.Уборка мусора во дворе – дворник.

2.Перевозка пассажиров в поезде – машинист.

3.Приём экзаменов в школе – учитель.

4.Приготовление еды в ресторане – повар.

5.Выполнение домашнего задания – ученик.


-Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.

8 слайд - СКИ

-Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может исполнять.

-Приведите еще примеры алгоритмов.

-Из приведенных вами примеров видно, что мир алгоритмов очень разнообразен. Выше мы уже выделили общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

-Формы представления алгоритмов могут быть разными: словесной; графической; на языке программирования.

-Рассмотрим их:

9 слайд – формы записи

-1.Словесная форма– это форма описания алгоритма на естественном языке. Если алгоритм предназначен для человека, то в качестве предписаний можно использовать привычные для человека предложения и фразы.

-Правила записи алгоритмов в словесной форме просты: предписания записываются одно за другим и нумеруются; в записи алгоритма могут использоваться служебные слова Начало и Конец.

-Пример: Алгоритм нахождения большего из двух данных чисел.

1.Начало.

2.Из числа А вычесть число В.

3.Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

4.Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

5.Если получился ноль, сообщить, что числа равны.

6.Конец.

-Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.


-2. Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма (блок-схемы). Графическая форма – изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

-3. При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной. То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.

*Ученики предлагают варианты.








*Записывают тему, определение алгоритма и его свойства.

Запись в тетрадь: 

Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

Свойства:

1.Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. 

2.Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.

3.Определенность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.

4.Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.

5.Массовость.  По  одному алгоритму можно решать однотипные задачи.



















































































*Записывают, что такое исполнитель.









*Называют исполнителей.
























*Ученики приводят примеры алгоритмов.















*Слушают информацию о формах представления алгоритмов; делают записи в тетради.

15 мин

Закрепление знаний обучающихся


-Для закрепления знаний поработайте в парах.

Задание:

*Выполняют задание, самостоятельно в парах.

5 мин

Рефлексия

Презентация на тему «Алгоритмы»

*Учитель задаёт вопросы:

10 слайд – рефлексия

1.Можете ли вы назвать тему урока?

2.Вам было легко понять тему или были трудности?

3.Все ли предложенные задания у вас получилось?

4.Какое задание было более интересным и почему?

5.Как бы вы оценили свою работу?

*Ученики отвечают на вопросы.

2 мин

Практическая работа


-Выполняем задание с помощью компьютера. (Задание 98, используя Чертежник в системе Кумир).

*Выполняют практическую работу.

10 мин

Подведение итогов занятия педагогом

Презентация на тему «Алгоритмы»

-Сегодня на уроке мы справились со всеми заданиями и усвоили весь материал. Надеюсь, что дальше наша совместная работа на данную тему будет еще плодотворнее.

11 слайд – Д/З

-Домашнее задание: выучить записи в тетради, устно ответить на вопросы после параграфов. Выполнить индивидуальное задание на карточке (в программе Кумир).

*Слушают учителя. Высказывают свое мнение.






*Записывают домашнее задание. Получают карточки.

2 мин




Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)



п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Алгоритмы»

Информационный

Презентация

1)https://infourok.ru/prezentaciya-po-informatike-na-temu-algoritmy-4490427.html

2)https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/prezentatsiia_po_informatike_na_temu_algoritmy





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Структура занятия по информатике на тему "Алгоритмы"

Автор: Беляева Вера Евгеньевна

Дата: 16.10.2020

Номер свидетельства: 560201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  НА ТЕМУ:   Разработка оконного приложения"
    ["seo_title"] => string(100) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogo-zaniatiia-na-tiemu-razrabotka-okonnogho-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270083"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450980205"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Урок по теме "Алгоритмы" "
    ["seo_title"] => string(25) "urok-po-tiemie-alghoritmy"
    ["file_id"] => string(6) "104128"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402670188"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Интегрированный урок информатика и экология  7 классе Тема урока : Линейное программирование на языке TurboPascal "
    ["seo_title"] => string(122) "intieghrirovannyi-urok-informatika-i-ekologhiia-7-klassie-tiema-uroka-linieinoie-proghrammirovaniie-na-iazykie-turbopascal"
    ["file_id"] => string(6) "102678"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402545025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства