kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура занятия по информатике на тему "Алгоритмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока по информатике на тему "Алгоритмы".

Просмотр содержимого документа
«Структура занятия по информатике на тему "Алгоритмы"»

Информатика

Тема «Алгоритм»


Структура и ход занятия


п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время

(в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)


*Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку, отметка отсутствующих; организация внимания; объявление плана работы.

*Приветствие учителя; эмоционально-психологический настрой на работу.

1 мин

Этап актуализации знаний

Презентация на тему «Алгоритмы»

-Понятие алгоритма вводится через жизненные примеры: рецепт какого-либо блюда, заваривание чая, расписание уроков, режим дня, переход дороги по светофору, решение уравнения и т. п.

*Для изучения свойств алгоритмов учитель организует работу учащихся таким образом, чтобы они сами их выявили.

*Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах или ватмане (раздает учитель).

*Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:

1 слайд - Вопросы

1)Что общего во всех инструкциях?

(Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)


2)Что получается после выполнения?

(Конкретный результат - свойство результативности.)


3)Можно ли, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?

(Свойство массовости.)


4)Все ли инструкции просты и понятны?

(Свойство выполнимости и понятности команд.)


5)Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности?

(Свойство детерминированности.)

*Слушают учителя.













*Ученики составляют инструкцию.














*Обсуждение вопросов.

10 мин

Этап открытий новых знаний:

Презентация на тему «Алгоритмы»

-С заданием справились. И как же по-другому назвать ваши инструкции?


-Все инструкции, которые вы составили, будут являться примерами алгоритмов.

-Что же такое алгоритм? Запишем определение алгоритма и перечислим его свойства, которые мы уже назвали общими словами, отвечая на вопросы.

2 слайд – Что такое алгоритм

-Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

3 слайд – Свойства алгоритма

-Свойства алгоритма: дискретность, результативность, массовость, выполнимость и понятность, детерминированность.


















-Теперь немного поговорим об истории происхождения слова алгоритм.

5 слайд – История

-Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми.

-Ал-Хорезми жил и творил в IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века, по которому Западная Европа ознакомилась с десятичной позиционной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий.

-Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в веке, когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.), было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах такой стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

-В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» — это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».

-Таким образом, слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

-Процесс создания алгоритмов называется – алгоритмизацией.

- Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.

6 слайд - Исполнитель

-Исполнитель алгоритма – это человек или автоматическое устройство, которое способно воспринимать и исполнять алгоритм.

-Назовите исполнителей для приведённых ниже видов работ:

7 слайд – Кто явл. исполнитем

1.Уборка мусора во дворе – дворник.

2.Перевозка пассажиров в поезде – машинист.

3.Приём экзаменов в школе – учитель.

4.Приготовление еды в ресторане – повар.

5.Выполнение домашнего задания – ученик.


-Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.

8 слайд - СКИ

-Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может исполнять.

-Приведите еще примеры алгоритмов.

-Из приведенных вами примеров видно, что мир алгоритмов очень разнообразен. Выше мы уже выделили общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

-Формы представления алгоритмов могут быть разными: словесной; графической; на языке программирования.

-Рассмотрим их:

9 слайд – формы записи

-1.Словесная форма– это форма описания алгоритма на естественном языке. Если алгоритм предназначен для человека, то в качестве предписаний можно использовать привычные для человека предложения и фразы.

-Правила записи алгоритмов в словесной форме просты: предписания записываются одно за другим и нумеруются; в записи алгоритма могут использоваться служебные слова Начало и Конец.

-Пример: Алгоритм нахождения большего из двух данных чисел.

1.Начало.

2.Из числа А вычесть число В.

3.Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

4.Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

5.Если получился ноль, сообщить, что числа равны.

6.Конец.

-Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.


-2. Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма (блок-схемы). Графическая форма – изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

-3. При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной. То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.

*Ученики предлагают варианты.








*Записывают тему, определение алгоритма и его свойства.

Запись в тетрадь: 

Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

Свойства:

1.Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. 

2.Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.

3.Определенность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.

4.Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.

5.Массовость.  По  одному алгоритму можно решать однотипные задачи.



















































































*Записывают, что такое исполнитель.









*Называют исполнителей.
























*Ученики приводят примеры алгоритмов.















*Слушают информацию о формах представления алгоритмов; делают записи в тетради.

15 мин

Закрепление знаний обучающихся


-Для закрепления знаний поработайте в парах.

Задание:

*Выполняют задание, самостоятельно в парах.

5 мин

Рефлексия

Презентация на тему «Алгоритмы»

*Учитель задаёт вопросы:

10 слайд – рефлексия

1.Можете ли вы назвать тему урока?

2.Вам было легко понять тему или были трудности?

3.Все ли предложенные задания у вас получилось?

4.Какое задание было более интересным и почему?

5.Как бы вы оценили свою работу?

*Ученики отвечают на вопросы.

2 мин

Практическая работа


-Выполняем задание с помощью компьютера. (Задание 98, используя Чертежник в системе Кумир).

*Выполняют практическую работу.

10 мин

Подведение итогов занятия педагогом

Презентация на тему «Алгоритмы»

-Сегодня на уроке мы справились со всеми заданиями и усвоили весь материал. Надеюсь, что дальше наша совместная работа на данную тему будет еще плодотворнее.

11 слайд – Д/З

-Домашнее задание: выучить записи в тетради, устно ответить на вопросы после параграфов. Выполнить индивидуальное задание на карточке (в программе Кумир).

*Слушают учителя. Высказывают свое мнение.






*Записывают домашнее задание. Получают карточки.

2 мин




Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)



п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Алгоритмы»

Информационный

Презентация

1)https://infourok.ru/prezentaciya-po-informatike-na-temu-algoritmy-4490427.html

2)https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/prezentatsiia_po_informatike_na_temu_algoritmy





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Структура занятия по информатике на тему "Алгоритмы"

Автор: Беляева Вера Евгеньевна

Дата: 16.10.2020

Номер свидетельства: 560201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  НА ТЕМУ:   Разработка оконного приложения"
    ["seo_title"] => string(100) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogo-zaniatiia-na-tiemu-razrabotka-okonnogho-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270083"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450980205"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Урок по теме "Алгоритмы" "
    ["seo_title"] => string(25) "urok-po-tiemie-alghoritmy"
    ["file_id"] => string(6) "104128"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402670188"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Интегрированный урок информатика и экология  7 классе Тема урока : Линейное программирование на языке TurboPascal "
    ["seo_title"] => string(122) "intieghrirovannyi-urok-informatika-i-ekologhiia-7-klassie-tiema-uroka-linieinoie-proghrammirovaniie-na-iazykie-turbopascal"
    ["file_id"] => string(6) "102678"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402545025"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства