Тема: Структура программы
Цели:
Образовательные:
Узнать, что такое структура программ
Научиться работать с разными структурой алгоритма
Развивающие:
способность анализа сообщений ПО и умение принятия соответствующих решений;
интерес к учению, потребность в самоутверждении;
Воспитательные:
внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с ПО;
интерес к самостоятельной работе, творчеству;
Тип урока: Объяснение + практика
План урока
Орг.момент
Проверка д/з
Новая тема
Закрепление
Домашнее задание
Программа на языке Паскаль имеет следующую структуру:
Декларативная (описательная часть);
PROGRAM … ;
CONST … ;
VAR … ;
BEGIN
…
END .
Разделы
описаний
Указание имени программы ;
Описание констант ;
Описание переменных ;
Раздел операторов .
Выполняемая часть;
1. В действительности, тело программы может состоять из большего количества разделов описаний. С некоторыми из них Вы познакомитесь позже.
2. В программе может отсутствовать любой раздел, кроме раздела операторов.
Заголовок программы: PROGRAM название ;
PROGRAM – ключевое слово заголовка программы;
название – идентификатор пользователя;
CONST – ключевое слово описания констант;
VAR – ключевое слово описания переменных, используемых в программе;
BEGIN – начало исполняемых операторов;
END. – конец программы (обратите внимание на синтаксис: операторы разделяются символом “;”, программа заканчивается символом “.”).
№ п/п
Примеры описаний
Результаты описаний
1
констант:
CONST V=10 ; A=4.6E-4 ;
Y=17.3 ; ALFA=pi ;
K=-5 ;
V, K – константы целого типа;
А, Y, ALFA – константы вещественного типа
2
переменных:
VAR XX, V0 : Real ;
K, N, Pr : Integer ;
XX, V0 – переменные вещественного типа; K, N, Pr – переменные целого типа
3
CONST Time = 31.5 ;
G = 1.9 ;
P = 15 ;
VAR Year : Word ;
Money : LongInt ;
S1, S2 : Real ;
Объявление констант Time и G со значениями 31,5 и 1,9 вещественного типа, P со значением 15 – целого типа.
Переменные Year, Money – целого тіпа; S1, S2 – вещественного типа
В результате последнего объявления идентификаторы Time, G, P будут в дальнейшем в программе использоваться как константы, а Year, Money, S1, S2 – как переменные указанных выше типов. Возможные значения этих переменных определяются соответствующим типом:
Year: 0 .. 65535 (например, 2007; 123)
Money: -2147483648 .. 2147483647 (например, 1000500; -150)
S1, S2: (например, 15.3; -4Е-21)
Всякий объявленный в программе идентификатор должен быть уникальным. Так, например, недопустимым является объявление:
Var X : Real ; X : Integer ;
Итак, описание констант осуществляется в разделе описания констант CONST, а описание переменных – в разделе описания переменных VAR:
Описание констант
Описание переменных
CONST имя1 = значение1 ;
имя2 = значение2 ;
. . .
VAR имя1 : тип1 ;
имя2 : тип2 ;
. . .
имя1, имя2, … - имена констант, по которым будет осуществляться обращение к ним в программе
имя1, имя2, … - имена переменных, по которым будет осуществляться обращение к ним в программе; тип1, тип2, … – их типы. Несколько величин одного типа перечисляются через запятую: Var a, b, c : Real;
В тексте программы могут присутствовать комментарии, которые важны для документирования (пояснения) программы.
Комментарий – произвольный текст, ограниченный с обеих сторон фигурными скобками, или круглыми скобками и символом *, например,
{ Это комментарий } и (* Это комментарий *).
Ограничивая некоторый оператор символами комментария, можно при выполнении программы осуществлять обход этого оператора, делая его не выполняемым.
Комментарий может размещаться в любом месте программы.
Пример программы с комментариями:
{Программа сравнения физических характеристик Солнца и Земли}
Program Astronomy;
{Объявление констант}
CONST MS = 2E30; {Солнце : масса }
PS = 1.416; { плотность}
MZ = 5.976E24; {Земля : масса }
PZ = 5.518; { плотность }
{Объявление переменных}
VAR
dsZ, Om, Op : Real; {dsZ - длительность суток на Земле}
{Om - отношение масс, Ор - отношение плотностей}
…
Begin
…
End.
Операторы выполняемой части программы рекомендуется записывать в отдельных строчках с отступами (ступенчатообразно). Это способствует наглядности программы и упрощает понимание отдельных элементов оператора.
Закрепление
Какова общая структура программы на языке Паскаль?
Какие служебные (зарезервированные) слова Вы знаете?
Что является заголовком, символом начала и конца программы?
Каково назначение разделов Var, Const?
Как компилятор определяет тип константы? тип переменной?
Домашнее задание
Тема: Структура и команды алгоритма
Цели:
Образовательные:
Узнать, что такое структура и команды алгоритма
Научиться работать с линейными, разветвляющиеся,сложные, циклическими алгоритмами
Развивающие:
способность анализа сообщений ПО и умение принятия соответствующих решений;
интерес к учению, потребность в самоутверждении;
Воспитательные:
внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с ПО;
интерес к самостоятельной работе, творчеству;
Тип урока: Объяснение + практика
План урока
Орг.момент
Проверка д/з
Новая тема
Закрепление
Домашнее задание
Формы же представления этих алгоритмов могут быть разными, например: на естественном языке, на специальном языке, формулами, в виде геометри ческих фигур. На предыдущих уроках мы изучали эти алгоритмы на естественном языке. Способ описания алгоритма на естественном языке, как мы это делали в предыдущих параграфах, называют словесным. Он очень удобен, когда следует приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею. Для более наглядного представления алгоритма широко использу ется графическая форма — блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.
Опишем с помощью блок-схем линейный, циклический и разветвляющийся .
Линейный алгоритм.
Для примера опишем с помощью блок-схем следующий план: пойду на реку, буду купаться и ловить рыбу.
Разветвляющийся алгоритм.
Для примера опишем с помощью блок-схем следующий план: если встречу друга, то спрошу у него мою книгу, иначе зайду к нему.
Циклический алгоритм.
Для примера опишем с помощью блок-схем следующий план: пока есть примеры, буду решать.
Закрепление