Просмотр содержимого документа
«Способы решения логических задач (8 класс) »
Л.П.Ахметова класс 8а,8в Дата____________________________
Раздел: ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ.
Тема: Способы решения логических задач
ЦЕЛИ:
Образовательная:
Закрепить знания законов алгебры логики и умение учащихся решать
логические задачи различных типов.
Обеспечить применение знаний и способов действий в разнообразных
ситуациях.
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению
знаний в разнообразных ситуациях.
Развивающая:
Учить обобщать и систематизировать полученные знания.
Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость
учебного материала.
Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать и классифицировать
полученные знания.
Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
Осуществлять эстетическое воспитание.
Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
Тип урока:
урок закрепления знаний
Применение теоретических знаний на практике.
Знать:
Законы алгебры логики.
Способы решения логических задач.
Уметь:
решать логические задачи различными способами.
Методы:
- наглядный;
- самостоятельная работа;
- иллюстративный;
- аналитический;
- частично - поисковый;
- репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока:
• постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
• проверка знаний теоретической части;
• решение задач;
• подведение итогов урока;
• домашнее задание.
Ход урока:
I этап. Организационный.
приветствие; проверка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку
Актуализация деятельности учащихся
Объявление плана урока: проверка теоретических знаний (тест), решение
задач, подведение итогов, задание на дом;
II этап. Проверка знаний. Тест.
III этап. Работа с классом. Решение задач.
Задача 1. (Самостоятельно на доске с последующим разбором).
Для длительной международной экспедиции на околоземной космической станции надо из восьми претендентов отобрать шесть специалистов: по аэродинамике, космонавигации, биомеханике, энергетике, медицине и астрофизике. Условия полёта не позволяют совмещать работы по разным специальностям, хотя некоторые претенденты владеют двумя специальностями. Обязанности аэронавта могут выполнять Геррети и Нам; космонавигатора - Кларк и Фриш; биомеханика - Фриш и Нам; энергетика -Депардье и Масхадов; врач - Депардье и Хорхес; астрофизика - Волков и Масхадов.
По особенностям психологической совместимости врачи рекомендуют совместные полёты Фриша и Кларка, а также Масхадова с Хорхесом и Депордье. Напротив, нежелательно, чтобы Депордье оказался в одной экспедиции с Намом, а Волков - с Кларком.
Кого следует включить в состав экспедиции?
Решение
аэронавт
космонав
биомех
энергет
врач
асхрофиз
Геррехи
+
Нам -
+
+
+Кларк-
+
+Фриш
+
+
+Депордъе-
+
+
+Масхадов
+
+
+Хорхес
+
Волков-
+
Ответ: Геррети - аэронафт, Нам - биомеханик, Кларк - космонавигатор,
Задача 2.(самостоятельно на доске с последующим разбором).
Составить фрагмент расписания, состоящего из четырех уроков и удовлетворяющего следующим требованиям:
- математика должна быть первым или вторым уроком, пока ученики не устали;
- физ.культу может быть только последней, чтобы разгоряченные школьники сразу шли домой;
- историю можно ставить первым, вторым и третьим уроком
- учитель литературы может дать второй или третий урок.
Решение:
Ответ: 1 вариант история - первый урок, математика - второй урок,
литература - третий урок, физическая культура - четвёртый урок.
Задача 3 (вместе с учителем).
В соревнованиях по плаванию участвовали Андрей, Виктор, Саша и Дима. Их друзья высказывали предположения о возможных победителях:
1) первым будет Саша, Виктор будет вторым;
2) вторым будет Саша, Дима будет третьим;
3) Андрей будет вторым, Дима будет четвертым. По окончании соревнований оказалось, что в каждом из предположений только
одно из высказываний истинно, другое ложно.
Какое место на соревнованиях занял каждый из юношей, если все они заняли
разные места.
Решение:
(С1*В2УС1*В2)*(С2*ДЗУС2*ДО)*(А2*Д4УА2*Д4) = = (СГ*В2*С2*ДЗ У-е**б2*С2*ДЗ V С1 *В2*С2«де-УЙ*В2*С2*ДЗ)* " * (А2*Д4 V А2*Д4) = (С1*В2*С2*ДЗ V С1*В2*С2*ДЗ)*(А2*Д4 V А2*Д4) = = СЙВ2*С2*ДЗ*А2*Д4
V С1*В2*С2*ДЗ*А2*Д4 = С1*В2*С2*ДЗ*А2*Д4 Ответ: 1 место - Саша, 2 место - Андрей, 3 место - Дима, 4 место - Виктор.
Задача 4.
В школе учатся четыре талантливых подростка Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий- солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:
1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец.
2. Петров и музыкант вместе позировали художнику.
3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь неразлучен с Ивановым.
4. Иванов незнаком с Сидоровым т.к. они учатся в разных классах и
в разных сменах. Определите, каким талантом, какой мальчик одарен.
Решение:
музыкант
танцор
певец
художник
Иванов
-
+
• -
-
Петров
-
-
+
-
Сидоров
+
-
-
-
Андреев
-
-
-
4-
Ответ: Иванов - танцор, Петров - певец, Сидоров - музыкант, Андреев -художник.
Задача 5.
При составлении расписания на пятницу были высказаны пожелания, чтобы информатика была первым или вторым уроком,
физика - первым или третьим, история - вторым или третьим.
Можно ли удовлетворить одновременно все высказанные пожелания?
Решение:
Ответ: 1 вариант: информатика - первый, история - второй, физика - третий; 2 вариант: физика - первый, информатика - второй, история - третий.