Систематизация знаний по теме: “Информация. Система счисления. Алгоритмизация и программирование. Логика”.
Формирование практических навыков применения знаний при решении заданий ЕГЭ.
Построение структурно – логической схемы основных понятий темы.
Задачи урока:
Учебная – систематизация знаний.
Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Систематизация знаний по теме: “Информация. Система счисления. Алгоритмизация и программирование. Логика”.
Формирование практических навыков применения знаний при решении заданий ЕГЭ.
Построение структурно – логической схемы основных понятий темы.
Задачи урока:
Учебная – систематизация знаний.
Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
План урока:
Организационный момент.
Готовимся к ЕГЭ по информатике.
- Информация. (тест на компьютере)
- Система счисления.
- Алгоритмизация и программирование.
- Логика
Тест ЕГЭ.
Д/з.
Итог, оценивание.
Ход урока.
I.Организационный момент (сообщение учащимся темы урока, цели и задач урока).
II. Готовимся к ЕГЭ по информатике.
1. Информация
Мы рассмотрели задачи по теме «Информация».
Решение задач, в условиях которых события являются равновероятными.
Для вычисления количества информации в сообщении об одном из равновероятных событий, общее количество которых равно, используем формулу: N = 2i
Решение задач, в условии которых события не равновероятны.
Для вычисления количества информации в сообщении об одном из неравновероятных событий, вероятность которого равна p, используем формулу: i = -[log2p] , где i – количество информации, квадратные скобки обозначают ближайшее целое, меньшее или равное значению выражения в скобках.
Алфавитный подход к измерению информации
Для вычисления количества информации в сообщении из k символов некоторого алфавита, в котором N различных знаков, используем формулу: I = ki, где I – количество информации в сообщении, i можно найти из формулы N = 2i
Скорость передачи информации
Скорость передачи информации измеряется в битах в секунду и вычисляется по формуле: V = I/t, где -V скорость передачи информации, I - количество информации в сообщении, t - время передачи сообщения.
Кодирование текстовой информации
Основной (традиционной) таблицей кодирования символов является таблица ASCII (американский стандартный код обмена информацией, читается «АСКИ»). В ней для хранения каждого символа выделено 8 бит (1 байт). Общее количество различных символов , которое кодируется таблицей ASCII, равно 28 =256. Для кодирования русских букв, в зависимости от операционной системы, используется одна из разновидностей таблицы ASCII (кодовая страница) : КОИ – 8, Windows – 1251, ISO, DOS, MAC. Из-за ограниченности количества различных символов в таблице ASCII, на смену приходит кодовая таблица Unicode (Юникод). В ней для хранения каждого символа используется 16 бит(2байта). Общее количество различных символов , которое кодируется таблицей Unicode, равно 216 = 65536.
В кодировке КОИ – 8 каждый символ кодируется одним байтом. Оцените информационный объём предложения (в битах): (1мин)
1 вариант 2010 – год Учителя.Решение: 19 · 8 = 152 бит. Ответ: 152 бит.
2 вариант 9 мая – День победы.
Решение: 20 · 8 = 160 бит. Ответ: 160 бит.
Тест на компьютере по теме «Информация».
Открываем папку Урок информатики
Test1
Revisor.exe
Тема 0.
2. Система счисления. (А3, А4, В3)
Система счисления - набор знаков, используемых для записи чисел и правила записи чисел. Эти знаки называются цифрами.
Набор этих цифр называется алфавитом системы счисления.
Количество цифр в алфавите называется мощностью алфавита.
Различаются позиционные и непозиционные системы счисления.
Если для каждого числа системы счисления выполняется правило: вес цифры ( ее значение) зависит от положения цифры в числе, такая система счисления называется позиционной. Если хотя бы для одного числа это правило не выполняется, система счисления называется непозиционной.
Количество цифр в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Система счисления, которой мы пользуемся в повседневной жизни и которую мы изучаем в школе, - десятичная позиционная. Десятичная - потому что в ней используется десять цифр для записи чисел (от «0» и «9») и именно десять раз вес каждого разряда отличается от соседнего (вес сотен в десять раз больше веса десятков).
Самое маленькое основание позиционной системы счисления – 2.
Это самое маленькое основание позиционной системы счисления для записи чисел, в ней всего два знака – «0» и «1».
Обычно используется 16-теричная система счисления.
Для перевода числа из какой-либо системы счисления в десятичную необходимо:
1)пронумеровать разряды числа справа налево, начиная с нуля;
2)умножить каждую цифру числа на основание его системы счисления, возведенное в степень номера этого разряда;
3)сложить полученные числа.
Для перевода десятичного числа в другую систему счисления необходимо:
1)делить нацело с остатком число на нужное основание системы счисления;
2)получившееся частное (целое) тоже делить нацело с остатком на это основание;
3) продолжить деления до тех пор, пока частное не получится равно нулю;
4)выписать остатки в порядке, обратном их получению.
Примеры:
А3. Дано, а =DD16, b=3378. Какое из чисел x, записанных в двоичной системе, отвечает уравнению аxb? (1мин)
1)11011110
2)10111010
3)11101101
4)11101111
А3. Сколько единиц в двоичной записи числа 64?
1 3) 6
2 4) 7
А3. Приведите в двоичную систему десятичное число 57?
101111 2) 11101 3) 111001 4) 1010111
А4. Чему равна сумма чисел а=1716 и b=8716? (2мин)
1)11010002 2)10416 3)96164)9Е16
В3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2. (5мин)
Решение:
итак, нужно найти все целые числа , такие что остаток от деления 23 на равен 2, или (что то же самое)
(*)
где – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …);
сложность в том, что и , и неизвестны, однако здесь нужно «играть» на том, что это натуральные числа
из формулы (*) получаем , так что задача сводится к тому, чтобы найти все делители числа 21, которые больше 2
в этой задаче есть только три таких делителя: и
таким образом, верный ответ – 3, 7, 21 .
3. Алгоритмизация и программирование
А5. Что нужно знать:
переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы
оператор присваивания служит для записи значения в переменную
если в переменную записывают новое значение, старое стирается
знаки +, -, *, / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления
запись вида a div b означает результат целочисленного деления a на b (остаток отбрасывается)
запись вида a mod b означает остаток от деления a на b
запись вида a := b + 2*c + 3; означает «вычислить значения выражения справа от знака присваивания := и записать результат в переменную a»; при этом значения других переменных (кроме a) не изменяются
Пример задания: (2мин)
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.
a := 5;
a := a + 6;
b := –a;
c := a – 2*b;
1) c = –11 2) c = 15 3) c = 27 4) c = 33
Решение: а = 5+6 = 11
в = - 11
с = 11 – 2*(-11) = 33
правильный ответ – 4.
Еще пример задания: (2мин)
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a := 3 + 8*4;
b := (a div 10) + 14;
a := (b mod 10) + 2;
1) a = 0, b = 18 2) a = 11, b = 193) а = 10, b = 18 4) a = 9, b = 17
Решение:3 + 8*4 = 35
в = (35div 10) + 14 = 17
а = (17 mod 10) + 2 = 9
B2 (базовый уровень, время – 1 мин)
Тема: Блок-схемы алгоритмов. Переменные, присваивание значений. Ветвления. Организация циклов с помощью блока «ветвление».
Что нужно знать:
переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы
оператор присваивания (в Паскале обозначается сочетанием символов «:=») служит для записи нового значения в переменную (для изменения ее значения)
если в переменную записывают новое значение, старое стирается
знаки +, -, *, / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления
запись вида a := a + 2; – это не уравнение, а команда «прочитать текущее значение переменной a, добавить к нему 2 и записать результат обратно в переменную a»;
для наглядной записи небольших алгоритмов используют блок-схемы; они состоят из блоков разного назначения и соединительных линий со стрелками, которые показывают порядок выполнения блоков
в задачах ЕГЭ встречаются два блока: процесс (выполнение некоторых действий) и ветвление (условие, в зависимости от которого выполнение алгоритма продолжается по одной или другой «ветке» )
с помощью ветвления можно организовать цикл.
Пример задания:
Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:
Решение:
а = 2 в = 3
а = 4 в = 7
а = 8 в = 15
а = 16 в = 31
а = 32 в = 63
а = 64 в = 127
а = 128 в = 255
а = 256 в = 511
B5 (повышенный уровень, время – 10 мин)
Тема: Поиск алгоритма минимальной длины для исполнителя.
Что нужно знать:
каких-либо особых знаний из курса информатики не требуется, задача решаема на уровне 6-7 класса простым перебором вариантов, просто его нужно организовать оптимальным образом
исполнитель – это человек, группа людей, животное, машина или другой объект, который может понимать и выполнять некоторые команды
Пример задания:
У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3
2. умножь на 4
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.
Решение 3*4 = 12
12*4 = 48
48 + 3 = 51
51 + 3 = 54
54 = 3 = 57
правильный ответ – 22111.
4. Основы логики. Основные понятия.
В алгебре логики изучаются логические операции, производимые над высказываниями. Высказывания могут быть истинными или ложными. Применяя к простым высказываниям логические операции. Можно строить составные высказывания.
Основными логическими операциями являются:
1. Отрицание(инверсия, «не»)
Обозначение: ¬
Таблица истинности:
А
¬А
0
1
1
0
2. Логическое сложение (дизъюнкция, «или»)
Обозначение: V
Таблица истинности:
А
В
А V В
0
0
0
1
0
1
0
1
1
1
1
1
3. Логическое умножение(конъюнкция, «и»)
Обозначение: ^
Таблица истинности:
А
В
А ^ В
0
0
0
1
0
0
0
1
0
1
1
1
Кроме основных логических операций используются тоже дополнительные, которые можно выразить через основные. Пример такой операции – импликация.