kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач ГИА по информатике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Данной работе рассматиривается решение  некоторых задач, таких как: 7,9,10,11,12,18. 

В задачах пошагово  и доступно  рассмотрено решение или пояснение, которые помогут доступно  понять и решать данные примеры. Надо обратить внимание на то, что некоторые задачи требуют краткий ответ,а некоторые подразумевают выбор правильного ответа из готовых вариантов.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач ГИА по информатике »

Решение задач типа 7

Обратите внимание, что эта задача требует краткий ответ, а не подразумевает выбор правильного ответа из готовых вариантов.

Ваня  шифрует  русские  слова,  записывая  вместо  каждой  буквы  её  номер  в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.



Некоторые  шифровки  можно  расшифровать  несколькими  способами. Например, 311333 может  означать «ВАЛЯ»,  может – «ЭЛЯ»,  а  может – «ВААВВВ».
Даны четыре шифровки:
3135420
2102030
1331320
2033510

только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа.

Решение:

Рассмотрим первый вариант шифровки — 313542. Посмотрим, сколькими способами можно ее расшифровать Для этого разобьем ее на отдельные числа, которые будут являться кодами букв.

В итоге такого разбиения мы получили расшифровку — ЭВДГТ. Но ведь шифр  3135420 можно расшифровать и иначе. Например:

И тогда расшифровка будет такой — ВЛДГТ. Т. е. мы получили уже 2 возможные расшифровки кода, а это противоречит заданию. Вариант неверный.



Посмотрим вторую шифровку — 2102030. А вот ее можно расшифровать только одним способом:

2 — Б, 10 — И, 20 — Т, 30 — Ь = БИТЬ.

Попробуйте подобрать другие варианты расшифровки — их нет.

Аналогично первой шифровке легко увидеть, что шифровки 1331320 и 2033510 расшифровываются несколькими способами и не подходят нам. В итоге мы получили правильный ответ — БИТЬ.



Решение задач типа 9

B 3(9). За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

 

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Бей­сик

Пас­каль

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 4 до 8

s := s + 7

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR к = 4 TO 8

s = s + 7

NEXT k

PRINT s

Var s,k: integer;

Begin

s := 0;

for k := 4 to 8 do

s := s + 7;

writeln(s);

End.

По­яс­не­ние.

Цикл «for k := 4 to 8 do» вы­пол­ня­ет­ся пять раз. Каж­дый раз пе­ре­мен­ная s уве­ли­чи­ва­ет­ся на 7. По­сколь­ку из­на­чаль­но s = 0, после вы­пол­не­ния про­грам­мы по­лу­чим: s = 7 · 5 = 35.









B 3 .(9) За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

 

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Бей­сик

Пас­каль

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 3 до 8

s := s + 9

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR к = 3 TO 8

s = s + 9

NEXT k

PRINT s

Var s,k: integer;

Begin

s := 0;

for k := 3 to 8 do

s := s + 9;

writeln(s);

End.

По­яс­не­ние.

Цикл «for k := 3 to 8 do» вы­пол­ня­ет­ся шесть раз. Каж­дый раз пе­ре­мен­ная s уве­ли­чи­ва­ет­ся на 9. По­сколь­ку из­на­чаль­но s = 0, после вы­пол­не­ния про­грам­мы по­лу­чим: s = 9 · 6 = 54.



Решение задач типа 10

0

Решение задач типа 10 ГИА по информатике предполагают умение  исполнить  циклический  алгоритм  обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке.

Алгоритмический язык

алг

нач

целтаб Dat[1:11]

цел k, m

Dat[1] := 20; Dat[2] := 25

Dat[3] := 19; Dat[4] := 25

Dat[5] := 26; Dat[6] := 22

Dat[7] := 24; Dat[8] := 28

Dat[9] := 26; Dat[10] := 21

Dat[11] := 27

m := 0

нц для k от 1 до 11

если Dat[k] 22 то

m := m + 1

все

кц

вывод m

кон

 

Бейсик

DIM Dat(11) AS INTEGER

DIM k,m AS INTEGER

Dat(1) = 20: Dat(2) = 25

Dat(3) = 19: Dat(4) = 25

Dat(5) = 26: Dat(6) = 22

Dat(7) = 24: Dat(8) = 28

Dat(9) = 26: Dat(10) = 21

Dat(11) = 27

m = 0

FOR k = 1 TO 11

IF Dat(k) 22 THEN

m = m + 1

END IF

NEXT k

PRINT m

 

Паскаль

Var k, m: integer;

Dat: array[1..11] of integer;

Begin

Dat[1] := 20; Dat[2] := 25;

Dat[3] := 19; Dat[4] := 25;

Dat[5] := 26; Dat[6] := 22;

Dat[7] := 24; Dat[8] := 28;

Dat[9] := 26; Dat[10] := 21;

Dat[11] := 27;

m := 0;

for k := 1 to 11 do

if Dat[k] 22 then

begin

m := m + 1

end;

writeln(m)

End.



























В таблице Dat хранятся данные о численности учеников в классах (Dat[1] – число  учеников  в  первом  классе, Dat[2] – во  втором  и  т.  д.).  Определите, какое  число  будет  напечатано  в  результате  работы  следующей  программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

 

Решение:

Рассмотрим программу пошагово. Итак, в самом начале объявляются переменные, которые будут использоваться (переменные k и m), а так же массив Dat, содержащий 11 элементов (от 1 до 11).

Примечание.

В массиве Dat, который описан на языке Basic будет 12 элементов, так как нумерация начинается не с первого элемента, а с нулевого.





Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

целтаб Dat[1:11]
цел k, m

DIM Dat(11) AS INTEGER
DIM k,m AS INTEGER

Var k, m: integer;
Dat: array[1..11] of integer;

 

Далее идет заполнение массива. Например, элементу массива с индексом 1 присваивается значение 20, элементу с индексом 2 — 25 и так далее. В итоге полученный массив можно представить в таком виде:

Массив Dat

Индекс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Значение

20

25

19

25

26

22

24

28

26

21

27

 

Далее переменной m присваивается значение 0. После чего начинается цикл с параметром k, при этом k изменяется от 1 до 11 с шагом 1.

В теле цикла происходит проверка условия



Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

если Dat[k] 22 то

m := m + 1

все

IF Dat(k) 22 THEN

m = m + 1

END IF

if Dat[k] 22 then

begin

m := m + 1

end;

 

Значение элемента массива с индексом k сравнивается с числом 22. Если элемент массива больше 22, то переменная m увеличивается на 1. В противном случае ничего не происходит.

В самом конце программы на экран выводится значение переменной m.

Итак, мы перевели программу на человеческий язык, теперь давайте подумаем, что же в итоге получим после ее выполнения. Нас интересует цикл — именно там происходит изменение значения переменной m. До цикла ее значение равно нулю. Далее программа перебирает все элементы массива и сравнивает их с числом 22. И если элемент массива больше 22, то переменная m увеличивается на 1. Таким образом, нам необходимо посчитать все элементы массива, которые больше 22 — их число и будет равно значению переменной m. Таких элементов 7 — это элементы с индексами 2, 4, 5, 7, 8, 9 и 11.

Следует обратить внимание на элемент под номером 6, который равен 22. Так как сравнение у нас строгое ( знак ), то его мы не учитываем, так как 22 не больше 22. Учитывать его можно было бы в том случае, если бы в сравнении стоял знак =.

Итак, правильный ответ 7.

Решение зада типа 12 ГИА

B 6(12) Ниже в таб­лич­ной форме пред­став­лен фраг­мент базы дан­ных «От­прав­ле­ние по­ез­дов даль­не­го сле­до­ва­ния»:

 

Пункт на­зна­че­ния

Ка­те­го­рия по­ез­да

Время в пути

Вок­зал

Рига

ско­рый

15:45

Риж­ский

Ро­стов

фир­мен­ный

17:36

Ка­зан­ский

Са­ма­ра

фир­мен­ный

14:20

Ка­зан­ский

Са­ма­ра

ско­рый

17:40

Ка­зан­ский

Са­ма­ра

ско­рый

15:56

Ка­зан­ский

Са­ма­ра

ско­рый

15:56

Па­ве­лец­кий

Са­ма­ра

фир­мен­ный

23:14

Кур­ский

Санкт-Пе­тер­бург

ско­рый

8:00

Ле­нин­град­ский

Санкт-Пе­тер­бург

ско­рост­ной

4:00

Ле­нин­град­ский

Са­ра­тов

ско­рый

14:57

Па­ве­лец­кий

Са­ра­тов

пас­са­жир­ский

15:58

Па­ве­лец­кий

Са­ра­тов

ско­рый

15:30

Па­ве­лец­кий



Сколь­ко за­пи­сей в дан­ном фраг­мен­те удо­вле­тво­ря­ют усло­вию

 

(Ка­те­го­рия по­ез­да = «ско­рый») ИЛИ (Вок­зал = «Па­ве­лец­кий»)?

 

В от­ве­те ука­жи­те одно число — ис­ко­мое ко­ли­че­ство за­пи­сей.

По­яс­не­ние.

Ло­ги­че­ское «ИЛИ» ис­тин­но тогда, когда ис­тиннo хотя бы одно вы­ска­зы­ва­ние. Сле­до­ва­тель­но, под­хо­дят и ва­ри­ан­ты, в ко­то­рых поезд «ско­рый», и те, в ко­то­рых вок­зал «Па­ве­лец­кий». Таких ва­ри­ан­тов 8.



B 6 (12) Ниже в таб­лич­ной форме пред­став­лен фраг­мент базы дан­ных «От­прав­ле­ние по­ез­дов даль­не­го сле­до­ва­ния»:

 

Пункт на­зна­че­ния

Ка­те­го­рия по­ез­да

Время в пути

Вок­зал

Адлер

фир­мен­ный

29:46

Ка­зан­ский

Адлер

ско­рый

38:35

Кур­ский

Адлер

фир­мен­ный

25:30

Ка­зан­ский

Адлер

ско­рый

39:13

Кур­ский

Алма-Ата

ско­рый

102:22

Па­ве­лец­кий

Ам­стер­дам

ско­рый

36:40

Бе­ло­рус­ский

Анапа

пас­са­жир­ский

35:37

Бе­ло­рус­ский

Ар­хан­гельск

ско­рый

20:46

Яро­слав­ский

Ар­хан­гельск

пас­са­жир­ский

46:30

Яро­слав­ский

Ар­хан­гельск

ско­рый

21:25

Бе­ло­рус­ский

Аста­на

ско­рый

58:00

Ка­зан­ский

Аст­ра­хань

ско­рый

27:56

Па­ве­лец­кий

 

Сколь­ко за­пи­сей в дан­ном фраг­мен­те удо­вле­тво­ря­ют усло­вию

 

(Ка­те­го­рия по­ез­да = «ско­рый») ИЛИ (Вок­зал = «Ка­зан­ский»)?

 

В от­ве­те ука­жи­те одно число — ис­ко­мое ко­ли­че­ство за­пи­сей.

По­яс­не­ние.

Ло­ги­че­ское «ИЛИ» ис­тин­но тогда, когда ис­тин­ны хотя бы одно вы­ска­зы­ва­ние. Сле­до­ва­тель­но, под­хо­дят ва­ри­ан­ты, в ко­то­рых поезд «ско­рый» или вок­зал — «Ка­зан­ский». Таких ва­ри­ан­тов 10.











B 6(12)  Ниже в таб­лич­ной форме пред­став­лен фраг­мент базы дан­ных «От­прав­ле­ние по­ез­дов даль­не­го сле­до­ва­ния»:

 

Пункт на­зна­че­ния

Ка­те­го­рия по­ез­да

Время в пути

Вок­зал

Баку

ско­рый

61:24

Кур­ский

Ба­ла­шов

пас­са­жир­ский

17:51

Па­ве­лец­кий

Ба­ла­шов

пас­са­жир­ский

16:57

Па­ве­лец­кий

Бал­хаш

ско­рый

78:45

Ка­зан­ский

Бер­лин

ско­рый

33:06

Бе­ло­рус­ский

Брест

ско­рый

14:47

Бе­ло­рус­ский

Брест

ско­рый

24:16

Бе­ло­рус­ский

Брест

уско­рен­ный

17:53

Бе­ло­рус­ский

Брест

пас­са­жир­ский

15:45

Бе­ло­рус­ский

Брест

пас­са­жир­ский

15:45

Бе­ло­рус­ский

Ва­луй­ки

фир­мен­ный

14:57

Кур­ский

Варна

ско­рый

47:54

Ки­ев­ский

 

Сколь­ко за­пи­сей в дан­ном фраг­мен­те удо­вле­тво­ря­ют усло­вию

 

(Ка­те­го­рия по­ез­да = «ско­рый») ИЛИ (Вок­зал = «Бе­ло­рус­ский»)?

 

В от­ве­те ука­жи­те одно число — ис­ко­мое ко­ли­че­ство за­пи­сей.

По­яс­не­ние.

Ло­ги­че­ское «ИЛИ» ис­тин­но тогда, когда ис­тин­ны хотя бы одно вы­ска­зы­ва­ние. Сле­до­ва­тель­но, под­хо­дят ва­ри­ан­ты, в ко­то­рых поезд «ско­рый» и в ко­то­рых вок­зал «Бе­ло­рус­ский». Таких ва­ри­ан­тов 9.



Решение задач типа 14

У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

  1. раздели на 2

  2. вычти 1

Первая  из  них  уменьшает  число  на  экране  в 2 раза,  вторая  уменьшает  его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 12112 – это алгоритм: 
раздели на 2 
вычти 1 
раздели на 2 
раздели на 2 
вычти 1, 
который преобразует число 42 в число 4).

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Первое, что приходит на ум воспользоваться методом перебора всех вариантов. Но в этом случае есть вероятность запутаться, так как количество вариантов довольно большое. Поэтому, предлагаю графический метод решения.

Итак, запишем исходное число 65 по центру листа:

По условию у исполнителя всего 2 команды — раздели на 2 и вычти 1. В итоге после выполнения первой команды (из максимально возможных пяти) мы можем получить два числа:



65 /2 = 32,5

65 — 1 = 64

Но так как в условии указано, что Исполнитель работает только с натуральными числами, то число 32,5 мы сразу отбросим — оно не натуральное. Значит у нас получается такая картина:

шаг 1

Здесь над стрелочками указаны номера команд. Левая ветвь зачеркнута — число 32,5 натуральным не является. Это существенно облегчает нам дальнейшее решение. Значит рассмотрим только правую ветвь.

На втором шаге мы будем выполнять команды уже над числом 64. Получим такую картину:

шаг 2

Продолжаем. На третьем шаге команды необходимо произвести уже с двумя полученными числами — 32 и 63:

шаг 3

Здесь мы видим, что число 31,5 опять не удовлетворяет требованию натуральности. Продолжаем. Осталось немного  Итак, четвертый шаг:

шаг 4

Число 15,5 мы сразу отбрасываем. Остался последний шаг! Можно опять отразить его графически:

задача 14 ГИА по информатике — шаг 5





А можно просто посчитать в уме. Мы видим, что нужное число 4 получено. В ответе нам нужно указать последовательность команд. Ее мы легко найдем, пройдя по стрелочкам от исходного числа 65 к полученному 4

2 1 1 1 1



Решение задач типа 18 ГИА



Задачи типа 18 ГИА по информатике призваны проверить умение  осуществлять поиск информации в Интернете. Как правило от ученика требуется расставить количество найденных поисковой системой страниц в порядке убывания или возрастания. Обычно начинаются такие задачи со слов

 В  таблице  приведены  запросы  к  поисковому  серверу 

Рассмотрим решение подобной задачи



В  таблице  приведены  запросы  к  поисковому  серверу.  Расположите обозначения запросов в порядке возрастания  количества  страниц,  которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для  обозначения  логической  операции  ИЛИ  в  запросе  используется символ |, а для логической операции И – символ &.







1

Франция | Испания | История

2

Франция & Карта & История

3

Франция | История

4

Франция & История

 



 

Решение:

В запросах у нас встречается 4 разных с слова — Франция, Испания, История и Карта. Для решения мы будем использовать очень наглядный инструмент — круги Эйлера. Итак, каждое слово из запросов мы представим в виде круга.

При этом, если у нас два слова в запросе объединяются логической операцией ИЛИ (кстати, эту операцию называют дизъюнкция), то в результате получается новая фигура, объединяющая две исходных. Давайте посмотрим это на примере:

Возьмем такой запрос — Франция | Испания и построим его графический эквивалент







Полученная фигура закрашена желтым цветом. Сразу видно,

что ее площадь больше, чем площадь отдельных запросов Франция или Испания. Делаем вывод, что объединение слов в запросе логической операцией ИЛИ увеличивает количество найденных страниц.



Теперь рассмотрим, что произойдет, если слова объединить логической операцией И (эту операцию называют конъюнкция)

В таблице приведены запросы к поисковому серверу



Как мы видим, в данном случае полученная фигура (она выделена желтым цветом) имеет площадь меньше, чем площади исходных слов. Значит, количество страниц, найденных по запросу с использованием логической операции И будет меньше, чем для отдельных слов.

Вот теперь мы готовы к окончательному решению задачи. Для этого построим графический эквивалент для каждого запроса. Мы получим 4 фигуры, потом нам нужно будет просто сравнить их площади, а затем расставить их в требуемом порядке. Желтым цветом выделены фигуры, соответствующие запросу.







 

1) Франция | Испания | История







2) Франция & Карта & История









3) Франция | История





4) Франция & История

 

Если теперь посмотреть на полученные фигуры и сравнить площади желтых участков, то довольно просто расположить их в порядке возрастания:

 

Франция & Карта & История

Франция & История

Франция | История

Франция | Испания | История.

А значит правильный ответ будет 2431

 

 



В таблице приведены запросы к поисковому серверу.  Для каждого запроса указан  его  код – соответствующая  буква  от  А  до  Г.  Расположите  коды запросов  слева  направо  в  порядке  убывания  количества  страниц,  которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для  обозначения  логической  операции «ИЛИ»  в  запросе  используется символ |, а для логической операции «И» – &.

А 2

(Муха & Денежка) | Самовар

Б 4

Муха & Денежка & Базар & Самовар

В 1

Муха | Денежка | Самовар

Г 3

Муха & Денежка & Самовар


  ВАГБ







Решение:

Подробно решение подобных задач рассмотрено выше, поэтому здесь я приведу только итоговые фигуры:

 

Осталось сравнить площади фигур и расставить их в порядке убывания:

Муха | Денежка | Самовар

(Муха & Денежка) | Самовар

Муха & Денежка & Самовар

Муха & Денежка & Базар & Самовар

В итоге правильный ответ ВАГБ






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Решение задач ГИА по информатике

Автор: Абрамишвили Асмати Давидовна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Практикум по решению задач. Подготовка к ИА.  Файловая система. Представление данных в ЭТ "
    ["seo_title"] => string(97) "praktikum-po-rieshieniiu-zadach-podghotovka-k-ia-failovaia-sistiema-priedstavlieniie-dannykh-v-et"
    ["file_id"] => string(6) "190532"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427189903"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Решение задач из материалов ЕГЭ по теме «Графы» "
    ["seo_title"] => string(54) "rieshieniie-zadach-iz-matierialov-iege-po-tiemie-grafy"
    ["file_id"] => string(6) "100429"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402380420"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация по информатике "Подготовка к ЕГЭ и ГИА.. Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-po-informatikie-podghotovka-k-iege-i-gia-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "123984"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414607089"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок по информатике и ИКТ по теме: «Решение задач ГИА по разделу системы счисления» "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-informatikie-i-ikt-po-tiemie-rieshieniie-zadach-gia-po-razdielu-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238977"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444675048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства