МБОУ СОШ пос. Мизур
Конспект
урока информатики в 10 классе
по теме «Практическое применение электронных таблиц MS Excel»
учитель информатики
Ревазова Ф.Ф.
пос. Мизур, 2019
Тема: «Практическое применение электронных таблиц Excel»
Цели:
образовательные:
закрепить знания, умения и навыки решения задач с помощью ЭТ,
расширить представление о практическом применении ЭТ для решения прикладных задач,
научить делать выводы по результатам исследования;
развивающие:
продолжить формирование умения работы над проектом,
развивать творческие способности при решении прикладных задач;
воспитательные:
осознание ценности совместной работы,
формирование навыков индивидуальной и групповой работы,
познакомить учащихся с использованием информационных технологий в профессиональной деятельности.
Методы обучения на уроке: проблемный, компьютерное моделирование, частично-поисковый.
Формы работы учащихся:
фронтальная работа при повторении материала,
самостоятельная работа на карточках,
работа в группах на персональном компьютере при решении задач.
Оснащение:
мультимедийный проектор, персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, приложение Microsoft Excel.
Требования к знаниям и умениям:
создавать и исследовать табличную модель,
использовать приемы эффективного заполнения таблицы,
выполнять операции форматирования данных и таблиц,
применять стандартные функции для расчетов,
составлять формулы с абсолютными и относительными адресами.
План урока:
Приветствие. Организационный момент.
Представление проектов. Работа в группах
Подведение итогов урока.
Создание синквейна.
Ход урока
В начале изучения темы «Электронные таблицы Excel» мы говорили о том, что области использования этой программы очень широки, так как она позволяет решать задачи самого разного характера. Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы доказать это на практике.
Тема нашего урока: “Применение электронных таблиц Excel в различных сферах деятельности”.
Слайд1
(Презентация для урока, см. Приложение 1)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Из этого эпиграфа вытекает основная цель нашего урока: Познакомиться с применением электронных таблиц в разных прикладных областях.
Недалек тот день, когда вы покинете школу. Вы на пороге взрослой жизни, а, следовательно, стоите перед выбором “Кем быть?” И я уверена, каждый из вас в своей профессиональной жизни может использовать ЭТ.
Работы, которые вы сегодня представите, вы готовили в группах. Задачи, которые вы решали, связаны с различными профессиональными ситуациями и были взяты мной из реальной жизни.
В заданиях, которые вы получили, были даны описание ситуации и постановка задачи, формальное описание задачи и инструкции для выполнения компьютерного эксперимента. Кроме этого, вы получили примерный план изложения отчета (Приложение 9).
Итак, вам предстоит сегодня выполнить роли:
Ученых-лингвистов
Криминалистов
Медиков-биологов
Математиков.
Что это за профессия – криминалист? (ответы уч-ся). Криминалист – специалист, занимающийся сбором и исследованием улик на месте преступления, которые в ходе расследования преступления помогают установить виновных, а в ходе судебного заседания доказать виновность обвиняемого.
Представляю бригаду криминалистов.
Вам было предложено:
Прочесть и проанализировать материал.
Составить расчетную таблицу и заполнить ее данными, ввести формулы для необходимых вычислений (по необходимости пользуясь достаточно-подробной инструкцией).
Сделать выводы после анализа результатов.
Представить нам свою работу.
Проект «Воссоздание модели человека по следу (отпечатку обуви)».
Профессия криминалист, как и любая другая специальность, имеет свои нюансы, как положительные, так и отрицательные. Но в целом, она очень интересная и увлекательная. Поэтому молодые люди, которые видят в ней свое призвание, вряд ли когда-либо пожалеют о сделанном выборе.
В настоящее время наиболее яркие открытия происходят на стыке наук. Возникают новые науки: биоинженерия, бионика, биоинформатика. В следующем проекте мы с вами увидим, как совмещаются материал информатики и биологии.
Проект «Расчет биоритмов человека».
Предлагаю вам в качестве продолжения работы над проектом построить кривые биоритмов А.С. Пушкина и посмотреть, на каком уровне были показатели его эмоционального и физического биоритмов перед дуэлью с Дантесом. Необходимые даты можно найти в Интернете.
Перед представлением следующего проекта я хочу прочитать фрагмент стихотворения поэта Валентина Катарсина
Искусство: краски, образы и звуки —
Всё это детство будущей науки,
Всё объяснимо, есть на всё закон,
Волнуемся, пока не познан он.
Приглашаю группу ученых-лингвистов.
Проект «Анализ фонетико-графической окрашенности художественного текста»
Мы любим математику!
Мы ценим математику!
Ведь мы же все прагматики,
Куда ж без математики!
Без этой без науки
Не жизнь, а просто мука!
Ни дом ты не построишь,
Ни фирму не откроешь,
Да даже в магазине
Вас обсчитают ныне.
Труд учителя – нелегкое дело. А учителя математики − вдвойне! И следующая группа постаралась хотя бы немного его облегчить.
Проект «Моделирование графика функции»
Наш урок подходит к концу.
Какие возможности ЭТ вам пришлось использовать сегодня?
ввод формул;
абсолютные и относительные ссылки;
использование встроенных функций;
различные форматы данных;
создание диаграмм и графиков;
элементы управления.
А теперь попробуем разгадать кроссворд. Я создала его на сайте «Фабрика кроссвордов». Ссылка на кроссворд
http://puzzlecup.com/?guess=685D1184362BE06E
У вас бумажные версии. Работаем в группах. Вам нужно вспомнить все то, о чем вы сегодня услышали.
Разгадывание кроссворда
Ну что ж, я думаю, что эпиграф к нашему уроку мы смогли сегодня реализовать. Вы успешно применили свои знания для решения профессиональных задач. Знания и умения, полученные на уроках не должны быть “вещью в себе”, решая такие задачи, вы сразу видите, какую практическую пользу приносят вам уроки информатики и информационных технологий.
И в заключении я предлагаю вам еще раз творчески поработать в группах над созданием синквейнов об Excel. План создания синквейнов у вас на столах.
Работа в группах, чтение получившихся синквейнов.
Запишите ДЗ: привести свои примеры и разработать расчетную таблицу для применения ЭТ в домашнем хозяйстве.
Спасибо за работу.