ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;
закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.
знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.
Ход урока.
ВРЕМЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ | ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ |
2 мин | I. Мотивация учебной деятельности. Приветствие. Отметить отсутствующих. Объявляет этапы, цели и задачи урока: - Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно информационное действие, узнаем об участниках этого информационного процесса и о схеме его выполнения. -. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! (СЛАЙД 1) - Вы знаете, что такое «бит»? (Бит – это единица измерения информации). - Я сегодня буду измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше битов вы получите, тем выше будет оценка за урок. | Внимательно слушают | Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость. |
7 мин | II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Метод: проблемный Форма: коллективная, индивидуальная. - О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? - Сейчас 5 ребят проверят свои знания по изученной теме с помощью теста (приложение 2), а с остальными ребятами поработаем коллективно. (СЛАЙД 2) Работа с классом: Фронтальный опрос: 1.Какие информационные действия вы знаете? Назовите их. 2.Как человек хранит информацию? 3. Что использует для хранения информации? 4. Объясните своими словами, что такое носители информации. Оценить правильные ответы в «1 бит» | Отвечают: «О действии хранения информации и о информационных носителях» Приглашаю учащихся, которые не имеют оценок за прошлый урок. 5 учащихся тестируются. Отвечают на вопросы. | Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания. Познавательные: формировать собственное мнение. Коммуникативные: адекватно оценивать речь. |
| Проверка домашнего задания. - Покажите носители информации, которые вы нарисовали дома. - Посмотрите рисунки друг у друга. - Молодцы. Спасибо. Дать по 1-2 бита всем, кто нарисовал носители(1-2 шт). | Дети показывают свои носители | Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение слышать и слушать |
| - Посмотрите на экран. Вам предложен набор предметов. Назовите предметы, которые являются носителями информации? - Молодец «Ваня»! - Кто не согласен с выбором «Вани»? - Молодцы! (слайд 3) (2 бита, если без ошибок, 1 бит если были ошибки) | Ученики называют предметы, являющиеся носителями информации. | коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
| Физ. пауза для глаз: | Выполняют упражнения | |
| Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». В начальной школе вы изучали понятия информации и действия с информацией. По этому, мы сегодня должны обобщить данные знания и углубить их. Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока (слайд 4) | Ребята разгадывают ребусы | |
13 мин | III. Выявления места и причины затруднения. Метод: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный Форма: беседа, коллективная, групповая (слайд 5) Откройте тетради, запишите число и тему урока «Передача информации ». - Как вы думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации? *Если назовут по отдельности – попросить 1 учащегося обобщить сказанное. Дать 1 бит за обобщение. *Если не скажут дети, то скажет учитель. Вывод: мы должны определить: как происходит процесс передачи информации, кто является участниками данного процесса, а так же, какие способы и средства передачи информации при этом используются. - Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Фронтально – Воросы: 1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию? (слайд 6) Молодцы. | Тема урока «Передача информации» Предполагаемые ответы учащихся: Нам нужно узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как можно передать информацию Дети отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: Общение людей (по телефону), на уроках в школе, слушаем новости по ТВ или радио и т.д. | Личностные: ценностное отношение к окружающему миру. Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. |
| 2. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (слайд 7) *Если не скажут: запомните, что в передачи информации участвуют только 2 стороны: Источник информации и её приёмник. | Должны ответить «Две стороны» |
| 3. Кто такой Источник информации? 4. Кто такой Приёмник информации | Тот, кто передает информацию. Тот, кто ее получает |
| 5. А с помощью чего можно передать информацию? (слайд 8) | С помощью писем, книг, записок. Телефона, ТВ, и т.п. |
| Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи - На экране даны изображения участников передачи информации. -Подумайте, как можно представить схему передачи информации, используя эти изображения? - «Настя» пойдет и изобразит схему на доске, а остальные зарисуйте эту схему в тетрадь. | Смотрят на экран, думают. «Настя» на доске составляет схему. Остальные в тетради. (1 бит) |
| - Теперь сравните свой вариант схемы с правильным. (слайд 9) - У кого схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не может. | Сравнивают свои варианты схемы с правильным |
| Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой: Источник – объект, который передает информацию. Приёмник – это объект, который получает информацию. Информационный канал – это средство передачи информации. | Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения. |
| Раздать карточки с ситуациями перед уроком. - Работаем в парах (5 минут). Возьмите карточки на парте (приложение 4). Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается в предложенной схеме. Впишите свои варианты в карточку. Источник: - Приёмник: Источники:– Приёмники: Источники: - Приёмник: (слайд 10) Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры. Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации? * Если не скажут дети – ещё раз скажет учитель. (2 бита тому, кто озвучил правильно свои примеры, остальным по 1 биту) | Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя. Ребята работают парами, затем приводят свои примеры. Отвечают на вопрос: 1 источник – 1 приёмник 1 источник – несколько приёмников несколько источников – 1 приёмник | Личностные: владение умениями организации собственной учебной деятельности Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу Познавательные: умение подводить под понятия Коммуникативные: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие |
| Физ. пауза. (слайд 11) 1. Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Пошевелите пальчиками. 2. С помощью жестов передайте мне информацию о том: а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками). б) как вы смотрите вдаль. в) что вам холодно. г) о том, что вы победили в соревнованиях. Молодцы, спасибо. Присаживайтесь. | Делают физические упражнения | |
| -Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами. (слайд 12) | Приводят примеры | |
15 мин | IV. Первичное закрепление полученных знаний. Метод: практический, самоконтроль. Форма: беседа, групповая, фронтальный опрос Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям». 1. Чем является эта книга? 2. Послушайте отрывок одной из сказок: … Шлет с письмом она гонца, чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого … 3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. 4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации? (слайд 13) - Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки. (слайд 14) | Предполагаемые ответы: Это носитель информации. Если читаем книгу, то она источник информации. Источник – царица Приёмник – царь Салтан Каналы связи – гонец Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха (1 бит) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (2 бита тому, кто назовет) | Личностные: владение первичными навыками анализа Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные: умение самостоятельно создавать способ решения проблемы Коммуникативные: Умение сотрудничать со взрослыми исверстниками |
| Практическая работа. (слайд 15) 1. Встаем и проходим за компьютеры. 2. Повернитесь все ко мне. - Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером. - Вам необходимо выполнить тренировочные задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру. - . У кого возникнут трудности – поднимите руку. - Приступайте к работе. Все получают по 1 биту за работу на ПК. Кто вперед всех – 2 бита. | Проходят за ПК. Слушают объяснение учителя. Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради. |
| Фронтальный опрос: Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке? 2. Назовите участников этого процесса? 3. Как называются средства передачи информации? Молодцы. (слайд 16) | Передача информации Источник, приёмник Информационные каналы связи |
1 мин | V. Включение в систему знаний и повторение. 1. Сегодня за урок каждый получил биты. Три ученика с наибольшим количеством бит получат «5». 2. Запишите в тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок. 3. Биты положите в тетрадь. | | |
1 мин | VI. Постановка домашнего задания: (слайд 17) 1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи. 2. Работа с учебником: § 1.5 стр. 20 3. Заполнить таблицу: (приложение 5:таблица роздана всем ученикам) Носитель – Как его сделать источником – Вид воспринимаемой информации. 4. Дополнительно (кто желает) (слайд 18) §3.4 и 3.5 стр.116 – 118. Материал для любознательных (как передавали информацию в прошлом) Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9. Разгадайте кроссворд «Передача информации». | Дети записывают домашнее задание | |
1 мин | Рефлексия учебной деятельности. Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока. - Обведите смайлик (приложение 6-смайлики), в соответствии с образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами тоже положите в тетрадь и передайте мне. (слайд 19) - Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! (слайд 20) | Обводят выбранный смайлик | |