открытый урок по теме "Линейный алгоритм". Задачи урока:
образовательные:
• создать условия для формирования представления о линейном алгоритме;
развивающие:
• развивать алгоритмическое мышление;
• развивать познавательный интерес, логическое мышление;
• развитие умения планировать свою деятельность;
• развивать память, внимание;
• формировать интерес к изучению предмета;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, словесный, практический, игровой.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технологии: информационно - коммуникационная технология, проблемное обучение, игровая технология, элементы технологии критического мышления
ПЛАН УРОКА:
Организационный этап – 1 мин.
Актуализация опорных знаний учащихся – 6 мин.
Постановка темы урока – 1 мин.
Изучение нового материала – 10 мин.
Повторение и закрепление нового материала – 2 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепление нового материала (продолжение) – 5 мин.
Практическая работа – 12 мин.
Итог урока – 5 мин.
Ход урока:
Организационный этап.
Ребята, начинаем наш урок. Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
Ученики: Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. И этот клад называется ЗНАНИЯ. Именно, такой клад мы и будем с вами искать.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и проверим домашнее задание.
Правильно Алгоритмы. На следующем слайде подберите правильное определение понятию «алгоритм».
Правильно, Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к получению результата.
А вы знаете откуда возникло это понятие? Ученик вашего класса нашел для нас дополнительную информацию и представит нам ее в виде сообщения.
Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль - Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, -
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.
Антон, скажи нам, пожалуйста, где ты нашел эту информацию и какими источниками ты пользовался? Молодец, Антон, за сообщение твоя оценка …
А теперь объясните, пожалуйста, кого или что называют исполнителем алгоритмов.
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные, выполнять определенный набор команд. Правильно
Дома вам нужно было заполнить таблицу :
Поставьте в соответствие исполнителей к тем работам, которые они выполняют:
Действие
Исполнитель
Приготовление торта
кондитер
стирка белья
стиральная машина, человек
ремонт обуви
сапожник
пломбирование зуба
стоматолог
ответ у доски
ученик
вождение автомобиля
шофер
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
Что такое Система команд исполнителя? СКИ - это команды, которые может выполнять конкретный исполнитель
Какие формы записи алгоритмов вам известны? (словесная, таблица, графический (блок-схемы), программа).
Давайте вспомним, какие блоки мы используем в блок-схемах и что они означают (овал – начало или конец, параллелограмм – ввод или вывод, ромб – принятие решения, прямоугольник – выполнение действия).
Постановка темы урока.
Мы с вами продолжаем изучать алгоритмы.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.
Правильно, тема урока «Линейный алгоритм». Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
И сегодня на уроке нам с вами нужно найти ответы на следующие вопросы:
- Что такое линейный алгоритм?
- Как изображается линейный алгоритм с помощью блок-схем?
- Где встречаются линейные алгоритмы в жизни?
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов алгоритма, который называется линейным. Что это такое мы увидим из мультфильма. Внимательно следите за действиями, которые происходят на экране (Снеговик, Бутерброд).
А теперь давайте назовем те действия, которые происходят в мультфильме? (…….)
Сейчас вам нужно расставить эти действия в том порядке, как они шли в мультфильме. (1 у доски).
Вот такой вид алгоритма и называется линейным. В рабочих тетрадях запишите определение:
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно, друг за другом.
А теперь рассмотрим общую блок-схему для линейных алгоритмов и тоже ее зарисуем.
С алгоритмами вы встречаетесь каждый день. Я на каждом уроке говорю вам алгоритм и вы его выполняете. Каждый день вы себе планируете – это тоже алгоритм. Решая задачу по математике, вы тоже составляете алгоритм решения. А теперь подумайте и приведите свои примеры линейного алгоритма, которые мы встречаем в повседневной жизни. ( Приводят примеры, например, рецепты, распорядок дня, решение математического выражение (решение по действиям), как построить скворечник, как сделать уборку дома, как перейти дорогу и т. д.)
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Закрепления нового материала.
У вас на столе лежит инструктивная карта . Сейчас вам нужно выполнить задание 1 этой инструктивной карты.
Алгоритм «Приготовление уроков»
Алгоритм «Переход через улицу на светофоре»
Расставь действия алгоритма по порядку
Подойти к переходу
Перейти улицу
Конец
Начало
Дождаться зеленого света светофора
Расставь действия алгоритма по порядку
Выполнить домашнее задание
Прочитать задания в дневнике
Сложить школьные вещи в портфель
Достать дневник, учебник, тетради
Сесть за стол
Открыть учебник и тетрадь
А теперь давайте с вами поиграем. Нужно разбиться на 2 команды.
Игра будет называться «Составь и угадай алгоритм». Правила игры такие: я вам раздаю карточки, где написана тема и блок схема алгоритма. Вам необходимо заполнить пустые фигуры действиями и 1 участнику команды с помощью жестов показать этот алгоритм, а другая команда должна отгадать его. Затем команды меняются местами. («Посади дерево», «Утро школьника»).
Продолжение закрепления нового материала.
Выполнить задание 2 инструктивной карты. Вам нужно выполнить счет по алгоритму для своих исходных данных. Результаты вычислений вы будете заносить в таблицу.
64
125
ОТВЕТ
Далее учащиеся выполняют задания на карточках и проверяют вместе с учителем на экране.
Выборочно взять карточки с ответами и поставить оценки
Физкультминутка (2 мин.)
Практическая работа
В графическом редакторе Paint необходимо составить линейный алгоритм своего распорядка дня и оформить в виде блок-схемы. Действий в алгоритме должно быть 8-10 не более.
Учащиеся повторяют правила техники безопасности: ребята читают стихи (учитель заранее раздает их учащимся) по ТБ + демонстрация на проекторе
Начинать работу строго
с разрешения педагога,
И учтите: Мы в ответе,
за порядок в кабинете.
В куртках шубах и пальто,
не приходит к нам никто.
В грязной обуви, друзья,
В кабинете быть нельзя.
Бережливым быть умей,
и по клавишам не бей,
там учтите этот факт,
электрический контакт.
Если где то заискрит,
или что-нибудь дымит,
время попусту не трать –
нужно взрослого позвать.
Ведь из искры знаем сами
Возгореться может пламя.
Если сбой дает машина,
терпение Вам необходимо,
Не бывает без проблем
Даже с умной ЭВМ!
Если вводишь ты "ответ",
а компьютер скажет "нет",
по дисплею не стучи,
лучше правила учи!
Первым трем ученикам, выполнившим правильно практическую работу я поставлю оценку.
Домашнее задание
§3.4 (с.73)
задание на с. 78 №3
привести пример линейного алгоритма из жизни и оформить в виде блок-схемы.
Итог урока:
А теперь давайте подведем итог сегодняшнего урока. На экране написаны предложения. Вам необходимо продолжить эти предложения.
Сегодня я узнал…
Я научился…
Меня удивило…
мне захотелось…
А сейчас нам нужно вернуться к вопросам, которые мы поставили в начале урока, и посмотреть ответили ли мы них в течение урока?
Нашли ли мы с вами клад? Ведь самый настоящий клад – это знания, которые вы добыли сами. Вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Я благодарю вас за урок.
Выставление оценок (отметить наиболее активных учащихся)
Инструктивная карта
Фамилия, имя ____________________________ класс __________
Задание 1
Расставь действия алгоритма по порядку
Алгоритм «Приготовление уроков»
Расставь действия алгоритма по порядку
Выполнить домашнее задание
Прочитать задания в дневнике
Сложить школьные вещи в портфель
Достать дневник, учебник, тетради
Сесть за стол
Открыть учебник и тетрадь
Алгоритм «Переход через улицу на светофоре»
Расставь действия алгоритма по порядку
Подойти к переходу
Перейти улицу
Конец
Начало
Дождаться зеленого света светофора
Задание 2
Выполнить счет по алгоритму для своих исходных данных. Результаты вычислений вы будете заносить в таблицу.