Технологическая карта урока
ФИО педагога: Шилина Ирина Юрьевна
Предмет, класс: Информатика и ИКТ, 2 класс
Название и автор учебника: Информатика 2 класс, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов
Тема урока: проект «Буквы и знаки в русском тексте»
Программно-технические средства на уроке: 12 карточек со спрятанными словами для индивидуальной работы; карточки с деформированным текстом для работы в группах; тетрадь проектов; мультимедиа проектор и экран; презентация к уроку; компьютеры и электронное пособие к уроку.
Тип урока: рефлексия (проект)
Цели урока:
Содержательная цель:
расширить представление учащихся о тексте, закрепить представление об отношении понятий “текст” – “смысл” (влияние знаков препинания на смысл текста; слово – это цепочка букв, имеющая смысл); сформировать четкое понимание, что для компьютера текст – цепочка символов;
развивать информационную культуру, логическое мышление и самостоятельность, внимательность;
прививать исследовательские навыки, умение работать в коллективе.
Деятельностная цель:
поиски спрятанных букв среди различных символов; обозревают всё семейство знаков препинания;
выделяют в тексте элементы, в данном случае все встречающиеся символы, затем осуществляют количественный анализ объекта — подсчитывают одинаковые фигурки, записывают, сколько каких символов встретилось.
Цели деятельности учителя: Формировать положительно-эмоциональный настрой; развивать память, внимание, фонематический слух и восприятие; вырабатывать четкую артикуляционную речевую моторику; обогащать словарный запас; повышать орфографическую зоркость
Стратегия: развивающая, опережающая.
Личностные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками
Метапредметные результаты: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Предметные результаты: (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: работать с тестовым материалом, находить в тексте орфограммы на изученные правила, создавать совместно со сверстниками и взрослыми пошаговый алгоритм выполнения проектного задания;
получат возможность научиться: осуществлять количественный анализ объекта.
Методы и формы обучения: Частично-поисковый; проблемное изучение; индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Самоопределение к деятельности с мотивацией | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Задание 1 на цветном листке (Приложение 1) | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. | Слушают, выполняют упражнение | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Записи на листках |
II. Актуализация, фиксация затруднений в деятельности и определение проблемного поля | Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи и в знаках. Задание на белом листке конверте 2 (Приложение 2) | Организует беседу по вопросам | Отвечают на вопросы, слушают и обсуждают тему урока | Групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы, записи на листах |
III. Локализация затруднения | Организовать подводящий диалог, результатом которого является пошаговое сопоставление работ с подробным образцом (фронтально, с проговариванием во внешней речи) Задание № 9 из тетради проектов конверт 3 (Приложение 3)
Физкультминутка (Мультимедиа) | Формулирует задание, организует беседу по вопросам | Выполняют задание выполняют упражнения пальчиковой гимнастики и гимнастики глаз | Работа в парах | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из собственного опыта, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений и выводов; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений мишкой-пандой. | Записи на листах из тетрадей проектов |
IV. Коррекция выявленных затруднений | Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки Организовать самопроверку заданий по образцу. встретилось Задание № 11 из тетради проектов конверт 4 (Приложение 4) | Поясняет задание, предлагает воспользоваться таблицей самопроверки, создает эмоциональный настрой для выполнения проектной деятельности в парах | Выделяют в тексте элементы, в данном случае все встречающиеся символы, затем осуществляют количественный анализ объекта — подсчитывают одинаковые фигурки, записывают, сколько каких символов | Работа в парах | Познавательные: общеучебные – осознанно осуществляют количественный анализ объекта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Записи на листах из тетрадей проектов |
V. Обобщение затруднений во внешней речи | Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. | Организует беседу по вопросам | Слушают, запоминают задание | Фронтальная | Регулятивные: организовывают свое рабочее место, определяют цель и план выполнения задания на уроке; прогнозируют результаты своей работы | Устные ответы |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнение самостоятельной работы на компьютере, аналогичной самостоятельной работе задания №11 (Приложение 5)
Физкультминутка (Мультимедиа) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения | Выполняют задание на компьютере выполняют упражнения гимнастики для туловища и шеи и гимнастики глаз | Работа в парах | Познавательные: общеучебные – воспроизводят информацию по памяти, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют поиск необходимой информации Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений мишкой-пандой. | Работа на компьютере |
VII. Включение в систему знаний и повторение | Выполнение заданий на повторение Задание № 10 из тетради проектов (Приложение 6) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения | Выполняют задание на листах из тетради проектов | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий, адекватно воспринимают оценку учителя | Записи на листах из тетрадей проектов |
VIII. Итог урока | Обобщить полученные на уроке сведения | Ведет беседу по вопросам | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение 1
А) 4 у 5 6 р 8 о 9 к (урок)
Б) 5473Н41А386Ч97И256Н5А64Е983Т731С58Я9 (начинается)
В) I Q F D L Б U W R У G I G Д Z V Ь R N (будь)
Д) 3674С8592Л16946У26379Ш17595А432695Й175 (слушай)
Е) ! В « № Ы ; П % О : ? Л * Н ( Я Й (выполняй)
Ж) 3605З295А721Д95А294НИ851Я9 (задания)
З) : П 7 ) Р О 8 Я % В 9 Л № 7 Я ! Й (проявляй)
К) G F V У U R Q N Д Z L I А U R N Ч D S И L Z W (удачи)
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
- | – | . | , | : | ; | ! | ? | … | « | » | ( | ) |
| | | | | | | | | | | | |
Приложение 6
Приложение 7
Этапы построения исследовательской деятельности
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование актуальности проблемы.
Реализация данного компонента предполагает владение учащимися определенными умениями, а именно: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.
2. Выдвижение и формулировка гипотезы, раскрытие замысла.
Реализация данного компонента предполагает владение учащимися умением провести предварительный анализ имеющейся информации.
3. Планирование и выбор необходимого инструментария.
Реализация данного компонента предполагает владение учащимися определенными умениями, а именно: планировать, готовиться к проведению исследования, анализировать имеющуюся информацию, находить решение проблем, выстраивать стратегию поиска, выделять материал, который будет использован в работе, параметры оценки, анализа, вопросы, предлагаемые для обсуждения.
4. Поиск решения проблемы, проведение работы с поэтапным контролем и коррекцией результатов.
Для реализации данного компонента необходимо владение учащимися умениями: наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, классифицировать.
5. Представление результатов работы, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включает: умения структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщения о проведении работы, ее результатах и защите, давать оценку полученным результатам и применять их к новым ситуациям.