kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программное обеспечение компьютера. Файл и файловая система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Программаное обеспечение компьютера. Файлы и файловая система" разработан для учазихся 8 класса, обучающихся по программе Н.Д.Угриновича. Данный урок был лпробирован на уроке в нескольких классах.

Учащиеся показали полное усвоение материала.

Цель урока была формировать и обобщить знания учащихся по данной теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программное обеспечение компьютера. Файл и файловая система »

Программное обеспечение компьютера. Файл и файловая система

Цель урока: познакомить учащихся с программным принципом работы компьютера, видами программного обеспечения, файловой структурой


Задачи:

обучающие

  • проверить усвоение темы «Аппаратное обеспечение компьютера»;

  • ввести понятие программного обеспечения компьютера;

  • дать представление о видах программного обеспечения;

  • ввести понятие файла;

  • познакомить с иерархической системой организации данных на внешних носителях;

развивающие

  • показать возможность применения изучаемого материала в практической жизни;

  • развивать умения анализировать, систематизировать и делать выводы;

воспитательные

  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку на основе разъяснения научных информационных терминов.


Тип урока Формирование новых знаний и умений


Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная


Необходимое техническое оборудование персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.


Ход урока

Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Основные компоненты компьютера и их функции», проверка домашнего задания

(Учитель проверяет знания учащихся, изученного материала на прошлом уроке, используя тренажер «Архитектура фон Неймана»)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf

(Учащиеся расставляют подписи к основным устройствам компьютера, используя тренажер на компьютерах, один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)


  • Из каких двух видов обеспечения состоит компьютер? (Аппаратного и программного)

  • Что такое аппаратное обеспечение компьютера? (Устройства компьютера, железо)

  • Устройства компьютера мы изучили на предыдущем уроке, цель нашего урока познакомиться с программным принципом работы компьютера, для этого мы рассмотрим виды программного обеспечения, познакомимся с понятиями файл, папка, изучим файловую систему операционной системы Windows», тема сегодняшнего занятия «Программное обеспечение» (Ученики записывают тему в тетрадь)


Формирова­ние новых знаний:

Программное обеспечение

Учитель вводит понятие программного обеспечения, знакомит с видами программного обеспечения, рассказывая материал лекции, демонстрирует слайды, на которых показаны виды программного обеспечения и детально разбирает каждый

Структура программного обеспечения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca600f39-387b-420b-ad91-7ef216b736a2/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=19&rubric_id[]=75347&rubric_id[]=75305


Прикладное программное обеспечение (При изучении прикладного и системного программного обеспечения учащиеся знакомятся с основными видами прикладных и системных программ, а также подбирают примеры прикладных программ, с которыми они знакомы)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43258ccd-0622-42ea-866b-7274f7ac235a/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=19&rubric_id[]=75347&rubric_id[]=75305


Системное программное обеспечение

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10b69060-4dc5-4fe5-a276-ffdabfe0cf2d/?interface=pupil&class=50&subject=19



  • В операционной системе под объектом понимают почти все, с чем работает система.

  • В Windows не существует определения объекта, как в геометрии нет определения точки. Мы можем говорить только о том, что понимается под объектом в ОС.

  • Объектами ОС являются – папка и файл.



Папка – (в данном случае мы говорит про виртуальную) – это контейнер, в котором содержатся другие объекты.

Такие папки-«контейнеры», которые содержат другие объекты, называются вложенными.

 

– Мы часто пользуемся библиотеками.

Структуру, по которым мы ищем книги в библиотеке вы знаете.

Например,

раздел творчества А.С.Пушкина. Чтобы удобнее было найти нужное нам произведение выбираем стеллаж: поэмы, стихи или сказки.



– Дальше на нужном нам стеллаже ищем заданное произведение.

– Каждое произведение в библиотеке имеет свое уникальное свойство.

– Какое? (название, автор, издательство, год издания, количество страниц и т.д.)

– И эти свойства уникальны.

– Но мы говорим об виртуальных объектах, которые потрогать руками нельзя. Каждая книга в нашей «виртуальной» библиотеке называется – файлом.



Что такое файл?

Файл – это поименованная область на диске, предназначенная для хранения информации.
Файлом может быть программа, данные и т.д.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой.

Учитель дает определение файла, вводит понятие имени и расширения файла


Учитель просит на интерактивной доске подчеркнуть правильно составленные имена файлов


Для того, чтобы правильно задать имя файла, существуют следующие правила:

1. Имя файла и папки может содержать как русские, так и латинские буквы:
Например: О царе Султане            или    mama
2.  Различные символы, кроме: /  \  : ? «»
3. Имя файла может состоять из нескольких слов:
Например: Я вам пишу
4.  Количество символов вместе с пробелами -- 255


Все файлы имеют уникальное имя, в которое входит адрес, дату создания, размер и тип

Типы файлов

  • Какие типы файлов вам известны?

  • Посмотрим, какие существуют типы файлов:





Закрепление знаний:

Определи тип файла


– На каждом носителе информации (на гибком,  жестком или лазерных дисках, на флеш-картах и т.д.) может хранится огромное количество информации: графическая, текстовая, числовая, видео, программы.

– Порядок хранения файлов определяется используемой файловой системой.


Понятие каталога, файловой структуры Файловая структура

Файловая система – порядок размещения файлов на диске.
– Можно выделить виды структуры:


Одноуровневая – для небольшого количества файлов, когда каталог представляет собой линейную последовательность имен файлов.


Многоуровневая – хранение огромного количества файлов, программ. Это система вложенных папок


– На слайде представлена многоуровневая файловая система, состоящая из … уровней:

1 уровень – …
2 уровень – …
3 уровень – …


  • Что вы можете сказать об этой файловой системе?

  • Какие объекты входят в эту систему? Назовите их.

  • Какие типы файлов?

  • Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.


–  Ранее Вам была дана файловая система.


– А сейчас попробуйте сами нарисовать у себя в тетради систему. (Один ученик  у доски, остальные работают в тетрадях)


  1. Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);

  2. В своей папке создайте папку Мебель;

  3. В папке Мебель создайте папки: Офисная, Для дома;

  4. В папке Офисная создайте две папки: Кресло и тумбочка;

  5. В каждой папке создайте по два документа: текстовый документ и документ Microsoft Word с названием мебели;

  6. В папке  Для дома создайте 2 папки;

  7. В каждой папке создайте: точечный рисунок и документ Microsoft Word с названием мебели;

  8. Проверьте свой результат с тем, что создано на доске.


– Исправьте ошибки, если таковые имеются.
– Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.


Файловая структура диска

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ad8e829c-25c0-40b5-9e24-b98145e1e05a/?interface=pupil&class=50&subject=19

Учитель вводит понятие каталога, корневого каталога, пути к файлу, просит записать путь к различным файлам, отображенным на слайде




III. Формирование практических навыков


Задания по вариантам

Вариант №1

– Вы, ученик, Иванов. Перед вами электронный журнал с оценками.  Проставьте свои предполагаемые оценки за каждый предмет, но так, чтобы оценки были разного файлового типа.
– Определите, сколько уровней имеет ваша файловая система и объясните, почему?

Вариант № 2

– Укажите правильно написанные имена файлов.
– Объясните, почему вы так думаете?
– К какому типу относится каждый из предложенных вам файлов?
– Приведите свои примеры имена файлов разных типов (не менее 5)

  • Как составить план?. txt

  • Журнал Burda.bmp

  • Журнал «Компьютер Пресс».doc

  • Это моя папка

  • 2*2

  • Расход/ Доход.doc


Вариант № 3

– Сколько уровней в данной системе?

– Укажите полный путь к файлу компьютерные вирусы.
– Укажи, к какому типу относится каждый из предложенных файлов?
– Создайте свою файловую систему, состоящую из 3 уровней на любую тему.


Вариант № 4

– Какие из представленных знаков являются на Рабочем столе обязательными, а какие необязательными?
– Что это за объекты?
– Обозначенным цифрами объекты дайте пояснение о назначении


Вариант №5

  • Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);

  • В своей папке создайте папку Водоемы;

  • В папке Водоемы создайте 2 папки: Озера, Реки;

  • В папке Озера создайте две папки: Рыбы и Растения;

  • В папке Рыбы создайте  окунь.txt  и щука.bmp;

  • В папке  Растения создайте рогоз.bmp;

  • В папке Реки создайте две папки: Земноводные и Животные;

  • В папке Земноводные создайте тритон.bmp;

  • В папке Животные создайте бобры.txt  и  выдры.txt 

– Сколько уровней в этой файловой системе?
– Назовите объекты каждого уровня:

1 уровень:____________________________
2 уровень: ____________________________
3 уровень: ____________________________
4 уровень: ____________________________
5 уровень: ____________________________
6 уровень: ____________________________


Вариант № 6. Создайте файловую систему по сказке

  • Создайте Сказку.

  • В ней создайте два объекта: Доброе Королевство и Злое Королевство.

  • В Добром Королевстве  создайте  2 текстовых документа Королевич и Белоснежка.

  • В Злом Королевстве создайте точечный рисунок Кощей

  • В злом королевстве построил Кощей папку Башню.

  • А Добром Королевстве отважный Королевич построил Хижину

  • Вернулись Королевич и Белоснежка в Доброе Королевство и зажили счастливо.


V. Итог урока

Учитель задает вопросы:

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие виды программного обеспечения вы знаете

  • Что такое файл

  • Что такое папка?

  • Из каких частей состоит полное имя файла?

  • На что указывает расширение файла?

  • Учитель предлагает нескольким учащимся поочередно подойти к интерактивной доске и подчеркнуть файл с нужным расширение


Рефлексия:

  • Определите для себя, какой материал вам показался на уроке очень сложным, какой вы уже знали и вам было легко.

  • Спасибо за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программное обеспечение компьютера. Файл и файловая система

Автор: Крутова Татьяна Александровна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему "Файлы и файловая система" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-faily-i-failovaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "100831"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402395633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тест по темам «Файлы и файловая система», «Программное обеспечение компьютера»"
    ["seo_title"] => string(75) "test_po_temam_faily_i_failovaia_sistema_programmnoe_obespechenie_kompiutera"
    ["file_id"] => string(6) "569978"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1610545490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Итоговая контрольная работа "
    ["seo_title"] => string(30) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "110918"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1406771772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Операционная оболочка Norton Commander. "
    ["seo_title"] => string(42) "opieratsionnaia-obolochka-norton-commander"
    ["file_id"] => string(6) "108947"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403956009"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Вредоносные программы и их классификация "
    ["seo_title"] => string(46) "vriedonosnyie-proghrammy-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "230273"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442067562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства