Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор
Слоган урока:
Если с блок-схемами будешь дружить,
Любую задачу ты сможешь решить!
Автор: Онтина Н. А. учитель информатики
9 класс
Алгоритм в котором все действия выполняются в строгом порядке одно за другим
Алгоритм
Точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов
Линейный алгоритм
Разветвляющиеся алгоритмы
Алгоритм в котором в зависимости от условия выполняется одна, либо другая последовательность действий
Циклический алгоритм
Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми исходными данными
Задание на повторение:
1. По данной блок-схеме алгоритма вычисли значения y .
Заполни таблицу значений.
Проверь!
c конец а+ cb b+ca ввод a,b,c вывод «треугольник не существует» вывод «треугольник существует» да нет" width="640"
2. Пусть a, b, c - длины трёх отрезков. Из данных блоков составьте алгоритм проверки существования треугольника со сторонами a, b, c.
начало
а+bc
конец
а+ cb
b+ca
ввод a,b,c
вывод
«треугольник
не существует»
вывод
«треугольник существует»
да
нет
Проверь!
3. Определите значение переменных после выполнения алгоритмов.
a
b
a := 123
b := a div 10
b := b/4 +2
b := b*25+2
a := a+b
Проверь!
a
b
123
12
5
127
250
a := 123
b := a div 10
b := b/4 +2
b := b*25+2
a := a+b
Физминутка
Общий вид условного оператора
Полная форма условного оператора:
if then else
Неполная форма условного оператора:
if then
!
Перед else знак «;» не ставится.
Условия - логические выражения
Простые
Сложные
Операции
отношений
Логические
операции
'); readln (a, b); write ('Введите x'); readln (x); if (x=a) and (x writeln ('Точка принадлежит отрезку') else writeln ('Точка не принадлежит отрезку') end . a, b, x (x=a) and (xнет да НЕТ ДА" width="640"
Условный оператор
program n_9;
var x, a, b: real;
begin
writeln ('Определение принадлежности
точки отрезку');
write ('Введите а, b');
readln (a, b);
write ('Введите x');
readln (x);
if (x=a) and (x
writeln ('Точка принадлежит отрезку')
else writeln ('Точка не принадлежит отрезку')
end .
a, b, x
(x=a) and (x
нет
да
НЕТ
ДА
Составной оператор
В условном операторе и после then , и после else
можно использовать только один оператор .
Если в условном операторе после then или после else
нужно выполнить несколько операторов , то
используют составной оператор – конструкцию вида:
begin end
b? max:= a max:= b вывод max конец 11 11" width="640"
11
Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них.
1 способ решения. Блок-схема
блок «решение»
начало
ввод a,b
полная форма ветвления
да
нет
a b?
max:= a
max:= b
вывод max
конец
11
11
b then begin end else begin end ; writeln ('Наибольшее число ', max); end. полная форма условного оператора max := a ; max := b ; 11 11" width="640"
11
1 способ решения. Программа
program qq;
var a, b, max: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
if a b then begin
end
else begin
end ;
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.
полная форма условного оператора
max := a ;
max := b ;
11
11
a? max:= b вывод max вывод max конец 15 15" width="640"
11
2 способ решения. Блок-схема
начало
ввод a,b
неполная форма ветвления
max:= a;
да
нет
b a?
max:= b
вывод max
вывод max
конец
15
15
a then max := b; writeln ('Наибольшее число ', max); end. неполная форма условного оператора 15 15" width="640"
15
2 способ решения. Программа
program qq;
var a, b, max: integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
max := a;
if b a then
max := b;
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.
неполная форма условного оператора
15
15
Опорный конспект
Условный оператор
Полная форма
if then else
Неполная форма
if then
Составной оператор
begin end
Практика
Задача №1.Дано целое число N. Увеличить число в 3 раза, если число четное. входные данные 4 выходные данные 12
Задача №2.Дано целое число N. Уменьшить число на 12, если число не четное.
входные данные 13
выходные данные 1
Электронный задачник по программированию для школьников
Домашнее задание
- Прочитать параграф 4.5.1
- Составить блок-схему решения квадратного уравнения
Рефлексия
Закончите предложение:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…