Представление числовой информации с помощью систем счисления (конспект урока)
Представление числовой информации с помощью систем счисления (конспект урока)
Разработка 3 и 4 уроков по теме "Представление числовой информации". Целью уроков является выяснение степени знакомства учащихся с кодированием информации, знакомство с позиционными и непозиционными СС, переводом из различных СС (на примере двоичной) в десятичную и наоборот, развитие умения анализировать, обобщать, систематизировать, способности к самооцениванию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление числовой информации с помощью систем счисления (конспект урока) »
Разработка уроков №3-4
«Представление числовой информации с помощью систем счисления»
по теме: «Информация и информационные процессы». 10 класс
Цели уроков темы:
Познавательная- выяснить степень знакомства учащихся с кодированием информации, в т.ч. с кодированием с помощью знаковых систем, познакомить с позиционными и непозиционными СС, переводом из различных СС (на примере двоичной) в десятичную и наоборот.
Развивающая- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать, способность к самооцениванию.
Воспитательная- развивать умение самостоятельно находить проблему и решать её, вести диалог.
Урок №3
Организационный момент (2 мин)
Проверка имеющихся знаний учащихся (5 мин)
Задаются вопросы:
-что такое цифровые знаковые системы
- какие знаковые системы используются чаще всего
- в каком виде хранится и обрабатывается информация в компьютере. Почему именно в двоичном виде (простота, надежность, помехоустойчивость, использование аппарата булевой алгебры).
«…Вычисления с помощью двоек…является для науки основным и порождает новые открытия…при сведении чисел к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок» (Лейбниц)
- единицы измерения количества информации
- суть алфавитного подхода к определению количества информации
- составление таблицы степеней числа 2 (с возможностью добавления в таблицу степеней чисел 4, 8, 16).
Объяснение нового материала (15 мин).
3.1. Системы счисления. Составление таблицы алфавитов цифр для различных СС.
3.2. Позиционные и непозиционные системы счисления. Образование целых чисел в позиционных системах счисления.
3.3. Позиционные десятичная и двоичная СС.
3.4. Использование в компьютере для представления информации двоичного кодирования (т.к. удалось создать надежные устройства, которые могут сохранять и распознавать не более 2 различных состояний (электромагнитные реле, поверхности магнитных и лазерных носителей, триггер)).
3.5.Перевод десятичных чисел в двоичную СС (рассматриваем два подхода- делением на 2 с выписыванием остатков и разложением по степеням двойки) и обратно.
4. Актуализация новых знаний (6 мин). Работа по переводу десятичных чисел в двоичную на доске (1 учащийся, остальные корректируют работу при необходимости, задают вопросы), работа в парах.
5. Самостоятельная работа учащихся (10 мин). Самооценивание (по количеству переведенных чисел).
Домашнее задание (4 мин): подготовить короткие сообщения (на 2-3 минут) на темы: СС Древнего Египта, алфавитные системы нумерации, римская система счисления, Вавилонская шестидесятеричная система счисления
Завершающий этап (2 мин).
Выставление оценок (1 мин).
Урок №4
Организационный момент (1 мин)
Проверка имеющихся знаний учащихся (3 мин)
Задаются вопросы:
- что такое СС
- позиционные и непозиционные системы счисления. Образование целых чисел в позиционных системах счисления.
- как осуществляется перевод десятичных чисел в двоичную СС
-в чем преимущество одной системы счисления от другой (по мере увеличения основания увеличивается алфавит, усложняется «арифметика», в т.ч. перевод чисел в эту систему счисления, но уменьшается количество знаков)
- добавление в таблицу степеней числа 2 степеней чисел 4, 8, 16. Поиск совпадающих значений. Анализ
Сообщения учащихся (12 мин). Выставление оценок.
Объяснение нового материала (15 мин).
4.1. Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
4.2. Как перевести десятичное целое число в любую позиционную СС (с пояснением на примере восьмеричной и шестнадцатеричной СС).
4.3. Как перевести двоичное число в восьмеричное и шестнадцатеричное.
4.4 Составление сводной таблицы переводов целых чисел из одной системы счисления в другую
Актуализация новых знаний (3 мин). Работа по переводу десятичных чисел восьмеричную и шестнадцатеричную через двоичную из задания прошлого урока на доске.
Самостоятельная работа учащихся (10 мин). Самопроверка (с использованием инженерного калькулятора на ПК и самооценивание (по количеству переведенных чисел).
Завершающий этап (1 мин).
P.S.Перевод десятичной дроби в любую другую СС и выполнение арифметических операции в позиционных СС факультативно.