kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики,презентация для урока на тему:"Арифметические операции в позиционных системах счисления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

 

  • освоить способы сложения и вычитания в позиционных системах сложения;
  • иметь представление о способах оперирования числовой информацией в памяти компьютера.
  •  
  • Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (демонстрация через проектор – слайд №3, приложение 1).
  3. Актуализация знаний
  • В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера? ( в виде системы счисления)
  • Какие виды системы счисления Вы знаете? (позиционная, не позиционная)
  • Чем отличается позиционная система счисления от непозиционных систем счисления? (в непозиционных системах счисления значение любой цифры не зависит от занимаемой должности, в отличии от позиционной системы счисления, где значение любой цифры в числе зависит от ее положения в ряду цифр, изображающих это число)

Учитель: Итак, любая информация в памяти компьютера представлена двумя устойчивыми состояниями, которые фиксируются с помощью цифр 0 и 1. Единица характеризует наличие сигнала в сети, а ноль – его отсутствие. То есть компьютер оперирует информацией, представленной в двоичном виде. Любая информация должна быть не только соответствующим образом представлена, но и должна возможность оперировать ею.   

На примере сложения и вычитания чисел рассмотрим принцип оперирования числовыми данными.

(Ученикам раздаются таблицы с правилами сложения и вычитания в двоичной системе сложения (приложение2))

Учитель: Для сложения чисел в двоичной системе используют следующие правила:

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10

Учитель: Рассмотрим сложение в двоичной системе на примере (Слайд №5,Приложение 3).

Учитель: В других позиционных системах счисления операция сложения проводиться аналогично, что и с двоичной системой сложения. Рассмотрим на следующих примерах (слайд№6,Приложение 4)

Учитель: Для вычитания в двоичной системе сложения используется следующие правила:

0 – 0  = _0

0 – 1  = 11

1 – 0  = 1

1 – 1  = 0

Учитель: Рассмотрим вычитание  в двоичной системе на примере (слайд№8,Приложение 5).

Так же  других позиционных системах счисления операция вычитания проводиться аналогично, что и с двоичной системой сложения. Рассмотрим на следующих примерах (слайд№9,Приложение 6)

  1. Первичное закрепление пройденного материала. Класс делиться на 4 групп, каждой группе раздается  индивидуальная карта с заданиями (приложение 7).
  2. Самопроверка. Варианты ответов с заданиями высвечиваются на слайде №11 (приложение 8). Учащиеся проверяют и корректируют свою работу.
  3. Домашнее задание высвечивается на слайде №12 (приложение 8)

7. Подведение итогов и выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Таблица сложения

одноразрядных двоичных чисел

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10

Таблица вычитания

одноразрядных двоичных чисел

0 – 0  = _0

0 – 1  = 11

1 – 0  = 1

1 – 1  = 0

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Карточка № 1

  1. Сложить следующие числа:

а)      11102 и 1112;

б)      1258 и 748;

в)      В2316 и 1716

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а)      10112 и 112

б)      2728 и 468

в)      С1516 и 1616

*3.Провести вычитание чисел: 100012 и 138

Карточка № 2

  1. Сложить следующие числа:

а)      10102 и 1012

б)      2158  и  658

в)      С1516 и 1616

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а)      10012 и 1002

б)      1258 и 778

в)      В2316 и 1716

*3.Провести вычитание чисел: 111012 и 178

Карточка № 3

  1. Сложить следующие числа:

а)      10012 и 1002

б)      2728 и 468

в)      13F16 и 6316

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а)      10102 и 1012

б)      2158  и  658

в)      45Е16 и 3816

*3.Провести вычитание чисел: 111102 и 78

Карточка № 4

  1. Сложить следующие числа:

а)      10112 и 112

б)      3218 и 678

в)      45Е16 и 3816

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а)      11102 и 1112

б)      3548 и 578

в)      71616 и 3А16

*3.Провести вычитание чисел: 101012 и 68

Приложение 8

Приложение 9

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока_10»


Цель урока:

  • освоить способы сложения и вычитания в позиционных системах сложения;

  • иметь представление о способах оперирования числовой информацией в памяти компьютера.


Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.


Ход урока.


    1. Организационный момент.


    1. Проверка домашнего задания (демонстрация через проектор – слайд №3, приложение 1).



    1. Актуализация знаний


      • В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера? ( в виде системы счисления)

      • Какие виды системы счисления Вы знаете? (позиционная, не позиционная)

      • Чем отличается позиционная система счисления от непозиционных систем счисления? (в непозиционных системах счисления значение любой цифры не зависит от занимаемой должности, в отличии от позиционной системы счисления, где значение любой цифры в числе зависит от ее положения в ряду цифр, изображающих это число)


Учитель: Итак, любая информация в памяти компьютера представлена двумя устойчивыми состояниями, которые фиксируются с помощью цифр 0 и 1. Единица характеризует наличие сигнала в сети, а ноль – его отсутствие. То есть компьютер оперирует информацией, представленной в двоичном виде. Любая информация должна быть не только соответствующим образом представлена, но и должна возможность оперировать ею.

На примере сложения и вычитания чисел рассмотрим принцип оперирования числовыми данными.

(Ученикам раздаются таблицы с правилами сложения и вычитания в двоичной системе сложения (приложение2))



Учитель: Для сложения чисел в двоичной системе используют следующие правила:

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10


Учитель: Рассмотрим сложение в двоичной системе на примере (Слайд №5,Приложение 3).



Учитель: В других позиционных системах счисления операция сложения проводиться аналогично, что и с двоичной системой сложения. Рассмотрим на следующих примерах (слайд№6,Приложение 4)


Учитель: Для вычитания в двоичной системе сложения используется следующие правила:

0 – 0 = _0

0 – 1 = 11

1 – 0 = 1

1 – 1 = 0


Учитель: Рассмотрим вычитание в двоичной системе на примере (слайд№8,Приложение 5).


Так же других позиционных системах счисления операция вычитания проводиться аналогично, что и с двоичной системой сложения. Рассмотрим на следующих примерах (слайд№9,Приложение 6)


  1. Первичное закрепление пройденного материала. Класс делиться на 4 групп, каждой группе раздается индивидуальная карта с заданиями (приложение 7).


  1. Самопроверка. Варианты ответов с заданиями высвечиваются на слайде №11 (приложение 8). Учащиеся проверяют и корректируют свою работу.


  1. Домашнее задание высвечивается на слайде №12 (приложение 8)

7. Подведение итогов и выставление оценок.



Приложение 1



Приложение 2


Таблица сложения

одноразрядных двоичных чисел


0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10



Таблица вычитания

одноразрядных двоичных чисел


0 – 0 = _0

0 – 1 = 11

1 – 0 = 1

1 – 1 = 0


Приложение 3




Приложение 4




Приложение 5



Приложение 6






Приложение 7

Карточка № 1

  1. Сложить следующие числа:

а) 11102 и 1112;

б) 1258 и 748;

в) В2316 и 1716

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а) 10112 и 112

б) 2728 и 468

в) С1516 и 1616

*3.Провести вычитание чисел: 100012 и 138


Карточка № 2

  1. Сложить следующие числа:

а) 10102 и 1012

б) 2158 и 658

в) С1516 и 1616

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а) 10012 и 1002

б) 1258 и 778

в) В2316 и 1716

*3.Провести вычитание чисел: 111012 и 178


Карточка № 3

  1. Сложить следующие числа:

а) 10012 и 1002

б) 2728 и 468

в) 13F16 и 6316

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а) 10102 и 1012

б) 2158 и 658

в) 45Е16 и 3816

*3.Провести вычитание чисел: 111102 и 78


Карточка № 4

  1. Сложить следующие числа:

а) 10112 и 112

б) 3218 и 678

в) 45Е16 и 3816

  1. Провести вычитание следующих чисел:

а) 11102 и 1112

б) 3548 и 578

в) 71616 и 3А16

*3.Провести вычитание чисел: 101012 и 68

Приложение 8




Приложение 9


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Тема:  Арифметические операции в позиционных системах счисления

Тема: Арифметические операции в позиционных системах счисления

Цель:

Цель:

  • Повторить понятие позиционная система счисления
  • Научить проводить арифметические операции в позиционных системах счисления
Проверка домашнего задания Переведите число 235 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления:  11101011 2    353 8 ЕВ 16

Проверка домашнего задания

  • Переведите число 235 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления:

11101011 2

353 8

ЕВ 16

Сложение чисел в двоичной системе счисления Таблица  0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10

Сложение чисел в двоичной системе счисления

Таблица

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10

Примеры:   101 2  11 2  100 0 2    111 2  10 2  1001 2

Примеры:

101 2

11 2

100 0 2

111 2

10 2

1001 2

Примеры: 36 8 17 8  55 8   8А 16  25 16   А F 16

Примеры:

36 8

17 8

55 8

8А 16

25 16

А F 16

Вычитание чисел в двоичной системе счисления Таблица 0 - 0 = 0 0 - 1 = 11 1 - 0 = 1 1 - 1 = 0

Вычитание чисел в двоичной системе счисления

Таблица

0 - 0 = 0

0 - 1 = 11

1 - 0 = 1

1 - 1 = 0

Примеры:  110 2  11 2  11 2  101 2  11 2  10 2

Примеры:

110 2

11 2

11 2

101 2

11 2

10 2

Примеры:  65 8  27 8  36 8  9С 16  78 16  24 16

Примеры:

65 8

27 8

36 8

16

78 16

24 16

Задание по группа I 1110 2  и 111 2 125 8 и 74 8 В23 16 и 17 16 1011 2 и 11 2 2 7 2 8 и 46 8 С15 16 и 16 16 10001 2 и 13 8 II 1010 2 и 101 2 215 8 и  65 8 С15 16 и 16 16 1001 2 и 100 2 125 8 и 7 7 8 В23 16 и 17 16 11101 2 и 17 8 III 1001 2 и 100 2 2 7 2 8 и 46 8 13 F 16 и 63 16 1010 2 и 101 2 215 8 и  65 8 45Е 16 и 38 16 11110 2 и 7 8 IV 1011 2 и 11 2 321 8 и 67 8 45Е 16 и 38 16 1110 2  и 111 2 354 8 и 57 8 716 16 и 3А 16 10101 2 и 6 8 1.Сложить следующие числа  2.Провести вычитание следующих чисел  *3. Провести вычитание чисел

Задание по группа

I

1110 2 и 111 2

125 8 и 74 8

В23 16 и 17 16

1011 2 и 11 2

2 7 2 8 и 46 8

С15 16 и 16 16

10001 2 и 13 8

II

1010 2 и 101 2

215 8 и 65 8

С15 16 и 16 16

1001 2 и 100 2

125 8 и 7 7 8

В23 16 и 17 16

11101 2 и 17 8

III

1001 2 и 100 2

2 7 2 8 и 46 8

13 F 16 и 63 16

1010 2 и 101 2

215 8 и 65 8

45Е 16 и 38 16

11110 2 и 7 8

IV

1011 2 и 11 2

321 8 и 67 8

45Е 16 и 38 16

1110 2 и 111 2

354 8 и 57 8

716 16 и 3А 16

10101 2 и 6 8

1.Сложить следующие числа

2.Провести вычитание следующих чисел

*3. Провести вычитание чисел

Ответы Зада- ние I 1. II 10101 2 221 8 B3A 16 2. III 1000 2 224 8 BFF 16 1111 2 302 8 C2B 16 3. 1101 2 340 8 1A2 16 6 8 IV 101 2 26 8 B0C 16 101 2 130 8 426 16 16 8 1110 2 410 8 496 16 111 2 275 8 6DC 16 27 8 17 8

Ответы

Зада-

ние

I

1.

II

10101 2

221 8

B3A 16

2.

III

1000 2

224 8

BFF 16

1111 2

302 8

C2B 16

3.

1101 2

340 8

1A2 16

6 8

IV

101 2

26 8

B0C 16

101 2

130 8

426 16

16 8

1110 2

410 8

496 16

111 2

275 8

6DC 16

27 8

17 8

Домашнее задание Сложить следующие числа 10010 2 и 111 2 ; 65 8 и 37 8 ; 7А 16 и 29 16 Провести вычитание следующих чисел 11101 2 и 101 2 ; 72 8 и 16 8 ; F1 16 и 15 16

Домашнее задание

  • Сложить следующие числа

10010 2 и 111 2 ; 65 8 и 37 8 ; 7А 16 и 29 16

  • Провести вычитание следующих чисел

11101 2 и 101 2 ; 72 8 и 16 8 ; F1 16 и 15 16

  • Провести вычитание чисел 1101 2 и 14 8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Василенко Татьяна Владимировна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212853

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства