Цель урока:
- освоить способы сложения и вычитания в позиционных системах сложения;
- иметь представление о способах оперирования числовой информацией в памяти компьютера.
- Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (демонстрация через проектор – слайд №3, приложение 1).
- Актуализация знаний
- В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера? ( в виде системы счисления)
- Какие виды системы счисления Вы знаете? (позиционная, не позиционная)
- Чем отличается позиционная система счисления от непозиционных систем счисления? (в непозиционных системах счисления значение любой цифры не зависит от занимаемой должности, в отличии от позиционной системы счисления, где значение любой цифры в числе зависит от ее положения в ряду цифр, изображающих это число)
Учитель: Итак, любая информация в памяти компьютера представлена двумя устойчивыми состояниями, которые фиксируются с помощью цифр 0 и 1. Единица характеризует наличие сигнала в сети, а ноль – его отсутствие. То есть компьютер оперирует информацией, представленной в двоичном виде. Любая информация должна быть не только соответствующим образом представлена, но и должна возможность оперировать ею.
На примере сложения и вычитания чисел рассмотрим принцип оперирования числовыми данными.
(Ученикам раздаются таблицы с правилами сложения и вычитания в двоичной системе сложения (приложение2))
Учитель: Для сложения чисел в двоичной системе используют следующие правила:
0 + 0 = 0
0 + 1 = 1
1 + 0 = 1
1 + 1 = 10
Учитель: Рассмотрим сложение в двоичной системе на примере (Слайд №5,Приложение 3).
Учитель: В других позиционных системах счисления операция сложения проводиться аналогично, что и с двоичной системой сложения. Рассмотрим на следующих примерах (слайд№6,Приложение 4)
Учитель: Для вычитания в двоичной системе сложения используется следующие правила:
0 – 0 = _0
0 – 1 = 11
1 – 0 = 1
1 – 1 = 0
Учитель: Рассмотрим вычитание в двоичной системе на примере (слайд№8,Приложение 5).
Так же других позиционных системах счисления операция вычитания проводиться аналогично, что и с двоичной системой сложения. Рассмотрим на следующих примерах (слайд№9,Приложение 6)
- Первичное закрепление пройденного материала. Класс делиться на 4 групп, каждой группе раздается индивидуальная карта с заданиями (приложение 7).
- Самопроверка. Варианты ответов с заданиями высвечиваются на слайде №11 (приложение 8). Учащиеся проверяют и корректируют свою работу.
- Домашнее задание высвечивается на слайде №12 (приложение 8)
7. Подведение итогов и выставление оценок.
Приложение 1
Приложение 2
Таблица сложения
одноразрядных двоичных чисел
0 + 0 = 0
0 + 1 = 1
1 + 0 = 1
1 + 1 = 10
Таблица вычитания
одноразрядных двоичных чисел
0 – 0 = _0
0 – 1 = 11
1 – 0 = 1
1 – 1 = 0
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Карточка № 1
- Сложить следующие числа:
а) 11102 и 1112;
б) 1258 и 748;
в) В2316 и 1716
- Провести вычитание следующих чисел:
а) 10112 и 112
б) 2728 и 468
в) С1516 и 1616
*3.Провести вычитание чисел: 100012 и 138
Карточка № 2
- Сложить следующие числа:
а) 10102 и 1012
б) 2158 и 658
в) С1516 и 1616
- Провести вычитание следующих чисел:
а) 10012 и 1002
б) 1258 и 778
в) В2316 и 1716
*3.Провести вычитание чисел: 111012 и 178
Карточка № 3
- Сложить следующие числа:
а) 10012 и 1002
б) 2728 и 468
в) 13F16 и 6316
- Провести вычитание следующих чисел:
а) 10102 и 1012
б) 2158 и 658
в) 45Е16 и 3816
*3.Провести вычитание чисел: 111102 и 78
Карточка № 4
- Сложить следующие числа:
а) 10112 и 112
б) 3218 и 678
в) 45Е16 и 3816
- Провести вычитание следующих чисел:
а) 11102 и 1112
б) 3548 и 578
в) 71616 и 3А16
*3.Провести вычитание чисел: 101012 и 68
Приложение 8
Приложение 9