kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правовые аспекты работы с информацией»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

1. Вводное слово учителя.

2. Постановка задачи семинара.

3. Жеребьевка команд (определяет, в каком по­рядке будут выступать команды).

4. Выступление с сообщением учащихся 1-й груп­пы.

• Рецензия на их выступление учащимися 2-й группы.

5. Выступление с сообщением учащихся 2-й груп­пы.

• Рецензия на их выступление учащимися 3-й группы.

6. Выступление с сообщением учащихся 3-й груп­пы.

• Рецензия на их выступление учащимися 1-й группы.

7. Заключительное слово учителя. Подведение ито­гов. Выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правовые аспекты работы с информацией» »

Урок-семинар по теме

«Правовые аспекты работы с информацией»


Раздел программы: «Информация. Двоичное кодирование информации. Системы счисления»

Тема урока: «Правовые аспекты работы с информацией».

Вид: урок-семинар.

Технология: личностно-ориентированная.


Цели урока:

  • Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки — вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

  • Формирование системно-информационного под­хода к анализу окружающего мира.

  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

  • Осветить правовые аспекты работы с информа­цией, ввести понятие информационной культу­ры, авторского права на программный продукт, уголовного наказания за создание вредоносных программ.


Задачи урока:

1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, правовое воспитание учащихся, вос­питание информационной культуры.

2. Учебная — изучить основные правовые аспек­ты работы с информацией.

3. Развивающая — развитие чувства ответствен­ности за свои поступки.

4. Познавательная — расширение правового кру­гозора.


План урока

1. Вводное слово учителя.

2. Постановка задачи семинара.

3. Жеребьевка команд (определяет, в каком по­рядке будут выступать команды).

4. Выступление с сообщением учащихся 1-й груп­пы.

• Рецензия на их выступление учащимися 2-й группы.

5. Выступление с сообщением учащихся 2-й груп­пы.

• Рецензия на их выступление учащимися 3-й группы.

6. Выступление с сообщением учащихся 3-й груп­пы.

• Рецензия на их выступление учащимися 1-й группы.

7. Заключительное слово учителя. Подведение ито­гов. Выводы.





Подготовительная работа

Мой опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно исполь­зовать групповую форму организации самостоя­тельной работы учащихся: учащиеся разбиваются на группы, в каждой из которых выделяется кон­сультант-менеджер, который выполняет функции координатора работы, производимой (или: выпол­няемой) всеми учащимися. Каждая группа полу­чает задание, консультант-менеджер разбивает его на задачи для каждого участника группы. Это мо­жет быть работа по подготовке выступлений, под­бору наглядного материала и т.п. Работая над за­данием, ученики читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, использу­ют данные периодической печати, обращаются к нужным сайтам в Интернете. Этот прием способ­ствует повышению активности учащихся и объек­тивной оценке их выступлений, воспитывает куль­туру общения, ответственность за порученное дело.

Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразова­ния, дисциплинированности и умения работать с информацией. Поэтому очень важно при под­готовке к семинару правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, по­знавательный интерес к теме семинара. Необхо­димо проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдель­ным учащимся. Количественный состав групп — 4—8 человек.

Правила проведения семинара

На семинаре после сообщений одной группы, другая группа дает ему рецензию. Затем груп­пы меняются ролями. В итоге каждая группа вы­ступит с оценкой работы другой группы.

Учащимся был предложен следующий план ре­цензии:

1. Соблюдение регламента выступления.

2. Соответствие содержания выступления теме.

3. Логика построения выступления.

4. Использование наглядного материала, культу­ра речи.

5. Эмоциональность.


Вопросы к семинару

  1. Формирование законодательства России в об­ласти компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев баз данных.

  2. Ответственность за несанкционированный до­ступ к информации, за создание и распрост­ранение вредоносных компьютерных про­грамм.

  3. Правовые и этические нормы поведения при ра­боте в Интернете. Электронный «сдам» и «хакерство».

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

2. Постановка задачи семинара.


Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-семинар по теме «Правовые аспек­ты работы с информацией». Термин «компьютер­ное право» возник в промышленно развитых стра­нах в середине нашего столетия в связи с широким использованием средств вычислительной техники и других, связанных с ними технических средств, в различных сферах общественной деятельности и частной жизни и формированием отношений, воз­никающих в процессе производства и применения новых информационных технологий.

Соответствующее законодательство довольно бы­стро развивается, стараясь учитывать развитие ком­пьютерной техники и телекоммуникаций. Но боль­шая часть людей, работающих с информацией, не знает ни своих прав, ни своих обязанностей. И в результате часто нарушает закон, что, естественно, наказуемо. Компьютерные программы, базы дан­ных, компьютерные сети — это чья-то собствен­ность, и пользоваться ею нужно только официаль­но, с разрешением авторов или владельцев. Как нуж­но вести себя при проведении Интернет - конференций, при пользовании электронной почтой? Какое наказание может понести автор программы — ви­руса? И если мы знаем, хотя бы в общих чертах, уголов­ное право, то «компьютерное право» известно не так ши­роко. Наша задача сегодня — постараться стереть про­белы в нашем правовом вос­питании. Удачи вам!


3. Жеребьевка команд.

При проведении жеребьевки команда опреде­ляет свой номер.


4. Выступление с сообщением учащихся 1-й груп­пы.

Тема выступления:

Ответственность за несанк­ционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных про­грамм.

• Рецензия на их выступление учащимися 2-й груп­пы.


5. Выступление с сообщением учащихся 2-й груп­пы.

Тема выступления:

Правовые и этические нор­мы поведения при работе в Интернете. Электрон­ный «спам» и «хакерство».

• Рецензия на их выступление учащимися 3-й груп­пы.


6. Выступление с сообщением учащихся 3-й груп­пы.

Тема выступления:

Формирование законода­тельства России в области компьютерного права. Ав­торское право и защита прав авторов компьютер­ных программ и владельцев баз данных.

• Рецензия на их выступление учащимися 1-й груп­пы.





7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.

Учитель:

Сегодня на уроке информатики мы успешно провели семинар, который на­верняка был всем нам полезен и интересен. Все группы очень хо­рошо подготовились, для иллюстраций вы­ступлений использова­лись плакаты, дополнительная литература, интерес­ную информацию участники семинара нашли в Ин­тернете. Особенно полно освещен вопрос о произ­водстве и распространении компьютерных вирусов, о наказании за это деяние, с примерами и иллюст­рациями из периодических изданий. Все выступле­ния заслуживают высокой оценки, хотя с некото­рыми рецензиями я не совсем согласна. Молодцы! В качестве домашнего задания я попрошу участни­ков к следующему уроку обобщить представленный материал и сделать письменно выводы. Спасибо! До свидания!


































Дополнительные материалы к уроку

Источник в Интернете:

www.relcom_ru/computerlow

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН О ПРАВО­ВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ (от 23 сентября 1992 г. № 3523-1)

Статья 1. Основные понятия

1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе: программа для ЭВМ

• база данных;

• адаптация программы для ЭВМ или базы данных;

• модификация (переработка) программы для ЭВМ или базы данных

• декомпилирование программы для ЭВМ;

• воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных

• распространение программы для ЭВМ или базы данных;

• выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных;

• использование программы для ЭВМ или базы даннь1х.

2. Под правообладателем в настоящем Законе по­нимается автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое об­ладает исключительными имущественными правами, полученными в силу закона или до­говора.


Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим За­коном

Программы для ЭВМ и базы данных относятся настоящим Законом к объектам авторского пра­ва. Программам для ЭВМ предоставляется пра­вовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам.


Статья 3. Объект правовой охраны

1. Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как вы­пущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, неза­висимо от их материального носителя, на­значения и достоинства.


Статья 6. Срок действия авторского права

1. Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в тече­ние всей жизни автора и 50 лет после его смер­ти, считая с 1 января года, следующего за го­дом смерти автора.

4. Личные права автора на программу для ЭВМ или базу данных охраняются бессрочно.


Статья 8. Авторство

1. Автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо, в результате твор­ческой деятельности которого они созданы.

2. В случае, если части программы для ЭВМ или базы данных имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть.


Статья 14. Использование программы для ЭВМ или базы данных по договору с правообладателем


Статья 15. Свободное воспроизведение и адаптация программы для ЭВМ или базы данных


Статья 17. Нарушение авторского права. Контрафактные экземпляры программы для ЭВМ или базы данных


Статья 19. Арест контрафактных экземпляров про­граммы для ЭВМ или базы данных


Статья 20. Иные формы ответственности

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспро­изведение или распространение таких произведе­ний влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ­РАЦИИ «Об информации, информатизации и защите информации»

(Принят Государственной Думой 25 января 1995 года)

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерально­го закона

1. Настоящий федеральный закон регулирует от­ношения, возникающие при:

• формировании и использовании информаци­онных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потреби­телю документированной информации;

• создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

• защите информации, прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации.


Статья 11. Информация о гражданах (персональ­ные данные)


Статья 12. Реализация права на доступ к информа­ции из информационных ресурсов


Статья 13. Гарантии предоставления информации


Статья 18. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и сред­ства их обеспечения

Право авторства и право собственности на ин­формационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.

Собственник информационной системы, техно­логии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«ОБ УЧАСТИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОР­МАЦИОННОМ ОБМЕНЕ»

(от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ)


СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА. ДИРЕК­ТИВА о правовой охране программ для ЭВМ (от 14 мая 1991 г.) (91/250/ЕЭС).

Статья 2: Авторство на программы для ЭВМ

Ответственность за преступления в сфере ком­пьютерной информации определяется статьями УК Российской Федерации, фрагменты которых пред­ставлены ниже.


Статья 272. Неправомерный доступ к компьютер­ной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информа­ции на машинном носителе, в электронно-вы­числительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтоже­ние, блокирование, модификацию либо копи­рование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот ми­нимальных размеров оплаты труда или в раз­мере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свобо­ды на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по пред­варительному сговору или организованной груп­пой либо лицом с использованием своего слу­жебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, — наказыва­ется штрафом в размере от пятисот до восьми­сот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми меся­цев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением сво­боды на срок до пяти лет.

Объективную сторону данного преступления со­ставляет неправомерный доступ к охраняемой за­коном компьютерной информации, который всегда носит характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компью­терную систему путем:


• использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты;


• незаконного использования действующих паро­лей или кодов для проникновения в компью­тер, либо совершение иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя;


• хищения носителей информации, при условии, что были приняты меры их охраны, если это деяние повлекло уничтожение или блокирова­ние информации.


Неправомерным признается доступ к компью­терной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией, либо компьютерной системой. Причем в отношении этой информации системы должны приниматься специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.

Под охраняемой законом информацией пони­мается информация, для которой в специальных за­конах установлен специальный режим ее правовой защиты, например — государственная, служебная и коммерческая тайна, персональные данные и т.д.

Состав данного преступления носит материаль­ный характер и предполагает обязательное наступ­ление одного из следующих последствий:


• уничтожения информации, то есть удаление ин­формации на материальном носителе и невоз­можность ее восстановления на нем;


• блокирования информации, то есть совершение действий, приводящих к ограничению или зак­рытию доступа к компьютерной системе и пре­доставляемым ею информационным ресурсам;


• модификации информации, то есть внесение из­менений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе;


• копирования информации, то есть переноса ин­формации на другой материальный носитель, при сохранении неизмененной первоначальной информации;


• нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, что может выразиться в нарушении рабо­ты как отдельных программ, баз данных, вы­даче искаженной информации, так и нештат­ном функционировании аппаратных средств и периферийных устройств, либо нарушении нор­мального функционирования сети.


Статья 273. Создание, использование и распростра­нение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение из­менений в существующие программы, заведо­мо приводящих к несанкционированному унич­тожению, блокированию, модификации либо ко­пированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно ис­пользование либо распространение таких про­грамм или машинных носителей с такими про­граммами — наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оп­латы труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, — наказываются лише­нием свободы на срок от трех до семи лет.

3. С субъективной стороны преступление, предус­мотренное частью 1 ст.273, может быть совер­шено только с прямым умыслом, так как в ста­тье определено, что создание вредоносных про­грамм заведомо для создателя программы дол­жно привести к несанкционированному унич­тожению, блокированию, модификации либо ко­пированию информации, нарушению работы ЭВМ.

Использование или распространение вредонос­ных программ тоже может осуществляться только умышленно, так как в соответствии с частью 2 ст. 274 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности,

признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствую­щей статьей Особенной части настоящего Кодекса.


Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систе­мы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, — на­казывается лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста вось­мидесяти до двухсот сорока часов, либо огра­ничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается лишени­ем свободы на срок до четырех лет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Правовые аспекты работы с информацией»

Автор: Воробьева Татьяна Александровна

Дата: 11.05.2015

Номер свидетельства: 210014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Безопасность в сети Интернет "
    ["seo_title"] => string(31) "biezopasnost-v-sieti-intierniet"
    ["file_id"] => string(6) "123358"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414481004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование информационных технологий в работе администрации школы"
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-administratsii-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "129134"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415638966"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока-практикума на тему: "Устройство и принцип работы карбюратора" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-praktikuma-na-tiemu-ustroistvo-i-printsip-raboty-karbiuratora"
    ["file_id"] => string(6) "240370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445004158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок - ролевая игра "Суд над Интернетом" для 9-11 классов "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-rolievaia-ighra-sud-nad-intiernietom-dlia-9-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "160443"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422038527"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Моя педагогическая компетенция "
    ["seo_title"] => string(41) "moia-piedaghoghichieskaia-kompietientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "152470"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420861240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства