Просмотр содержимого документа
«Практическая работа " Моделирование"»
Задание 1. Моделирование.
Заполните таблицу 1, подбирая указанным объектам модели и указанным моделям объекты.
Что моделируется (моделируемый объект)
Модель
Снег
Самолет
Глобус
Математическая формула
Деятельность авиакомпании
Задание 2.1. Моделирование.
Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.
В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.
Заполните таблицу 2.1.
Примеры
Моделиру-
емый объект
Цель модели- рования
Модели-руемые харак- теристики
Модель
1.
Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.
Земной шар
Объяснение, изучение
Форма Земли и ее движен. вокруг своей оси
Глобус
2.
Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.
3.
При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.
4.
Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.
5.
На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.
Задание 2.2. Моделирование.
Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.
В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.
Заполните таблицу 2.2.
Примеры
Моделиру-
емый объект
Модель
Тип
модели
1.
Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.
Земной шар
Глобус
Натурная
2.
Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.
3.
При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.
4.
Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.
5.
На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.
Задание 3. Моделирование. Классификация моделей.
Существуют различные типы моделей: натурные, информационные, математические, текстовые, графические, социальные, политические, игровые, символьные, цифровые, химические, динамические, табличные, иерархические, учебные, экономические, компьютерные, функциональные, физиологические и т.д.
Попробуйте сформулировать определение: информационная модель – это … .
Можно составить несколько классификационных схем, выделив основания классификации (деления): по способу представления информации (текстовые, графические, символьные, табличные и т.д.), по области применения (политические, экономические, социальные и т.д.).
Среди представленных примеров вычеркните те, которые не
являются примерами моделирования; для оставшихся заполните таблицу. Дополните таблицу своим примером (№7).
Примеры
Моделиру-
емый объект
Цель модели- рования
Моделируемые харак- теристики
Модель
1.
Капитан корабля прокладывает по карте путь.
2.
Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку.
3.
Ученик описывает сюжет повести и характеристики главных героев.
4.
В научном сборнике приведены формулы и схемы, позволяющие определить траекторию кометы Галлея.
5.
Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол.
6.
Сергей опоздал на автобус и едет на работу на такси.
7.
Задание 5. Моделирование. Модель объекта.
В таблице приведены примеры разных моделей одного и того же объекта – водяной мельницы.
Заполните новое поле «природа объекта-модели». Под этими словами понимается ответ на вопрос: что собой представляет моделирующий объект – материальный предмет, мысленный образ, рисунок, текст или что-нибудь еще.
Приведите свой пример модели (№6).
Примеры
Цель модели- рования
Модели-руемые харак- теристики
Модель
Природа объекта-модели
1.
В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы
Досуг, познание
Внешний вид
Действие
Игрушка
Материальный предмет
2.
Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж
3.
Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось.
Проектиро-вание
Мысленный образ
4.
Путешественник записывает в запис. книжку точное описание водяной мельницы и фотографир ее, чтобы построить похожую у себя на даче
5.
Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет неисправности
Диагностика
- т.е. нахождение неисправнос-тей
Магнитофонная запись
Звуковая информация
6.
Задание 6. Моделирование. Модель процесса.
Кроме понятия «модель объекта» существует понятие «модель процесса». Процесс – это последовательное изменение состояния объекта (например, изменение размеров: высыхающее озеро, надувающийся шар, распускающийся цветок), или перемещение объекта в пространстве (изменение координат относительно какой-то точки отсчета).
Для приведенных примеров заполните таблицу, в первой колонке которой курсивом выделен моделируемый процесс.
Дополните таблицу своей ситуацией моделирования процесса (№6).
Примеры
Модели-
руемый процесс
Цель моде- лирования
Модели-руемые харак- теристики
Модель
1.
В аэрогидродинамической трубе макет самолета обдувают потоком воздуха
2.
Автор кулинарной книги составляет описание (рецепт) приготовления суфле.
3.
Математик выводит формулу распространения звуковой волны в вязкой жидкости.
4.
Автор пишет книгу «Как сделать ремонт в квартире»
5.
К стиральной машине приложена инструкция по эксплуатации.