kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие информации и информационных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Понятие информации и информационных процессов»

Цель  урока: восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме «Информация», запоминание основных, существенных фактов, понятий, закономерностей.

Задачи:

- обучающие:

  • дать понятие информации;
  • познакомить со свойствами, видами, единицами измерения информации, информационными процессами;
  • научить определять информационный объем сообщения;

- развивающие:

  • развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);
  • развитие речи;
  • развитие познавательного интереса у обучающихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;

- воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
  • прививание навыков самостоятельной работы;
  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Понятие информации и информационных процессов»



Цель урока: восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме «Информация», запоминание основных, существенных фактов, понятий, закономерностей.

Задачи:

- обучающие:

  • дать понятие информации;

  • познакомить со свойствами, видами, единицами измерения информации, информационными процессами;

  • научить определять информационный объем сообщения;

- развивающие:

  • развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);

  • развитие речи;

  • развитие познавательного интереса у обучающихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;

- воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

  • прививание навыков самостоятельной работы;

  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы обучающихся – фронтальная и индивидуальная:

    • чтение/прослушивание текста и последующие ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

    • обработка и представление информации в ином формате (составление кроссворда);

    • наблюдение и изучение аппаратных средств компьютера, особенностей протекания процессов и явлений;

    • запоминание алгоритмов действий, фиксация основных мыслей, формул для их дальнейшего использования;

    • повторное возвращение к ролику в случае возникновения затруднений.

Необходимое техническое оборудование: ТСО (компьютер на рабочем месте преподавателя подключен к проектору), ДСО (опорный конспект).

Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность преподавателя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность студента

1

2

3

5

6

1

Организационный момент (сообщение темы, целей, плана урока)

________

Формулирует цели и задачи урока

Подготовительная работа

2

Лекция

ЭОР №1

ЭОР №2

ЭОР №3

объясняет новый материал с использованием опорного конспекта и ЭОР

Отвечают на вопросы преподавателя

3

Заполнение кроссворда «Информация»

ЭОР №4

Наблюдает за выполнением задания

Обучающиеся заполняют кроссворд с использованием ЭОР

4

Практическая работа «Руки солиста»

ЭОР №5

Наблюдает за выполнением задания

Отрабатывают навыки «слепой печати» с использованием ЭОР

5

Подведение итогов (домашнее задание, выставление оценок)

ЭОР №6

Оценка работы каждого студента

Записывают домашнее задание




Приложение к плану-конспекту урока

«Информация. Виды, свойства информации, единицы измерения. Информационные процессы»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Информация и информационные процессы»


И-тип

Иллюстрация, видеофрагменты

http://fcior.edu.ru/card/4595/informaciya-i-informacionnye-processy.html

2

«Классификация информации»

И-тип, презентация

Слайд-шоу,

pps

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf

3

Информация и знания. Классификация знаний


И-тип, презентация

Презентация, pps

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6cb76945-efb3-4e97-94b6-a6bff3d84102/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19

4

Кроссворд по теме: "Человек и информация"

Кроссворд

Кроссворд, xls

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/68f35abf-7dd8-44b9-949b-948dfd128851/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19

5

Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

Клавиатурный тренажер


Исполняемый файл, exe

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19

6

Домашнее задание № 2


Домашнее задание

Текст, rtf

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d4778181-4ff1-452b-a2bb-6bd0c99a5559/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19


Ход урока

1. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об информации, об ее видах и свойствах, узнаем, как и в каких единицах измеряется информация, какие действия можно выполнять над информацией.

2. Сначала дадим определение науки, изучающей информацию.

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Условно ее можно разбить на 3 блока:

  • технические средства Hardware, которое буквально переводится как "твёрдые изделия";

  • программные средства Software (буквально — "мягкие изделия");

  • средства пользователя. Brainware (от англ. brain — интеллект).

Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Таких понятий много в разных науках: “точка” в геометрии, “множество” в математике, “объект” в информатике. О неопределяемых понятиях принято говорить: под понятием “…” будем понимать “…”. Понятие “информация” для разных сфер человеческой деятельности имеет конкретное значение. Например, в теории информации под информацией понимают сведения, уменьшающие неопределенность, в теории информации – сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы, в документалистике – сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, символьной, графической или табличной форме).

ЭОР №1 «Информация и информационные процессы» (часть 4: информация в технике)


В опорном конспекте записано три определения понятия информация.

Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы; - мера уменьшения неопределённости знаний; - применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде.

Информация вокруг нас существует в различных видах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

Вопрос: С помощью чего человек принимает информацию из окружающего мира?

Ответ: С помощью органов чувств.

По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

ЭОР №2 «Классификация информации» помогает обучающимся вспомнить из начальной школы о видах информации по способу восприятия.

Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач.

Вопрос: Приведите примеры естественных и формальных языков.

Ответ: Естественные – русский, английский, китайский; формальные – азбука Морзе, азбука глухонемых, ноты, языки программирования, языки специализированных областей: химических, физических формул, электротехнические схемы и т.д.

Представление информации с помощью какого-либо языка называют кодированием. Код — набор символов (условных обозначений) для представления информации. С целью защиты информации от незаконных пользователей применяют шифр - секретный код преобразования информации. Изобретением и использованием шифров занимается наука криптология.

Виды информации, воспринимаемые компьютером: текстовая, числовая, звуковая, графическая, мультимедийная.

Информацию можно сгруппировать в две большие группы: дискретную (прерывную) и аналоговую (непрерывную).

Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, точная, и т.д. Свойства информации: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость.

Информация (ресурсы, знания) подразделяется на декларативную (я знаю, что …) и процедурную (я знаю, как …)

ЭОР № 3 «Информация и знания».

Вопрос: Приведите примеры декларативной и процедурной информации.

Ответ: Я знаю, что в русском языке 33 буквы. Я знаю, как приготовить чай.

Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. Канал связи – физическая линия (прямое соединение), телефонная, телеграфная, спутниковая линия связи и аппаратные средства, используемые для передачи информации.

Вопрос: Можно ли измерить информацию?

В опорном конспекте несколько определений единицы измерения информации – бита.

Бит (англ. bit — binary digit — двоичная цифра) - количество информации, содержащееся в сообщении типа “да - нет”; количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений; наименьшая "порция" памяти, необходимая для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд; минимальное количество информации.

1 байт = 8 битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).

Широко используются более крупные производные единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,

1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

Информационный объем сообщения – это количество символов (равно количеству байтов).

Задание: Запишите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры. Чтобы выяснить, каков информационный объем данного сообщения, необходимо пересчитать все символы, включая специальные ( . , ; : ? ( ) !) и пробел. Сколько байтов в вашем сообщении?

Вопрос: Какие действия может выполнить человек с информацией?

Ответ: Создать, найти, скопировать, разделить на части, структурировать, упорядочить, зашифровать, обработать, измерить, потерять.

Процесс переработки информации человеком крайне сложен, - он зависит от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях, даже от темперамента и нравственных установок личности.

Информационный процесс – процесс выполнения определенных операций над информацией, при которых изменяется содержание информации или форма ее представления. Основные информационные процессы: прием, обработка, хранение, передача, кодирование, поиск, выдача. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

3. Кроссворд является диалоговым средством проверки освоения обучающимися основных терминов и понятий учебной темы. После заполнения обучающимся кроссворда появится сообщение правильности выполнения.

Обучающиеся работают с кроссвордом «Человек и информация» (ЭОР № 4).


4. Практическая работа. Запустите программу “Руки солиста”. ЭОР № 5

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание: выполнить задание по теме «Восприятие и представление информации» (ЭОР № 6).

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ  ДЕКЛАРАТИВНЫЕ З Н А Н И Я          ЗНАНИЯ Я знаю, что . . . Знания:  о явлениях  о событиях  о свойствах объектов  о зависимостях ПРОЦЕДУРНЫЕ З Н А Н И Я        Я знаю, как . . . Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ

ДЕКЛАРАТИВНЫЕ

З Н А Н И Я

ЗНАНИЯ

Я знаю, что . . .

Знания:

  • о явлениях
  • о событиях
  • о свойствах объектов
  • о зависимостях

ПРОЦЕДУРНЫЕ

З Н А Н И Я

Я знаю, как . . .

Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие информации и информационных процессов

Автор: Моторина Анастасия Евгеньевна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Информация и информационные процессы. "
    ["seo_title"] => string(44) "informatsiia-i-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "114948"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411746471"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Разработка методики изучения темы «Информация. Информационные процессы» в рамках классно - урочной системы обучения. "
    ["seo_title"] => string(127) "razrabotka-mietodiki-izuchieniia-tiemy-informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-v-ramkakh-klassno-urochnoi-sistiemy-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183494"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425892644"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Информация, информационные процессы. "
    ["seo_title"] => string(40) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "102527"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402511642"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тест по теме "Информация. Информационные процессы" "
    ["seo_title"] => string(56) "tiest-po-tiemie-informatsiia-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "114901"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1411725081"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок информатики в 10 классе на тему: «Информация. Информационные процессы» "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-informatiki-v-10-klassie-na-tiemu-informatsiia-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "147121"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419330298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства