ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Понятие информации и информационных процессов»
Цель урока: восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме «Информация», запоминание основных, существенных фактов, понятий, закономерностей.
Задачи:
- обучающие:
дать понятие информации;
познакомить со свойствами, видами, единицами измерения информации, информационными процессами;
научить определять информационный объем сообщения;
- развивающие:
развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);
развитие речи;
развитие познавательного интереса у обучающихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;
- воспитательные:
воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
прививание навыков самостоятельной работы;
привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы обучающихся – фронтальная и индивидуальная:
чтение/прослушивание текста и последующие ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
обработка и представление информации в ином формате (составление кроссворда);
наблюдение и изучение аппаратных средств компьютера, особенностей протекания процессов и явлений;
запоминание алгоритмов действий, фиксация основных мыслей, формул для их дальнейшего использования;
повторное возвращение к ролику в случае возникновения затруднений.
Необходимое техническое оборудование: ТСО (компьютер на рабочем месте преподавателя подключен к проектору), ДСО (опорный конспект).
Структура и ход урока
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность преподавателя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность студента |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент (сообщение темы, целей, плана урока) | ________ | Формулирует цели и задачи урока | Подготовительная работа |
2 | Лекция | ЭОР №1 ЭОР №2 ЭОР №3 | объясняет новый материал с использованием опорного конспекта и ЭОР | Отвечают на вопросы преподавателя |
3 | Заполнение кроссворда «Информация» | ЭОР №4 | Наблюдает за выполнением задания | Обучающиеся заполняют кроссворд с использованием ЭОР |
4 | Практическая работа «Руки солиста» | ЭОР №5 | Наблюдает за выполнением задания | Отрабатывают навыки «слепой печати» с использованием ЭОР |
5 | Подведение итогов (домашнее задание, выставление оценок) | ЭОР №6 | Оценка работы каждого студента | Записывают домашнее задание |
Приложение к плану-конспекту урока
«Информация. Виды, свойства информации, единицы измерения. Информационные процессы»
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Информация и информационные процессы» | И-тип | Иллюстрация, видеофрагменты | http://fcior.edu.ru/card/4595/informaciya-i-informacionnye-processy.html |
2 | «Классификация информации» | И-тип, презентация | Слайд-шоу, pps | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf |
3 | Информация и знания. Классификация знаний | И-тип, презентация | Презентация, pps | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6cb76945-efb3-4e97-94b6-a6bff3d84102/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19 |
4 | Кроссворд по теме: "Человек и информация" | Кроссворд | Кроссворд, xls | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/68f35abf-7dd8-44b9-949b-948dfd128851/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19 |
5 | Клавиатурный тренажер «Руки солиста» | Клавиатурный тренажер | Исполняемый файл, exe | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19 |
6 | Домашнее задание № 2 | Домашнее задание | Текст, rtf | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d4778181-4ff1-452b-a2bb-6bd0c99a5559/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&class[]=54&subject=19 |
Ход урока
1. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об информации, об ее видах и свойствах, узнаем, как и в каких единицах измеряется информация, какие действия можно выполнять над информацией.
2. Сначала дадим определение науки, изучающей информацию.
Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
Условно ее можно разбить на 3 блока:
технические средства Hardware, которое буквально переводится как "твёрдые изделия";
программные средства Software (буквально — "мягкие изделия");
средства пользователя. Brainware (от англ. brain — интеллект).
Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Таких понятий много в разных науках: “точка” в геометрии, “множество” в математике, “объект” в информатике. О неопределяемых понятиях принято говорить: под понятием “…” будем понимать “…”. Понятие “информация” для разных сфер человеческой деятельности имеет конкретное значение. Например, в теории информации под информацией понимают сведения, уменьшающие неопределенность, в теории информации – сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы, в документалистике – сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, символьной, графической или табличной форме).
ЭОР №1 «Информация и информационные процессы» (часть 4: информация в технике)
В опорном конспекте записано три определения понятия информация.
Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы; - мера уменьшения неопределённости знаний; - применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде.
Информация вокруг нас существует в различных видах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.
Вопрос: С помощью чего человек принимает информацию из окружающего мира?
Ответ: С помощью органов чувств.
По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.
ЭОР №2 «Классификация информации» помогает обучающимся вспомнить из начальной школы о видах информации по способу восприятия.
Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач.
Вопрос: Приведите примеры естественных и формальных языков.
Ответ: Естественные – русский, английский, китайский; формальные – азбука Морзе, азбука глухонемых, ноты, языки программирования, языки специализированных областей: химических, физических формул, электротехнические схемы и т.д.
Представление информации с помощью какого-либо языка называют кодированием. Код — набор символов (условных обозначений) для представления информации. С целью защиты информации от незаконных пользователей применяют шифр - секретный код преобразования информации. Изобретением и использованием шифров занимается наука криптология.
Виды информации, воспринимаемые компьютером: текстовая, числовая, звуковая, графическая, мультимедийная.
Информацию можно сгруппировать в две большие группы: дискретную (прерывную) и аналоговую (непрерывную).
Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, точная, и т.д. Свойства информации: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость.
Информация (ресурсы, знания) подразделяется на декларативную (я знаю, что …) и процедурную (я знаю, как …)
ЭОР № 3 «Информация и знания».
Вопрос: Приведите примеры декларативной и процедурной информации.
Ответ: Я знаю, что в русском языке 33 буквы. Я знаю, как приготовить чай.
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. Канал связи – физическая линия (прямое соединение), телефонная, телеграфная, спутниковая линия связи и аппаратные средства, используемые для передачи информации.
Вопрос: Можно ли измерить информацию?
В опорном конспекте несколько определений единицы измерения информации – бита.
Бит (англ. bit — binary digit — двоичная цифра) - количество информации, содержащееся в сообщении типа “да - нет”; количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений; наименьшая "порция" памяти, необходимая для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд; минимальное количество информации.
1 байт = 8 битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).
Широко используются более крупные производные единицы информации:
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.
Информационный объем сообщения – это количество символов (равно количеству байтов).
Задание: Запишите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры. Чтобы выяснить, каков информационный объем данного сообщения, необходимо пересчитать все символы, включая специальные ( . , ; : ? ( ) !) и пробел. Сколько байтов в вашем сообщении?
Вопрос: Какие действия может выполнить человек с информацией?
Ответ: Создать, найти, скопировать, разделить на части, структурировать, упорядочить, зашифровать, обработать, измерить, потерять.
Процесс переработки информации человеком крайне сложен, - он зависит от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях, даже от темперамента и нравственных установок личности.
Информационный процесс – процесс выполнения определенных операций над информацией, при которых изменяется содержание информации или форма ее представления. Основные информационные процессы: прием, обработка, хранение, передача, кодирование, поиск, выдача. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.
3. Кроссворд является диалоговым средством проверки освоения обучающимися основных терминов и понятий учебной темы. После заполнения обучающимся кроссворда появится сообщение правильности выполнения.
Обучающиеся работают с кроссвордом «Человек и информация» (ЭОР № 4).
4. Практическая работа. Запустите программу “Руки солиста”. ЭОР № 5
5. Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание: выполнить задание по теме «Восприятие и представление информации» (ЭОР № 6).