воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
знать, как люди добывают «истину»;
уметь оценивать истинность и исправлять его, если оно ложно;
уметь приводить примеры, как истинное высказывание со временем может «стать» ложным.
Ключевые понятия: понятия «истина», «ложь».
Характеристика урока:
форма организации: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;
тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
стратегия: анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления истинных и ложных высказываний.
Материальное обеспечение урока: учебник, демонстрационный ПК.
Примерный план урока:
Организационный момент (1-2 мин).
Изучение новой темы (10-12)
Первичное закрепление (9-12мин).
Физкультминутка (2-3 мин).
Компьютерный практикум (10-12 мин).
Обобщение и подведение итогов (3 мин).
Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Ход урока
Организация учащихся на работу.
- Девиз урока: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».
- Ребята, у нас с вами интересная тема, но я должна быть уверена, что вы готовы её изучать.
II. Изучение новой темы.
Подготовительная работа.
Игра «Истина – ложь»
- Подберите синоним к слову «правда», а теперь к слову «неправда».
- Новые знания будет трудно добывать и осваивать без умения быстро и верно отвечать на поставленные вопросы, поэтому начнём урок с игры «Истина – ложь»
- Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».
Все крокодилы летают.
Компьютер – помощник человека при счёте.
10 делится на 3 без остатка.
Телефон служит средством связи.
Наша школа находится в 29 микрорайоне.
Сейчас у нас не урок информатики.
Город Темрюе – столица Краснодарского края.
В городе все школы четырёхэтажные.
Вы учащиеся 4-ой школы и четвероклассники.
Введение понятий «ложное, истинное высказывание»
- Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)
- Такие высказывания называются истинными, то есть правдивыми, соответствующими действительности.
- Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?
- Такие высказывания являются ложными.
Запомни!Истина – это то, что соответствует действительности.
Ложь – то, что действительности не соответствует.
Закрепление материала.
Игра «Кто больше?»
- Чтобы проверить насколько вы поняли новы материал, я предлагаю вам игру-соревнование «Кто больше?»
- Правила игры следующие: класс делится на две команды «Истина» и «Ложь». Соответственно ребята из команды «Истина» приводят примеры истинных высказываний, а ребята из команды «Ложь» ложных высказываний.
- Молодцы! Вы великолепно справились с заданием. Как вы думаете, почему в нашем соревновании нет победителей и побеждённых?
- Нас окружает такое огромное количество объектов, а вы очень наблюдательны, внимательны и любопытны, что и помогло вам успешно справиться с заданием.
2) Работа по учебнику.
Чтение учебника стр. 82-85
Фронтальный опрос.
- Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)
- Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования)
- Что является результатом размышления? (устное высказывание или высказывание в виде текста, рисунка, числа, схемы, формулы)
- Приведите примеры из жизни, когда ложное высказывание становится истинным, когда люди узнают что-то новое или наоборот.
Физминутка.
Игра «Делай наоборот»
- Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы, причём устно.
- Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот.
Сидите.
Не прыгайте.
Не стойте.
Не поднимайте руки.
Плачьте.
Не топайте.
Молчите.
Не приседайте.
Не садитесь.
Не слушайте.
Работа в тетрадях.
№ 1. Вставь пропущенные слова:
Понятия «истина» и «ложь» - это несовместимые понятия.
Истина не всегда «лежит» на поверхности.
Люди добывают истину, когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают, вычисляют, измеряют и так далее.
Высказывание может быть истинным или ложным.
Истина – это то, что соответствует действительности.
Ложь – то, что действительности не соответствует.
№ 5. Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные это суждения или ложные, выделив нужную букву.
А) (рис.1)
На рисунке древний человек
И
Л
Человек читает книгу
И
Л
Информация хранится на бумажном носителе
И
Л
На камне изображена сцена охоты
И
Л
Рис. 1
Б) (рис. 2)
Все фигуры имеют углы
И
Л
Все фигуры являются прямоугольниками
И
Л
Две фигуры – прямоугольники
И
Л
В верхнем левом углу изображен круг
И
Л
Рис. 2
№ 6. А) Рассмотри схему.
«дерево»
«клён»
«ель»
«сосна»
«дуб»
Придумай обозначения слов и заполни диаграмму
- Ребята, посмотрите, к вам на урок пришёл великий учёный Эйлер, чьи круги нам помогают изучать математику и информатику. Он предлагает вам заполнить его круги.(рис.3)
- Впишите в схемы понятия, которые находятся в отношении
«подчинение»
Рис. 3
- Для тех, кому сложно выполнить это задание, предлагаю подсказку. (рис. 4)
Рис. 4
- Кого вы видите на картинке? (Утку)
- Уточните, какую именно? (дикую)
- Это и будет началом вашей работы.
Это интересно. Дополнительное чтение.
- Мы продолжим тему «Природы», познакомившись с текстом «Истина и ложь в природе». Самостоятельно прочитайте рассказ и расскажите, что нового вы узнали.
Компьютерный практикум.
Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Упражнения и дидактический материал по теме «Понятия «истина» и «ложь»»
Итог урока. Оценивание.
- С какими понятиями мы сегодня познакомились?
- Дайте определение истинному и ложному высказываниям.
- Что на уроке понравилось? Что показалось сложным?