kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие базы данных и информационной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

База данных (БД)совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему ( в рамках некоторой предметной области).

Примеры:

  • база данных книжного фонда библиотеки;
  • база данных кадрового состава учреждения;
  • база данных законодательных актов в области права;
  • база данных современных эстрадных песен.

Современными средством хранения и обработки баз данных является компьютер.

Базы данных бывают фактографическими и документальными

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие базы данных и информационной системы»

Урок информатики, 9 – А, Б классы

Учитель МБОУ «Золотополенская ОШ» Обухов Д.В.


Тема: Понятие базы данных и информационной системы.

Цели урока:

1. Образовательная:

  1. Ввести понятия базы данных, информационной системы, реляционной базы данных, первичного ключа. Рассмотреть основные типы полей.

  2. Повторить и систематизировать знания по темам:

- модели, табличная организация информации;

- компьютерное информационное, математическое моделирование.

2. Развивающая:

  1. Развивать умственные способности – прием создания образа, перенос знаний, анализ и синтез, обобщение и аналогия;

  2. Развивать познавательную мотивацию;

  3. Развивать логическое мышление, смысловую память, аргументированную речь.

3. Воспитательная:

Воспитание культуры общения, любви к изучаемому предмету, необходимость в получении новых знаний, учить нормам поведения и общения при работе с компьютерами.


Оборудование: маркерная доска, мультимедийный проектор с экраном, компьютеры.

Методы обучения: беседа и практика на компьютерах.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

  2. Актуализация знаний.

В форме фронтального опроса:

  1. Что называется моделью?

  2. Какие виды моделей существуют?

  3. Какие табличные модели существуют?

  4. Что такое компьютерная математическая модель?

  5. Для чего предназначен компьютерный эксперимент?

  6. Какие возможности представляет управление на основе моделей?

Решение домашней задачи №3 и №5 у доски во время фронтального опроса.


  1. Постановка цели и задач урока.

Цель урока: изучить основные понятия баз данных, информационной системы, реляционной базы данных, первичного ключа. Рассмотреть основные типы полей.



  1. Введение нового материала.

База данных (БД)совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему ( в рамках некоторой предметной области).

Примеры:

  • база данных книжного фонда библиотеки;

  • база данных кадрового состава учреждения;

  • база данных законодательных актов в области права;

  • база данных современных эстрадных песен.

Современными средством хранения и обработки баз данных является компьютер.

Базы данных бывают фактографическими и документальными (слайд №1)

В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Из приведенных выше примеров две первые БД, скорее всего, будут организованы как фактографические. В БД библиотеки хранятся библиографические сведения о каждой книге: год издания, автор, название и пр. Разумеется, текст книги в ней содержаться не будет. В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные о сотрудниках: фамилия, имя, отчество, год и место рождения и т.д. Базы данных в третьем и четвертом примерах наверняка будут организованы как документальные. Первая из них будет включать в себя тексты законов, а вторая – тексты и ноты песен; библиографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах и исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовой, графический, звуковой) к фактографической базе данных.

Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это только «информационный склад». Обслуживание пользователя осуществляет информационная система (слайд №2).

Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

Примерами информационных систем являются системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты. WWW – это тоже пример глобальной информационной системы.

База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Для хранения БД может использоваться как один компьютер, так и множество взаимосвязанных компьютеров.

Если разные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной базой данных.

Информацию в Интернете , объединенную «паутиной» WWW, можно рассматривать как распределенную базу данных. Распределенные базы данных создаются также и в локальных сетях.


Реляционные базы данных (слайд №3)

Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ.

Реляционные базы данных имеют табличную форму организации.

Главное достоинство таблиц – в их понятности. Стабличной информацией мы имеем дело практически каждый день: расписание занятий, расписание электричек, таблица футбольного чемпионата.

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем. В общем виде это выглядит так:


Поле1

Поле2

Поле3

Поле4

Запись1





Запись2





…….





Каждое поле таблицы имеет имя. Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.

Например, домашняя библиотека – это множество книг. Значит, отдельный объект такой системы – это книга, и одна запись в базе данных «Домашняя библиотека» - это информация об одной книге из библиотеки.

Поля – это различные характеристики (иногда говорят: атрибуты) объекта. Значения полей в одной строке относятся к одному объекту.

В реляционной базе данных не должно быть совпадающих запесей.


Первичный ключ БД (слайд №4)

Разные поля отличаются именами. Записи различаются значениями ключей.

Первичным ключом в базе данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.

В базе данных «Домашняя библиотека» у разных книг могут совпадать значения полей, но инвентарный номер у каждой книги свой (поле НОМЕР). Он-то и является первичным ключом для записей в этой базе данных.

Номер

Автор

Название

Год

Полка

001

Беляев А. Р.

Звезда КЭЦ

1990

3

002

Олеша Ю. К.

Избранное

1987

5

003

Беляев А. Р.

Избранное

1994

1

Не всегда удается определить одно поле в качестве ключа. Пусть, например, в базе данных, которая хранится в компьютере управления образованием области, содержатся сведения о всех средних школах районных центров:

Город

школы

Директор

Телефон

Крюков

1

Иванов А. П.

12 - 35

Шадринск

1

Строев С. С.

4 - 33 - 11

Шадринск

2

Иванов А. П.

4 - 23 - 15


В такой таблице у разных записей не могут совпадать только одновременно два поля ГОРОД и НОМЕР ШКОЛЫ. Эти два поля вместе образуют составной ключ: ГОРОД - НОМЕР ШКОЛЫ. Составной ключ может состоять и более чем из двух полей.


Типы полей (слайд №5).

С каждым полем связано важное свойство – тип поля.

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

В реляционных базах данных используют четыре основных типа поля:

  • числовой;

  • символьный;

  • дата;

  • логический.

Числовой тип имеют поля, значения в которых могут быть только числами. Например, в БД «Учет затрат времени» два поля числового типа, одно поле типа дата, одно поле типа время.

База данных «Учет затрат времени»

Дата

Учет времени

Затраты времени

№ дела

Начало

Конец

12 / 04 / 07

12 : 45

13 : 25

40

112

12 / 04 / 07

16 : 15

18 : 45

150

38

13 / 04 / 07

10 : 30

14 : 25

235

221

Тип дата

Тип время

Тип числовой

Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.д.)

Тип дата имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год».

Логический тип имеют поля, которые могут принимать всего два значения: «да», «нет» или «истина», «ложь».

От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими нельзя, можно выполнять логические операции.

База данных «Факультативы»

Фамилия, имя

ИЗО

Химия

Танцы

Иванов Петя

1

0

1

Петров Ваня

0

1

1

Сидоров Витя

1

0

0

Символьный тип

Логический тип



  1. Закрепление изученного материала

В форме фронтального опроса:

        1. Что такое база данных?

        2. В чем различие между фактографическим и документальными базами данных?

        3. Что такое запись, поле?

В форме интерактивного тестирования выполнение работы на компьютерах 9_099 «Реляционные структуры данных» раздел «Тренировка».

Загрузить с локальной сети: «Сетевое окружение»- Work на Komputer1- 9 класс- папка «Базы данных» файл 9_099 загрузить с помощью программы Internet Explorer


  1. Итог урока. Рефлексия.

  1. – Повторим тему урока.

- Сформулируйте определение базы данных и информационной системы.

  1. Где в повседневной жизни встречаются базы данных, в г. Хабаровске и в Хабаровском крае?

  2. Выставление оценок учащимся.







  1. Домашнее задание :

  1. Читать параграф 10 стр.62-68, вопросы 1-12 ответить устно.

  2. Письменно выполнить задание №7

1. Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду, определив имя таблицы и название каждого поля: Оля, Петя, 13, пение, 14, баскетбол, Вася, Катя, 13, хоккей, баскетбол, футбол, 15, 11, Коля, 11, танцы, Сережа.




2. Заполнить пятью записями реляционную БД «Пациент», содержащую поля: фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер участка, адрес, дата последнего посещения врача и оформить ее в виде таблицы.


3. К каким типам данных относятся следующие значения:

1) 54.06 2) “abc” 3) ложь 4) -1.3 5) “123” 6) 15/06/96 ?

1)

2)

3)

4)

5)

6)




4. Таблица БД «Реки мира» содержит следующие поля: название, материк, длина (в км), максимальная глубина (в м), куда впадает, наличие водохранилищ (имеются или нет). Опишите тип и ширину каждого поля. Определите первичный ключ таблицы.




5. Придумать и описать структуру таблицы базы данных, которая содержит четыре поля различных типов: символьного, числового (целого или вещественного), дата, логического. Таблица должна содержать реальную информацию и иметь название.






6. В чём различие между фактографическими и документальными БД?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие базы данных и информационной системы

Автор: Обухов Денис Владимирович

Дата: 01.10.2020

Номер свидетельства: 558882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Понятие базы данных и информационной системы, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "poniatiie-bazy-dannykh-i-informatsionnoi-sistiemy-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103447"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402585766"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_poniatiie_bazy_dannykh_i_informatsionnoi_sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "400762"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489642970"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по теме:"Базы данных и системы управления базами данных." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bazy-dannykh-i-sistiemy-upravlieniia-bazami-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "126702"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415206482"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок информатики с применением проектно-исследовательской технологии "Создание базы данных" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-informatiki-s-primienieniiem-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-sozdaniie-bazy-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "185196"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426157919"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "введение в информационные системы "
    ["seo_title"] => string(39) "vviedieniie-v-informatsionnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "177130"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424585850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства