kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективы применения ИКТ в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка применения ИКТ в работе педагога. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективы применения ИКТ в образовательном процессе»

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)





Перспективы применения средств ИКТ в образовании

реферат для поступления

в магистратуру по направлению подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

Программа Цифровая среда образовательной организации

Подготовил(а) Кривошеина Елизавета Викторовна






Оценка за защиту реферата:


Члены экзаменационной комиссии:


« 22» июля 2021 г.







Сыктывкар – 2021



Оглавление

Введение 3

Что такое ИКТ. 4

Профессиональная ИКТ-компетентность педагога. 7

Методы и формы организации учебного процесса с применением ИКТ. 9

Заключение. 11

Список используемой литературы. 12





Введение

Один из основных способов модернизации системы образования – информатизация. Информационное общество меняется и развивается. И вызвано это развитием техники и технологий. Современное образование старается воспитать информационное общество, и для этого нужны новые программы и методы. Так, использование информационных технологий (ИТ) в образовании повышает передачу знаний не только между поколениями, а также между людьми.

Невозможно представить обучение без ИТ, так как они очень плотно связаны с нашей жизнью и всеми сферами общества. Во-первых, компьютер в учебном процессе выступает в роли «помощника», автоматизируя контроль, накопление и оценку знаний учащихся. Во-вторых, компьютер ведет к изменению содержания обучения, пересмотру форм и методов обучения.

Компетентность педагога, в связи с развитием цифровых технологий, а так же его способность решать профессиональные педагогические задачи, использовать ИКТ становятся главным компонентом его профессионализма. Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИКТ. Он должен грамотно строить ход урока, используя данные технологии, повышать свою ИКТ-компетентность.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку в современном образовании обойтись без информационных технологий[6]. ИТ выводят систему обучения на более высокий уровень и способствуют формированию у учеников навыков в области информатики. Основной задачей использования информационных технологий становится воспитание и подготовка подрастающего поколения, которое, благодаря новым навыкам, может способствовать развитию итак постоянно меняющегося общества.

Что такое ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей [3].

Повсеместная компьютеризация всех сфер жизни человека требует от него умение применять ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС), ИКТ используются в образования для достижения следующих умений:

  1. Вместе с традиционным письмом школьник должен владеть компьютерным набором текста;

  2. В дополнении к традиционному учебнику использовать гаджеты и интернет для изучения предметов;

  3. Использовать автоматизированные системы по изучению традиционных предметов;

  4. Развивать навыки общения с помощью коммуникативно-сетевых служб.

Всем школьникам знакомо понятие
ИКТ. Ведь на уроках используется интернет, интерактивные доски, видео-уроки, электронные учебники. Все это отвечает требованиям Министерства образования по использованию ИКТ в школах.

ИКТ можно классифицировать по разным параметрам. В основе могут лежать педагогические задачи, функции педагогического процесса, тип информации, а также форма применения в учебном процессе и форма взаимодействия с учащимися.

Чаще всего ИКТ используется на уроках в виде помощи в организации урока: интерактивные презентации, видео-уроки или их фрагменты, электронные ресурсы для комплексной проверки усвоения материала (тесты, опросники). Некоторые педагоги посредством онлайн площадок задают домашнее задание на сторонних ресурсах, но это так же тесты, сборники задач и т.д.

Между тем, использование ИКТ в образовании носит в себе более глубокий смысл. В рамках классического урока передача информации школьникам сводится к определению темы, основных понятий и закрепления материала. Если к этому подключить ИКТ, то можно внедрить в уроки научно-исследовательскую деятельность. Таким образом, учащиеся научатся искать информацию самостоятельно, учитель же будет путеводителем и наставником в систематизации полученных знаний[8].

Среди огромного количества доступных инструментов можно выделить следующие группы, подробно представленные на рисунке 1:

  1. Изучение и использование информации из интернета: онлайн учебники, справочники и словари, образовательные сайты, специальные программы для применения практических навыков и т. д.

  2. Интерактивная подача и хранение информации: транслирование видео-уроков для разностороннего изучения темы, презентации, быстрое распространение материала между школьниками с помощью дистанционных площадок.

  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: конференции, форумы, чаты, вебинары, электронная почта и т. д.

Эти инструменты позволяют не только мгновенно распространять информацию между школьниками, но и поддерживать непрерывную связь между учениками и учителями, а в настоящее время это очень важно для педагогики[1]. Так же данные инструменты могут помочь выработать устойчивую мотивацию, научат быстро и качественно овладевать учебным материалом, повысят эффективность учебного процесса и интерес учащихся к нему.

Рисунок 1












Профессиональная ИКТ-компетентность педагога.

Российская школа, наряду с другими профессиональными сферами, довольно быстро становится цифровой. Большая часть педагогов используют ИКТ в подготовке уроков в неполном объеме. Зачастую это использование проекторов для дублирования устной информации, раздаточный материал для проверки усвояемости материала.

В некоторых регионах вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное внедрение образовательного процесса в информационную среду. ФГОС для всех ступеней среднего общего образования требует от учителей профессиональную ИКТ-компетентность. Что это такое?

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно[10].

Данное определение носит достаточно широкий смысл, охватывающий все профессиональные сферы жизни. В ИКТ-компетентность педагога входят такие компоненты как:

  1. Общепользовательский компонент (владение ПК и прочей офисной техникой, видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире, поиск в интернете и базах данных, и т.д.);

  2. Общепедагогический компонент (грамотное построение хода урока, соответствующее целям образования, подготовка и проведение выступлений, использование научно-исследовательской деятельности и т.д.);

  3. Предметно-педагогический компонент (для каждого предмета использование различных программ, позволяющих автоматизировать умения в исследованиях, вычислениях и построениях).

Современный педагог должен уметь искать, применять, анализировать и преобразовывать информацию; уметь сотрудничать с коллегами, учениками, родителями; быть самоорганизованным, т.е. достигать поставленных целей; постоянно повышать свою квалификацию и заниматься самообразованием. Для того чтобы соответствовать стандартам и применять ИКТ в своей профессиональной деятельности педагог должен этими технологиями владеть в совершенстве. Исходя из этого, повышение ИКТ-компетентности педагога – это одна из важнейших задач в системе образования.

Таким образом, педагог должен не просто применять ИКТ в своей профессиональной деятельности, а учитывать их положительные свойства, разнообразить их использование[5]. Если использовать средства ИКТ правильно и грамотно, как новые формы обучения, то можно решить важные дидактические задачи:

  1. Вывести процесс обучения на новый уровень;

  2. Повысить самостоятельную работу ученика, его самоподготовку;

  3. Свести процесс обучения к исследовательской научной деятельности;

  4. Повысить мотивацию учащегося;

  5. Сделать процесс обучения гибким и непрерывным;

  6. Использовать для закрепления пройденного материала;

  7. Проводить уроки в игровой форме, для повышения усвояемости;

  8. Использовать реальное оборудования для исследовательской деятельности.



Методы и формы организации учебного процесса с применением ИКТ.
  1. Метод информационного ресурса.

  2. Метод проектов.

  3. Дидактическая/деловая игра.

Все эти методы направлены на повышение навыков использования ИКТ учащимися, как на уроках, так и при подготовке домашнего задания.

Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе:

  1. Мобильный или компьютерный класс;

  2. рабочий компьютер учителя с подключенным проектором или интерактивной доской;

  3. компьютер в школьной библиотеке;

  4. от одного до пяти компьютеров в классе;

  5. компьютер дома у ученика.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но радикально изменит преподавание в целом. Использование ИКТ расширяет возможности учителя, помогает решать те задачи, которые были бы неразрешимы без него[4]:

  1. Максимальная работа с каждым учеником;

  2. Устранение пробелов, вызванных пропущенными уроками;

  3. Компьютер является хранилищем результатов творческой работы учителя: интересных заданий и упражнений, отсутствующих в стандартных учебниках и ценных для других учителей;

  4. и т.д.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном направлено на развитие самостоятельности, воображения, логики и критического мышления. И учащиеся, и их родители заинтересованы и приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится творческим, а не скучным и однообразным. При помощи ИКТ можно сильно разнообразить уроки, разорвать барьер между учителем и учеником, сделать их союзниками в достижении общей цели.

Бесспорно, информационные технологии оказывают положительные изменения в процессе обучения и воспитания ученика, поскольку изменяют как методы обучения, так и систему передачи знаний. Таким образом, использование ИКТ в образовании помимо воздействия на образовательные технологии вводят в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования[1].

Заключение.

Использование ИКТ оправдано, поскольку позволяет пробудить интерес в учащихся, детям из малообеспеченных семей повысить качество обучения, также повышает профессиональный уровень учителя, все участники образовательного процесса переходят на другой уровень общения, преодолевая барьер. Помимо вышеперечисленного, использование средств информационных технологий помогает достичь нового уровня образования. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; — в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины интернет, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников[2]. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Список используемой литературы.

1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.

3. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря2010 г. № 1897(ред.31.12.2015))

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2017. – 188с.

7. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные технологии: учеб. пособие / И.В. Трйнев. – М.: Корпорация Дашков и Ко, 2015. – 210с.

8. Кораблев А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе Школа / А.А. Кораблев. – 2015. – №2. – 37-39с.

9. Ковшова Н.П. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках / Н.П. Ковшова. – 2014. – 232с.

10. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании – М.: 2015. – 284с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Перспективы применения ИКТ в образовательном процессе

Автор: Кривошеина Елизавета Викторовна

Дата: 28.08.2021

Номер свидетельства: 585962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Создание информационно-образовательной среды в образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(82) "sozdaniie-informatsionno-obrazovatiel-noi-sriedy-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "139352"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417702049"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства