Тема: Отображение множеств
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «отображение множеств» в практической деятельности.
Задачи урока:
образовательная: научить учащихся устанавливать соответствие между элементами двух множеств;
развивающая: способствовать развитию у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ посредством выполнения заданий;
воспитательная: воспитание самостоятельности при выполнении практических упражнений.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с заданиями.
Методы обучения и воспитания: словесный (беседа), наглядный (демонстрация презентации), практический (метод упражнений), самостоятельная работа с книгой.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин)
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Актуализация знаний. (4 мин)
Вспомните, что называется множеством? (Объединение предметов (элементов) на основе каких-то общих свойств или признаков.),(Слайд 2)
Как называются предметы, которые входят, в какое- либо множество? (Элементы)
Что значит определить множество? (Значит для любого объекта уметь ответить на вопрос: принадлежит он данному множеству или не принадлежит.)
А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется: "Рыба, птица, зверь". Я задаю вам множество, а ученик, называет элемент данного множества: Рыба (предполагаемые ответы детей: щука, окунь и т.д.)
Птица (предполагаемые ответы детей: ласточка, сова и т.д.)
Зверь (предполагаемые ответы детей: волк, медведь и т.д.) Кого больше рыб или акул? Почему? Кого меньше птиц или ласточек? Почему?
Отгадайте загадку.
Бела баба успевает
Весь свет одевает. (Зима)
Какие слова у вас ассоциируются с отгадкой? (Ученики называют слова: снег, метель, горка и т.д.) В какие игры играют зимой? (Хоккей, снежки и т.д.)
Из приведенного списка назовите какое слово будет множеством, а какие элементом множества.
А сейчас давайте возьмём мысленно санки и отправимся на прогулку.
3. Мотивационный этап. (2 мин)
Выполнение задания с.14 № 31.Раздайте детям санки, дорисуйте верёвочки от санок к детям.
Ребята, посмотрите, как выполнено задание на доске. Вы согласны?
То, что мы выполняли с вами практически, можно нарисовать в схеме и это будет «Отображением множеств». (Слайд 3)
Рассмотрите схему.
Что обозначают точки в кружочке слева? Почему справа тоже 3 точки? Что обозначают данные стрелки? Какое множество больше санок или детей? Какое соответствие между элементами 2-х множеств вы заметили?
Вывод: Каждому элементу одного множества соответствует элемент другого множества.
Итак, благодаря тому, что правильно научитесь отображать множество и находить соответствие между элементами дети на картинке смогут успешно каждый со своими санками погулять.
4. Объяснение нового материала. (17 мин)
Вы не замерзли, пока катались? (Слайд 4)
А вот рядом с горкой в лесу живут лесные жители. А зверюшки озябли, холодно им в лесу. У них нет своего жилья, давайте расселим их по домикам. (На доске зверюшки: лиса, белка, три зайца и 3 домика) Всем хочется жить в домике, никого нельзя оставить на улице. Давайте им поможем. Чтобы легче им было заселиться, нарисуем к каждому домику - дорожку. (Выслушиваем варианты детей, при необходимости дополняем их вопросами)
Кто будет жить в первом домике?
Кого заселим во втором домик?
Можно к лисе подселить зайчат? Почему?
Кто будет жить в третьем домике? А теперь попробуйте отобразить это на схеме самостоятельно. (Учащиеся у доски выполняют задание).
Что вы можете сказать о соответствии между элементами двух множеств?
Вывод: Не каждому элементу одного множества, соответствует элемент другого множества.
Посмотрите внимательно на рисунок в РТс.15 № 33.Вороны не стали ждать, когда мы их расселим в домики, а сами выбрали удобное местечко на деревьях. Рассмотрите внимательно и отобразите на схеме, как расселились вороны.
Проверка: Посмотрите, как выполнила это задание я. (Схема на доске). Правильно я сделала? Что вы можете сказать о соответствии между элементами двух множеств? (Слайд 5)
Вывод: Не каждому элементу одного множества, соответствует элемент другого множества.
Таким образом, мы научились находить соответствие между элементами.
Все очень хорошо справились с заданиями, горжусь вами!
5. Физминутка. (2 мин)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Дети поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого, одновременно на обеих руках. На последней строке – сжимают все пальцы вместе).
Элементы, какого множества вы называли? (Семья) Перечислите эти элементы. (Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я).
6. Закрепление изученного материала. (10 мин)
Мы с вами учились отображать элементы множеств на схеме, а сейчас, рассмотрите внимательно схему с.15 № 34. Пользуясь схемой, раздайте детям воздушные шарики.
(Работу выполняют самостоятельно в тетрадях). (Слайд 8)
Проверка: Сколько шариков получил каждый ребенок?
Какое соответствие между элементами 2-х множеств?
А теперь, после игры с шариками Таня с Сашей отправились в библиотеку.0ни очень любят читать. Как говорится в пословице: “Делу время, а потехе - час”. Рассмотрите внимательно рисунок на стр.16. Отобразите на схеме данные элементы множеств и покажите их соответствие (самостоятельно работают в тетрадях).
Сколько книг может взять каждый ученик? У кого такое отображение? Какие могут быть еще варианты?
Варианты ответов:
Таня- 1, Саша-4;
Таня-2, Саша-3;
Таня-3, Саша-2;
Таня-4, Саша-1.
Здесь соответствие? (Ученики могут взять любую книгу, соответствие неважно).
А сейчас каждая группа подготовит свой проект истории к данным схемам.
-1-я группа: Придумать историю к схеме. (Схема на листе)
-2-я группа: Придумать свою историю к схеме. (Схема на листе)
-3-я группа: Нарисовать любую схему и придумать к ней свою историю.
Представитель от каждой группы защищает свой проект и называет соответствие между элементами двух множеств. (Остальные учащиеся добавляют, выражают своё мнение о предложенных вариантах.)
7. Подведение итогов. (1 мин)
Давайте подведем итоги. Что мы сегодня учились делать? (Отображать одно множество на другое. Учились строить схемы) Множества могут состоять из разного количества элементов? При этом множества должны быть одинаковыми?
Вы сегодня очень хорошо поработали, давайте запишем домашнее задание.
9. Домашнее задание. (1 мин)
Выполнить задание № 39 (Нарисовать любую схему и придумать к ней свою историю), №40. (Слайд 7)
10. Рефлексия. (1 мин)
Давайте ответим на вопросы:
Что вы узнали нового? Чему научились? Что вам понравилось на уроке?
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы. До свидания!
Критерии оценивания учащихся:
Готовность учащихся к уроку (1б);
Активность учащихся на уроке (за каждый правильный ответ по баллу);
Решение практических заданий (правильное выполнение - (1б);
Дисциплинированность - (1б).
Дополнительное задание: распределите капусту между козлятами и изобразите графически. (Слайд 8)