kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Относительные, абсо-лютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме «Отно-сительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку  урока  можно использовать при изучении темы: "Кодирование и обработка числовой информации" в 9 классе по программе Н.Д Угриновича. Данная  разработка урока содержит конспект урока, презентацию, практические работы и дополнительные практические задания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»





Тема урока: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».



Цель урока: Научить технологии работы с относительными, абсолютными и смешанными ссылками.

Образовательная:

  1. Продолжить формирование навыков работы в электронных таблицах.

  2. Повторить понятия: электронная таблица, ячейка.

  3. Познакомить с относительной, абсолютной и смешанной адресацией.

  4. Формировать умение использовать относительные, абсолютные и смешанные ссылки при решении задач.

Развивающая:

  1. Продолжить формирование логического мышления через совершенствование навыков применения табличного процессора для использования относительных, абсолютных и смешанных ссылок.

  2. Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером.

Воспитательная:

  1. Продолжить развитие культуры речи через пояснения последовательности работы на компьютере.

  2. Развивать умения работать в парах и группах (доброжелательное отношение).

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (практическая работа, памятка, дополнительные задания в формате ОГЭ).

  2. Проектор, экран, компьютеры.


Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: объяснение, практическая работа.

ПЛАН УРОКА.

Этапы урока.

Приёмы и методы.

Время в минутах.

Организационный момент.

Слово учителя.

2 мин

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

8 мин

Изучение нового материала

(компьютерная презентация по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки).

Объяснение.

10 мин

Закрепление пройденного материала.

Практическая работа.

20 мин

Подведение итогов, выставление оценок.

4 мин

Домашнее задание

1 мин



Ход урока:

1. Организационный момент.

Эпиграфом к нашему уроку являются высказывания Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

Тема нашего урока «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Запишем дату и тему урока в тетрадь. На сегодняшнем уроке мы продолжим формировать навыки работы в электронных таблицах. Чтобы приступить к работе, необходимо повторить пройденный материал.

  1. Актуализация знаний.

Класс поделен на 3 группы. Каждой группе предложены вопросы, на которые ученики должны ответить.

  1. Задания для 1 Группы.

  1. С какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни?

(Таблица умножения, таблица Менделеева, прайс-лист, расписание уроков, классный журнал, дневник и т.д.)

  1. Для чего была создана компьютерная программа – Электронные таблицы.

(Чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, создана компьютерная программа – Электронные таблицы.

  1. Перечислите название основных элементов окна MS Excel. (Демонстрация на экране).

(1 – строка заголовка).

(2 – строка меню).

(3 – панели инструментов).

(4 – строка формул).

(5 – поле имён).

(6 – рабочее поле).

(7 – строка состояния).

  1. Задания для 2 группы.

  1. Что такое ячейка?

(На пересечении столбца и строки располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. В активную ячейку, в которой находится курсор, можно вводить текст или числа.



  1. Какое имя используется для адресации ячейки?

(Для обозначения имени ячейки используется имя столбца и номер строки).

  1. С помощью чего производятся вычисления в электронных таблицах? (Демонстрация на экране).

(Вычисления в таблицах производятся с помощью формул. Демонстрация на экране).

Ввод формул:

    • всегда начинать ввод формул со знака =.

    • составлять формулы, используя адреса ячеек и операторы.

    • ввод формулы завершать щелчком нажатием клавиши Enter.

  1. Задания для 3 группы.

  1. Что называется документом, созданным в табличном процессоре Excel?

(Документом, т. е. объектом обработки Excel является файл с произвольным именем и расширением xls. В терминах Excel такой файл называется рабочей книгой).

  1. Какими типами данных может оперировать электронная таблица?

В MS Excel данные бывают нескольких типов. Основными являются число, текст, дата.

  1. Какие действия нужно совершить, чтобы изменить формат данных?

(Демонстрация на экране).

Для изменения формата данных необходимо:

  • установить табличный курсор в нужную ячейку;

  • 1 раз нажать правой кнопкой мыши в появившемся контекстном меню выбрать Формат ячеек;

  • на вкладке Число выбрать необходимый формат, изменить некоторые параметры (если нужно) и нажать на кнопку OK.

  1. Изучение нового материала.

В классе есть учащиеся, которые подготовили домашнее задание по новой теме. Данные ученики будут являться моими помощниками на уроке и консультантами для учащихся во время практической работы.

Ученица: Уразова Карина рассказывает об относительных ссылках и проводит инструктаж к практической работе.


Относительная ссылка.



Относительная ссылка – ссылка на ячейку, изменяющаяся при копировании, например A1.

Работа с относительными ссылками.

  1. В ячейку A1 внесите нужные данные. Для копирования наведите указатель мыши в правый нижний угол ячейки и переместите на те ячейки, в которые надо копировать.

  2. Аналогичным образом заполняем столбец B = появляется значок Параметры автозаполнения = Нажимаем на стрелочку и выбираем заполнить.

  3. Заполняем столбец С. Ставим знак =. Выделяем ячейку A1 ставим умножить, выделяем ячейку B1 и нажимам клавишу Enter. Наводим указатель мыши в правый нижний угол ячейки С1 и перемещаем на те ячейки, в которые надо копировать.



  1. Закрепление пройденного материала.



Практическая работа.


На первом листе ЭТ напишите таблицу умножения от 2 до 5.

Копирование.

В одну из ячеек таблицы внесите нужные данные или формулу. Для копирования наведите указатель мыши в правый нижний угол ячейки и переместите на те ячейки, в которые надо копировать.


Учащиеся, которые выполнят практическую работу раньше могут приступить к выполнению дополнительных заданий в формате ОГЭ.

Дополнительные задания.

Относительные ссылки.

По данным электронной таблицы определите значение ячейки А1.


A

B

C

1

=C1*2-B1

=C1*3-1

4

  1. -3

  2. 11

  3. -12

  4. 4

Ответ: 1

Абсолютные ссылки.




A

B

C

1

1

2

=$B$1

2

3

4




Чему будет равно значение (результат вычисления формулы) ячейки С2, если в неё скопировать ячейку С1?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

Ответ: 2

Смешанные ссылки.




A

B

C

1

7

3

=2*A1-B$2

2

2

5




Чему будет равно значение (результат вычисления формулы) ячейки С2, если в неё скопировать ячейку С1?

  1. 1

  2. 11

  3. 19

  4. -1

Ответ: 4

Ученик: Ванюков Сергей рассказывает об абсолютных ссылках и объясняет выполнение практической работы.

Абсолютная ссылка.

Абсолютная ссылка – ссылка на ячейку, не изменяющаяся при копировании. Чтобы создать абсолютную ссылку нужно перед именем столбца и строки поставить знак $.

Например: $A$1.

Работа с абсолютными ссылками.

  1. Столбцы А и В заполнить по образцу.

  2. Заполняем столбец С. Ставим знак =. Выделяем ячейку B3 ставим умножить, прописываем значок $ и название столбца B прописываем значок $ и ставим цифру1 нажимам клавишу Enter.

  3. Наводим указатель мыши в правый нижний угол ячейки С3 и перемещаем на те ячейки, в которые надо копировать.


Практическая работа.


На втором листе ЭТ требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путёвок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях.





Ученица: Горшкова Анастасия рассказывает об относительных ссылках и проводит инструктаж к практической работе.



Смешанная ссылка.



Смешанная ссылка ссылка лишь частично абсолютная, например $A1.



Работа со смешанными ссылками.



На третьем листе ЭТ создайте таблицу по образцу.






A

B

C

1

2

1

4

2

3

5

=С$1*$B1+C1

3

=A$1*$B2+A2





Ячейку А3 скопировали в ячейку С2. Какое числовое значение получили в С2?

Решение.

Формула =A$1*$B2+A2, содержащаяся в ячейке А3 содержит смешанные ссылки. Ячейка С2 расположена относительно ячейки А3 на две позиции правее и на одну строку выше. Следовательно, при копировании ячейки А3 в ячейку С2 незафиксированные в формуле обозначения столбцов (перед которыми не стоит символ $) будут смещены на две позиции правее, а номера незафиксированных строк уменьшается на 1. Поэтому в ячейке С2 в результате копирования получим формулу =С$1*$B1+C1. Подставляя в эту формулу значения соответствующих ячеек, получим 8.

Учащимся раздаются памятки с определениями относительных, абсолютных и смешанных ссылок, которые они дома приклеят в тетрадь.

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

Итак, чем мы сегодня занимались на уроке? (Работали с относительными, абсолютными и смешанными ссылками).

Что такое относительная ссылка?



(Относительная ссылка ссылка на ячейку, изменяющаяся при копировании.

Приведите пример относительной ссылки.

(Например A1, C4, F5).



Что вы понимаете под абсолютной ссылкой?

(Абсолютная ссылка – ссылка на ячейку, не изменяющаяся при копировании.

Какие действия нужно совершить чтобы создать абсолютную ссылку?

(Чтобы создать абсолютную ссылку нужно перед именем столбца и строки поставить знак $).

Что такое смешанная ссылка?

(Смешанная ссылка ссылка лишь частично абсолютная, например $A1).

В чем особенность смешанной ссылки?

(Записывается с символом $ только перед буквенной частью. Записывается с символом $ только перед числовой частью).

Каждый учащийся оценивает собственную деятельность на уроке. (Оценочная таблица на слайде).

Объявление домашнего задания.






















Просмотр содержимого презентации
«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.         Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Относительные  Абсолютные  Смешанные

Относительные

Абсолютные

Смешанные

Относительная ссылка –  ссылка на ячейку, изменяющаяся при копировании, например A1.  

Относительная ссылка – ссылка на ячейку, изменяющаяся при копировании, например A1.

 

Абсолютная ссылка – ссылка на ячейку, не изменяющаяся при копировании. Чтобы создать абсолютную ссылку нужно перед именем столбца и строки поставить знак $. Например: $C$4

Абсолютная ссылка – ссылка на ячейку, не изменяющаяся при копировании.

Чтобы создать абсолютную ссылку нужно перед именем столбца и строки поставить знак $.

Например: $C$4

Как вычислить цену в рублях за монитор? Как вычислить цену в рублях за клавиатуру? Что общего в этих формулах?

Как вычислить цену в рублях за монитор?

Как вычислить цену в рублях за клавиатуру?

Что общего в этих формулах?

На втором листе ЭТ требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путёвок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях.

На втором листе ЭТ требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путёвок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях.

Смешанная ссылка – ссылка лишь частично абсолютная, например $ A 1.

Смешанная ссылка – ссылка лишь частично абсолютная, например $ A 1.

Записывается с символом  $ Записывается с символом  $  только перед буквенной частью  только перед числовой частью Смешанные ссылки

Записывается с символом $

Записывается с символом $

только перед буквенной частью

только перед числовой частью

Смешанные ссылки

На третьем листе ЭТ создайте таблицу по образцу .      A 1 2 B 2 3 C 1 3 = A $1*$ B 2+ A 2 4 5       Ячейку А3 скопировали в ячейку С2. Какое числовое значение получили в С2?

На третьем листе ЭТ создайте таблицу по образцу .

 

 

A

1

2

B

2

3

C

1

3

= A $1*$ B 2+ A 2

4

5

 

 

 

Ячейку А3 скопировали в ячейку С2. Какое числовое значение получили в С2?

Ф. И ученика  Ф. И ученика  Оценка учащихся Относительные ссылки Оценка учащихся Относительные ссылки Абсолютные ссылки Абсолютные ссылки Смешанные ссылки Смешанные ссылки Итоговая оценка Итоговая оценка

Ф. И ученика

Ф. И ученика

Оценка учащихся

Относительные ссылки

Оценка учащихся

Относительные ссылки

Абсолютные ссылки

Абсолютные ссылки

Смешанные ссылки

Смешанные ссылки

Итоговая оценка

Итоговая оценка

В тетради составить пример таблиц, использующие относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

В тетради составить пример таблиц, использующие относительные, абсолютные и смешанные ссылки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Велькина Юлия Гильфановна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок на тему "Относительные и абсолютные ссылки в Excel""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_na_tiemu_otnositiel_nyie_i_absoliutnyie_ssylki_v_excel"
    ["file_id"] => string(6) "459382"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519537317"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Адресация ячеек" Разработка урока "
    ["seo_title"] => string(39) "adriesatsiia-iachieiek-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "172294"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423805201"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Повторение темы Ссылки в электронных таблицах "
    ["seo_title"] => string(52) "povtorieniie-tiemy-ssylki-v-eliektronnykh-tablitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "121335"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413944333"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Образовательная программа по предмету Информатика и ИКТ Класс 9 "
    ["seo_title"] => string(68) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-priedmietu-informatika-i-ikt-klass-9"
    ["file_id"] => string(6) "126094"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415113420"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства