Тема урока: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Цель урока: Научить технологии работы с относительными, абсолютными и смешанными ссылками.
Образовательная:
Продолжить формирование навыков работы в электронных таблицах.
Повторить понятия: электронная таблица, ячейка.
Познакомить с относительной, абсолютной и смешанной адресацией.
Формировать умение использовать относительные, абсолютные и смешанные ссылки при решении задач.
Развивающая:
Продолжить формирование логического мышления через совершенствование навыков применения табличного процессора для использования относительных, абсолютных и смешанных ссылок.
Развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером.
Воспитательная:
Продолжить развитие культуры речи через пояснения последовательности работы на компьютере.
Развивать умения работать в парах и группах (доброжелательное отношение).
Оборудование:
Раздаточный материал (практическая работа, памятка, дополнительные задания в формате ОГЭ).
Проектор, экран, компьютеры.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: объяснение, практическая работа.
ПЛАН УРОКА.
Этапы урока. | Приёмы и методы. | Время в минутах. |
Организационный момент. | Слово учителя. | 2 мин |
Актуализация знаний. | Фронтальный опрос. | 8 мин |
Изучение нового материала (компьютерная презентация по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки). | Объяснение. | 10 мин |
Закрепление пройденного материала. | Практическая работа. | 20 мин |
Подведение итогов, выставление оценок. | 4 мин |
Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку являются высказывания Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
Тема нашего урока «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Запишем дату и тему урока в тетрадь. На сегодняшнем уроке мы продолжим формировать навыки работы в электронных таблицах. Чтобы приступить к работе, необходимо повторить пройденный материал.
Актуализация знаний.
Класс поделен на 3 группы. Каждой группе предложены вопросы, на которые ученики должны ответить.
Задания для 1 Группы.
С какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни?
(Таблица умножения, таблица Менделеева, прайс-лист, расписание уроков, классный журнал, дневник и т.д.)
Для чего была создана компьютерная программа – Электронные таблицы.
(Чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, создана компьютерная программа – Электронные таблицы.
Перечислите название основных элементов окна MS Excel. (Демонстрация на экране).
(1 – строка заголовка).
(2 – строка меню).
(3 – панели инструментов).
(4 – строка формул).
(5 – поле имён).
(6 – рабочее поле).
(7 – строка состояния).
Задания для 2 группы.
Что такое ячейка?
(На пересечении столбца и строки располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. В активную ячейку, в которой находится курсор, можно вводить текст или числа.
Какое имя используется для адресации ячейки?
(Для обозначения имени ячейки используется имя столбца и номер строки).
С помощью чего производятся вычисления в электронных таблицах? (Демонстрация на экране).
(Вычисления в таблицах производятся с помощью формул. Демонстрация на экране).
Ввод формул:
всегда начинать ввод формул со знака =.
составлять формулы, используя адреса ячеек и операторы.
ввод формулы завершать щелчком нажатием клавиши Enter.
Задания для 3 группы.
Что называется документом, созданным в табличном процессоре Excel?
(Документом, т. е. объектом обработки Excel является файл с произвольным именем и расширением xls. В терминах Excel такой файл называется рабочей книгой).
Какими типами данных может оперировать электронная таблица?
В MS Excel данные бывают нескольких типов. Основными являются число, текст, дата.
Какие действия нужно совершить, чтобы изменить формат данных?
(Демонстрация на экране).
Для изменения формата данных необходимо:
установить табличный курсор в нужную ячейку;
1 раз нажать правой кнопкой мыши в появившемся контекстном меню выбрать Формат ячеек;
на вкладке Число выбрать необходимый формат, изменить некоторые параметры (если нужно) и нажать на кнопку OK.
Изучение нового материала.
В классе есть учащиеся, которые подготовили домашнее задание по новой теме. Данные ученики будут являться моими помощниками на уроке и консультантами для учащихся во время практической работы.
Ученица: Уразова Карина рассказывает об относительных ссылках и проводит инструктаж к практической работе.
Относительная ссылка.
Относительная ссылка – ссылка на ячейку, изменяющаяся при копировании, например A1.
Работа с относительными ссылками.
В ячейку A1 внесите нужные данные. Для копирования наведите указатель мыши в правый нижний угол ячейки и переместите на те ячейки, в которые надо копировать.
Аналогичным образом заполняем столбец B = появляется значок Параметры автозаполнения = Нажимаем на стрелочку и выбираем заполнить.
Заполняем столбец С. Ставим знак =. Выделяем ячейку A1 ставим умножить, выделяем ячейку B1 и нажимам клавишу Enter. Наводим указатель мыши в правый нижний угол ячейки С1 и перемещаем на те ячейки, в которые надо копировать.
Закрепление пройденного материала.
Практическая работа.
На первом листе ЭТ напишите таблицу умножения от 2 до 5.
Копирование.
В одну из ячеек таблицы внесите нужные данные или формулу. Для копирования наведите указатель мыши в правый нижний угол ячейки и переместите на те ячейки, в которые надо копировать.
Учащиеся, которые выполнят практическую работу раньше могут приступить к выполнению дополнительных заданий в формате ОГЭ.
Дополнительные задания.
Относительные ссылки.
По данным электронной таблицы определите значение ячейки А1.
| A | B | C |
1 | =C1*2-B1 | =C1*3-1 | 4 |
-3
11
-12
4
Ответ: 1
Абсолютные ссылки.
Чему будет равно значение (результат вычисления формулы) ячейки С2, если в неё скопировать ячейку С1?
1
2
3
4
Ответ: 2
Смешанные ссылки.
| A | B | C |
1 | 7 | 3 | =2*A1-B$2 |
2 | 2 | 5 | |
Чему будет равно значение (результат вычисления формулы) ячейки С2, если в неё скопировать ячейку С1?
1
11
19
-1
Ответ: 4
Ученик: Ванюков Сергей рассказывает об абсолютных ссылках и объясняет выполнение практической работы.
Абсолютная ссылка.
Абсолютная ссылка – ссылка на ячейку, не изменяющаяся при копировании. Чтобы создать абсолютную ссылку нужно перед именем столбца и строки поставить знак $.
Например: $A$1.
Работа с абсолютными ссылками.
Столбцы А и В заполнить по образцу.
Заполняем столбец С. Ставим знак =. Выделяем ячейку B3 ставим умножить, прописываем значок $ и название столбца B прописываем значок $ и ставим цифру1 нажимам клавишу Enter.
Наводим указатель мыши в правый нижний угол ячейки С3 и перемещаем на те ячейки, в которые надо копировать.
Практическая работа.
На втором листе ЭТ требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путёвок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях.
Ученица: Горшкова Анастасия рассказывает об относительных ссылках и проводит инструктаж к практической работе.
Смешанная ссылка.
Смешанная ссылка – ссылка лишь частично абсолютная, например $A1.
Работа со смешанными ссылками.
На третьем листе ЭТ создайте таблицу по образцу.
| A | B | C |
1 | 2 | 1 | 4 |
2 | 3 | 5 | =С$1*$B1+C1 |
3 | =A$1*$B2+A2 | | |
Ячейку А3 скопировали в ячейку С2. Какое числовое значение получили в С2?
Решение.
Формула =A$1*$B2+A2, содержащаяся в ячейке А3 содержит смешанные ссылки. Ячейка С2 расположена относительно ячейки А3 на две позиции правее и на одну строку выше. Следовательно, при копировании ячейки А3 в ячейку С2 незафиксированные в формуле обозначения столбцов (перед которыми не стоит символ $) будут смещены на две позиции правее, а номера незафиксированных строк уменьшается на 1. Поэтому в ячейке С2 в результате копирования получим формулу =С$1*$B1+C1. Подставляя в эту формулу значения соответствующих ячеек, получим 8.
Учащимся раздаются памятки с определениями относительных, абсолютных и смешанных ссылок, которые они дома приклеят в тетрадь.
Подведение итогов, выставление оценок.
Итак, чем мы сегодня занимались на уроке? (Работали с относительными, абсолютными и смешанными ссылками).
Что такое относительная ссылка?
(Относительная ссылка – ссылка на ячейку, изменяющаяся при копировании.
Приведите пример относительной ссылки.
(Например A1, C4, F5).
Что вы понимаете под абсолютной ссылкой?
(Абсолютная ссылка – ссылка на ячейку, не изменяющаяся при копировании.
Какие действия нужно совершить чтобы создать абсолютную ссылку?
(Чтобы создать абсолютную ссылку нужно перед именем столбца и строки поставить знак $).
Что такое смешанная ссылка?
(Смешанная ссылка – ссылка лишь частично абсолютная, например $A1).
В чем особенность смешанной ссылки?
(Записывается с символом $ только перед буквенной частью. Записывается с символом $ только перед числовой частью).
Каждый учащийся оценивает собственную деятельность на уроке. (Оценочная таблица на слайде).
Объявление домашнего задания.