kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные понятия и угрозы информационной безопасности. Методы и средства защиты информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по УД "Информатика". Тема Основные понятия и угрозы информационной безопасности. Методы и средства защиты информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия и угрозы информационной безопасности. Методы и средства защиты информации.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Учебная дисциплина: Информатика


Урок № 29

Тема урока: Основные понятия и угрозы информационной безопасности. Методы и средства защиты информации.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель урока: формирование представления об основных понятиях и угрозах информационной безопасности, методах и средствах защиты информации.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • познакомить с понятием информационной безопасности;

  • рассмотреть различные угрозы информационной безопасности;

  • изучить методы и средства защиты информации.

Развивающие задачи:

  • совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;

Воспитательные задачи:

    • воспитывать ответственность за свои действия.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Литература: Прохорский, Г.В. Информатика: учебное пособие / Прохорский Г.В. — Москва: КноРус, 2020. — 240 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07612-5. — URL: https://book.ru/book/936152. — Текст: электронный.


План урока:

1) Организационный этап (1 мин).

2) Актуализация знаний (5 мин).

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (6 мин).

4) Первичное усвоение новых знаний (33 мин).

5) Первичная проверка понимания (30 мин).

6) Первичное закрепление (10 мин).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин).

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин).




Ход урока


Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.


Актуализация знаний

Слайд 1.

С целью актуализации знаний я предлагаю вам разгадать ребусы.



Ответы: 1. Вирус 2. Интернет 3. Компьютер 4. Безопасность.

А теперь постарайтесь объяснить связь этих слов.

Ответ: Информационная безопасность.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2.

Тема урока: Основные понятия и угрозы информационной безопасности. Методы и средства защиты информации.

Слайд 3.

Цель урока: формирование представления об основных понятиях и угрозах информационной безопасности, методах и средствах защиты информации.

Предлагаю, просмотреть небольшое видео, посвященное проблеме информационной безопасности.

Ссылка на видео: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7323/main/250824/

Время 0:23-2:46


Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 4. Запишем в тетрадь

Информационная безопасность – состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность реализуется как процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность – это обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность – это обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Доступность – это обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Безопасность информации – состояние защищенности данных, при котором обеспечиваются их конфиденциальность, доступность и целостность.

Нарушение каждой из трех категорий приводит к нарушению информационной безопасности в целом. Так, нарушение доступности приводит к отказу в доступе к информации, нарушение целостности приводит к фальсификации информации и, наконец, нарушение конфиденциальности приводит к раскрытию информации.


Слайд 5. Запишем в тетрадь

5 декабря 2016 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации, утверждающий новую Доктрину информационной безопасности, заменившую документ, действовавший в России с 2000 г.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации – документ, представляющий собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

Среди новых положений Доктрины выделяются следующие:

  • «развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности»;

  • «содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве».


Слайды 6,7,8,9,10. Запишем в тетрадь

Вопросы обеспечения информационной безопасности при использовании информационных технологий и систем регламентируются основополагающим Федеральным законом РФ № 149 ФЗ от 27.07.2006.

Ссылка на закон - https://base.garant.ru/12148555/#friends

Слайд 6. Статья 3 - Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Слайд 7. Статья 5 - Информация как объект правовых отношений.

Слайд 8. Статья 8 - Право на доступ к информации.

Слайд 9. Статья 12 – Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий.

Слайд 10. Статья 16 - Защита информации.



Слайд 11. Запишем в тетрадь

Угроза — это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.

Попытка реализации угрозы называется атакой, а тот, кто предпринимает такую попытку — злоумышленником.

Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы.

Зарисуем схему 1 в тетрадь:


Слайд 12. Запишем в тетрадь

Защита информации – деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и не­ преднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Зарисуем схему 2 в тетрадь:


Слайд 13.

Защита информации на компьютере:

Каждый пользователь должен лично отвечать, обеспечивать и поддерживать защиту информационных активов и ресурсов.

Защита информации подразумевает:

  • использование блока бесперебойного питания;

  • периодическое резервное копирование файлов на внешние носители;

  • использование антивирусной программы, регулярное обновление антивирусной базы и осуществление антивирусной проверки компьютера;

  • установку межсетевых экранов (Firewall);

  • использование трудно определимых паролей;

  • физическую защиту информационных ресурсов и активов.


Первичная проверка понимания.

Ребята, мы с вами составили в тетрадях опорный конспект. В качестве первичной проверки понимания сегодняшней темы я предлагаю провести устный опрос + пройти цифровой квест по безопасности сети интернет.

Ссылка на квест - https://learningapps.org/3391444

Вопросы:

  1. Состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере – это?

(информационная безопасность)

  1. Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям – это?

(конфиденциальность)

  1. Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки – это?

(целостность)

  1. Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости – это?

(доступность)

  1. Состояние защищенности данных, при котором обеспечиваются их конфиденциальность, доступность и целостность – это?

(безопасность информации)

  1. Как называется документ, представляющий собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере?

(Доктрина информационной безопасности Российской Федерации)

  1. Назовите дату, когда вступил в силу Указ Президента Российской Федерации, утверждающий новую Доктрину информационной безопасности, заменившую документ, действовавший в России с 2000 г.

(5 декабря 2016 г.)

  1. Потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность –это?

(угроза)

  1. Попытка реализации угрозы называется (атакой), а тот, кто предпринимает такую попытку — (злоумышленником).

  2. Потенциальные злоумышленники называются (источниками угрозы).

  3. Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и не­ преднамеренных воздействий на защищаемую информацию – это?

(защита информации)




Первичное закрепление.

Тестирование онлайн.

Ссылка - https://onlinetestpad.com/z4ymla6mosd2e.

Ограничение по времени – 10 мин.



Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слайд 14. Дать понятия методам и средствам защиты информации (схема 2).


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 15. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает письменно их в тетради.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Любовь Владимировна Ракова

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока "Основные понятия и угрозы информационной безопасности. Методы и средства защиты информации""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_osnovnye_poniatiia_i_ugrozy_informatsionnoi_bezo"
    ["file_id"] => string(6) "602198"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647251468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Социально- педагогические  технологии работы  социального педагога  с  неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "164073"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422568703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока информатики для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-informatiki-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "116960"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412670444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства