Методическая разработка по информатике на тему: «Занимательная информатика»
Методическая разработка по информатике на тему: «Занимательная информатика»
Аннотация
Показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации, основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер.
Пояснительная записка
Возраст участников: 5 класс. (11-12 лет)
Кол-во участников: 2 команды по 5 человек, болельщики.
Форма проведения: мероприятия: интеллектуальная игра (КВН).
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал: (карточки с заданиями, жетоны), оценочные листы для жюри, музыкальное оформление.
Цель:
повторение и закрепление изученного материала по основам информатики за 1-3 четверть 5 класса.
Задачи:
развить логическое мышление;
повысить интерес к предмету;
развить творческие способности учащихся;
воспитывать умение работать в команде (чувство ответственности за коллектив, воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор; стойкости, целеустремленности, находчивости).
Подготовка к мероприятию: за неделю до начала мероприятия среди учеников 5-ых классов выбираются две команды и получают следующие задания:
Выбрать капитана;
Придумать название команды;
Придумать эмблему и девиз;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по информатике на тему: «Занимательная информатика» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Методическая разработка по информатике
на тему: «Как мы знаем информатику»
для учащихся 5-го класса
Тип урока обобщение и систематизация знаний
Автор разработки
учитель математики и информатики I категории
Букина Олеся Алексеевна
Барнаул
2014 год
Аннотация
Показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации, основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер.
Пояснительная записка
Возраст участников: 5 класс. (11-12 лет)
Кол-во участников: 2 команды по 5 человек, болельщики.
Форма проведения: мероприятия: интеллектуальная игра (КВН).
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал: (карточки с заданиями, жетоны), оценочные листы для жюри, музыкальное оформление.
Цель:
повторение и закрепление изученного материала по основам информатики за 1-3 четверть 5 класса.
Задачи:
развить логическое мышление;
повысить интерес к предмету;
развить творческие способности учащихся;
воспитывать умение работать в команде (чувство ответственности за коллектив,воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор; стойкости, целеустремленности, находчивости).
Подготовка к мероприятию: за неделю до начала мероприятия среди учеников 5-ых классов выбираются две команды и получают следующие задания:
Выбрать капитана;
Придумать название команды;
Придумать эмблему и девиз;
Ход мероприятия:
Ведущий: Дорогие присутствующие! Сегодня вам представилась уникальная возможность стать участниками, зрителями интеллектуальной игры «Как мы знаем информатику». Это соревнование команд в духе здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды. Победа достанется стойким и трудолюбивым. Прослушайте правила игры. Необходимо за игру набрать максимальное количество баллов, выполнив быстро и правильно задания. Желаю вам успехов!
Соревноваться будут команды 5-х классов, у каждой из них с собой багаж знаний по информатике, мешок смекалки, сундук взаимовыручки, тележка дружбы и огромное желание победить. Командам будут помогать и ребята, которые находятся в зрительном зале.
Начать Турнир мне хотелось бы следующими словами древней китайской пословицы: Три способа стать умнее:
Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путем опыта - это самый горький путь;
- путем подражания - это самый легкий путь;
- путем размышления - это самый благородный путь.
Я рада представить вам жюри сегодняшней игры: это люди высокоинтеллектуальные, умные, образованные___________________
Итак, мы начинаем!
Сначала жеребьёвка определит, какая команда будет первой приветствовать нас с вами. Капитанов команд прошу подойти к доске и нажать на кубик. Тот, у кого выпадет большее число очков, начнет наш первый конкурс «Приветствие». Жюри оценивает этот конкурс по 5-ти бальной системе.
(команды выполняют вышеперечисленные действия)
Первой будет открывать нашу игру команда….
Первый конкурс «Приветствие».
Команда «Звезды Алтая»
Девиз…..
Команда «Стрела»
Девиз……
Подведение итогов конкурса:
Ведущий. Команды назвали себя, а теперь члены жюри объявят оценки, выставленные командам.
(жюри подводит итоги конкурса).
Ведущий: Посмотрим на турнирную таблицу, каков же итог за первый конкурс? (оглашает итоги турнирной таблицы).
Конкурс «Разминка»
(Смешные вопросы и ответы)
Ведущий:Продолжаем. Следующий конкурс «Разминка». Командам необходимо в течение 1 минуты ответить на вопросы. За самый смешной ответ команда получает 2 балла. Болельщики так же могут отвечать, и если жюри в конце конкурса посчитает, что ответ был смешным, они вправе отдать свой заработанный балл (жетон) команде, за которую болеют.
1-й вопрос: Сколько надо программистов, чтобы ввинтить электрическую лампочку?
(Ответы показывать после ответа команд).
А теперь мы Вам предлагаем посмотреть возможные варианты ответов:
- Два - один ввинчивает, а другой устрашающе стоит рядом с дубиной, чтобы не побежал ток.
- Один держит лампочку, четверо накручивают стол, а еще четыре ходят в противоположную сторону, чтоб у первого голова не закружилась.
2-й вопрос: Почему программисты не заливают в машину 95-й бензин?
(Боятся, что повиснет)
3-й вопрос: Почему программисты не любят звонить по телефону?
(Hет кнопки "Backspace").
4-й вопрос: Опоздавший Вовочка влетает в класс. Не поздоровался, шапки не снял.
Учительница строго: Вовочка! Немедленно выйди и…. (продолжите)!!!
(снова зайди).
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Ну, а теперь послушаем жюри, которое объявит общий итог за конкурс.
(жюри объявляет общий итог за конкурс)
Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу. За два конкурса команда 1 …баллов, команда 2 …. баллов.
(На турнирной таблице объявляется итог за разминку и общий итог).
ПРИМЕЧАНИЕ!!! Если болельщики все-таки принимали участие в данном конкурсе, и их ответы оценило жюри, то им выдаются жетоны, которые в конце игры они могут отдать одной из команд).
Конкурс «Закончи стихотворение»
Ведущий: Необходимо закончить стихотворение. Право ответа дается той команде, в которой один из игроков первый поднимет руку. Нельзя говорить ответ без команды ведущего. За нарушение условий снимается 1 балл с команды. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу, за каждый неправильный – 1 балл снимается с команды.
Не оставит без ответов,
Телевизор умный этот,
Задавай вопрос быстрей
и смотри-ка на … (дисплей)
Вправо, влево, вверх и вниз
Выполняет без каприз.
Так и скачет как зайчишка
По экрану Ловко ... (мышка)
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на ... (флешке)
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера - ... (процессор)
На вопросы даст ответ
Наш помощник - Интернет.
Письма быстро получаем,
к телефону подключаем
Вещь, известную ВАМ всем!
Называется ... (модем)
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы
Для компьютера –как бог
Лучший друг –…(системный блок)
Вдруг на беленьком листочке
Появляться стали точки,
Строки выросли из слов.
Вот и текст уже готов.
Очень быстро, словно спринтер
На печать выводит …(принтер)
Кнопочки на ней всегда
Нажимаем без труда.
Да и пальцам физкультура
Это вот - ... (клавиатура)
Подведене итогов конкурса:
Ведущий: Сейчас уважаемое жюри огласит количество баллов за данный конкурс.
(Жюри объявляет итоги конкурса. Далее ведущий подводит общий итог за конкурсы по турнирной таблице).
IV.Конкурс «Веришь – не веришь»
Ведущий: (Ведущий использует секундомер). Следующий конкурс «Веришь - не веришь». Команды в течение 10 сек. поднимают карточку с ответом «ДА» (если верят), и «НЕТ» (если не верят). За каждый правильный ответ – 1 балла, неправильный – 1 балл снимается.
Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов. (Да)
Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память. (Нет - процессор)
Верите ли вы, что одной из главной функцией компьютера является передача информации. (Нет – обработка)
Верите ли вы, что по-английски WINDOWS-это система. (Нет-окна)
Верите ли вы, что информация обрабатывается группами по 8 битов в каждой, и такая группа называется байтом. (Да)
Верите ли вы, что производительность компьютера в первую очередь зависит от производительности памяти (Нет – от процессора)
Верите ли вы, что Монитор это стандартное устройство для ввода данных в компьютер. (Нет – клавиатура)
Верите ли вы, что калькулятор имеет два режима работы обычный и инженерный. (Да)
Верите ли вы, что для работ с графическими данными в состав Windows входит стандартный графический редактор WORD. (Нет - Paint)
Верите ли вы, что лазерный проигрыватель служит для воспроизведения на компьютере музыкальных компакт-дисков. (Да)
Верите ли вы, что каждый файл имеет имя. Имя состоит из собственного имени файла и расширении имени. (Да)
Верите ли вы, что для доступа к свойствам объектов используется контекстное меню. (Да)
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Итак, мы обращаемся к жюри, какое общее количество баллов набрала каждая из наших команд? Общий итог за 4 конкурса…..
Сейчас вам раздадут карточки: табличка с колонками. В левой колонке – названия программ и файлов, в правой – расширение имени файла, которое по умолчанию присваивается при их создании. Расширения приведены произвольно. Необходимо найти соответствие.
(Жюри выдается правильный ответ)
Блокнот- txt
Microsoft Word - doc
Microsoft Power Point - ppt
Архивный файл - arj
Загрузочный файл - exe
Paint - bmp
Ведущий: Команды прошу сдать мне заполненные карточки. А теперь приглашаю по одному участнику из каждой команды подойти и показать стрелочками правильный ответ на интерактивной доске (сначала команда №1, затем команда №2). А жюри должно сравнить ответы команд на карточках и на интерактивной доске (сопоставить их).
(Представители команд по очереди отмечают ответы на доске, а жюри в это время проверяет ответы команд)
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Жюри объявляет оценки за конкурс «Соответствие». Ведущий оглашает итоги турнирной таблицы.
Игра со зрителями (своеобразная физкульминутка)
Ведущий: Теперь дадим возможность отдохнуть командам, и проявить себя болельщикам. Прошу выйти зрителей и получить задания. (болельщикам предлагается жеребьевка). Необходимо изобразить следующие ситуации:
Изобразить ребенка, играющего в компьютерную игру.
Изобразить ситуацию “Компьютер завис”.
Изобразить неисправный принтер, печатающий без остановки.
Изобразить папу, который первый раз сел за компьютер.
Изобразить мышку на коврике.
Изобразить флешку, на которой нет места, а нужно записать информацию.
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Предлагаю выслушать жюри, которое подведет итоги этого конкурса.
(жюри объявляет итоги конкурса)
Ведущий: Каждый участник получает баллы (жетоны); он может отдать их команде за которую болеет в конце игры.
(ведущий раздает жетоны болельщикам).
Конкурс «Анаграммы»
Ведущий:Ребята, двигаемся дальше. Решите анаграммы. Если вы сделаете все правильно, то в диагонали ВТОРОГО квадрата соберется еще ОДНО слово и получите 2 балла. Дается вам на эту работу 3 минуты. Ответы нужно написать на листок, выданный вам.
(участники выполняют задание)
Ведущий: !!!(если пройдет)Прошло 3 минуты.!!! Прошу подойти участников ко мне и сдать правильные ответы, а также написать на доске.
Первой пишет на доске та команда, которая первой сдала ответ.
Шина, диск, меню, база
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: обратимся к жюри, справились ли команды с заданием, сколько баллов это им принесло?
(жюри подводит итоги)
Ведущий:Смотрим на турнирную таблицу. Общий итог команд - Команда 1 -… баллов, команда 2 - … баллов.
конкурс «Частушки»
Ведущий:Теперь немного отдохнем от умственной работы. Будем петь.Командам необходимо исполнить частушки. 2 участника – поют, 3 участника – танцевальная группа. Время подготовки- 2 минуты.Максимальная оценка за конкурс- 5 баллов.
(раздать участникам напечатанные на листах частушки, время подготовки 2 минуты)
1 команда
Я в плену у Интернета,
Тает время, часть бюджета,
Да и дома меня нет,
как войду я в Интернет!
* * *
Мил сказал, что в Интернете
Все продукты есть на свете
Я с кошёлкой в Интернет-
Враки всё, продуктов нет
* * *
У меня с моим дружком
Работёнка клёвая:
База данных у него,
У меня торговая.
* * *
Купил давеча компьютер -
Вроде было всё " о'кей "
А недавно спохватился:
Нету кнопки any key
2 команда
Эту мышку даже мама
Может смело в руки брать.
У неё на спинке кнопки,
Чтоб программы выбирать.
* * *
Петька, жадина, не дал
Откусить конфету!
Я ему за это дам...
С вирусом дискету
* * *
Ах, зачем вам, Марь Иванна,
Бегать на уроки?!
Киньте курс ваш на компьютер
Меньше всем мороки!
* * *
Не знакомлюсь во дворе я -
Следую совету,
Женихов всех завожу
Лишь по Интернету.
Подведение итогов конкурса:
Ведущий:Посмотрим, как жюри оценило этот конкурс. Напоминаю, максимальная оценка за этот конкурс - 5 баллов.
(жюри объявляет итоги конкурса)
Ведущий: По турнирной таблице общий итог составляет….
Конкурс капитанов
Ведущий: Наш следующий конкурс…
( звучит музыка к конкурсу капитанов из игры КВН )
Вы, наверное, уже догадались, что это конкурс капитанов.
Максимальная оценка за этот конкурс - 3 балла.
В рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд прошу подойти и получить задания, записать ответы нужно на доске.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
Поса шила ф фасе.
(Ответ: Роза жила в вазе. Способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
Коляманлядаля.
(Ответ: Команда. Способ кодирования: после каждого слова вставляется слог «ля»)
Ведущий: Если капитаны не справляются, можно обратиться с этим заданием к остальным членам команд.
Ведущий: Капитаны, спасибо. Можно вернуться к командам.
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Предоставим слово нашему жюри.
(жюри подводит итог конкурса)
Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу – команда 1- …. баллов, команда 2-…. баллов.
Конкурс «Эстафета»
Ведущий: Командам необходимо вставить пропущенные буквы в слова, рядом прилагается определение слова. За каждое правильное слово начисляется 1 балл.
Команды получают карточки с заданием, выполняют его, затем полученный результат сдают ведущему.
(ведущий отдает ответы жюри для выставления оценок)
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
(жюри подводит итог конкурса)
Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу
Команда 1- ….баллов. Команда 2 -… баллов.
Конкурс «Веселый ребус»
Ведущий: И наш завершающий конкурс – конкурс «Веселый ребус». Первой отвечает команда с меньшим количеством итоговых баллов. Нужно разгадать ребус, размещенный на интерактивной доске. Если команда не справляется с заданием, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Подведение итогов конкурса:
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
( жюри подводит итог конкурса)
Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу
Команда 1 -….баллов. Команда 2 -… баллов.
( ведущий подводит итог конкурса по турнирной таблице).
Ведущий: Предлагаем болельщикам отдать жетоны командам, за которые они болеют. Команды передают их ведущему, он отдаёт их жюри. Оно прибавляет баллы жетонов к баллам команд. Каждый жетон – 1 балл.
Ведущий: Ребята, наша интеллектуальная игра – клуб веселых и находчивых подошла к финалу. Перед жюри сейчас стоит трудная задача - подвести общие итоги, учитывая жетоны болельщиков, назвать победителей, вручить грамоты. И пока жюри подводит итоги, мы прочитаем Вам замечательное стихотворение про компьютер.
(В это время жюри подводит общие итоги)
Ведущий:
Раньше на машинке
Тексты набивали
И свои ошибки
Корзине доверяли.
Но пришёл компьютер:
И стирает курсор
Глупые ошибки.
Заменяет строчки
Умная программа.
Прекрасно помогает,
Даже лучше мамы.
Он не только пишет.
Текст нам исправляет,
На диске сохраняет,
А потом, что нужно, -
опять нам открывает.
Может поставить картинки,
Файлы любые вставляет,
Диаграммы, графики, символы,
Когда надо предоставляет.
Вот такой компьютер –
Замечательный друг!
Без него в 21 веке мы все
- Как без рук!
Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри ________________________.
Ведущий: Уважаемые участники, жюри, эксперты, болельщики, спасибо Вам за интересно проведенное время, за позитивное настроение, успехов Вам в любом начинании! А сейчас мы прощаемся с Вами. Спасибо за участие!
Ведущий: Просьба! всех присутствующих просим воспользоваться интерактивной доской, чтобы отметить то настроение, с которым Вы покидаете нашу игру.