развивать умение строить эффективные технологические цепочки для решения информационных задач,
развивать умение выделять в информационных моделях параметры для построения ЛС.
Воспитательная:
воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности при использовании компьютера,
воспитание коммуникабельности и взаимопомощи.
Оборудование:
компьютерный класс с выходом в Интернет;
мультимедийный проектор и интерактивная доска;
раздаточный материал (фонарики);
конспект урока (локальной папке).
Подготовка к уроку:
подготовить ПО SMART Board, SMART Synс, netwalk;
создать локальную папку «Локальная сеть» (конспект урока и два вида задач);
подготовить практическую работу (в программе notebook ).
Объяснение нового материала:
(при объяснение нового материала используется технология деятельностного метода обучения. План-конспект урока расписан по этапам данной технологии)
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
(на данном этапе ученикам предлагается решить задачу, с помощью логической головоломки.)
Представьте себе, что нам с вами предоставилась уникальная возможность оборудовать новое здание школы компьютерной техникой. Для создания схемы установки компьютеров мы воспользуемся логической головоломкой.
Развернитесь к компьютерам.
Откройте на панели задач программу «Нетвёк».(используется ПО netwalk)
Воспользуйтесь второй кнопкой с лева «Левел»
Выберете первый уровень сложности «Новичок»
Нажмите на кнопку «Старт»
Вам необходимо соединить компьютеры так, чтобы они пришли в рабочее состояние. Компьютер считается работающим, если его монитор синего цвета.
Вам на выполнение задания 3-4 минуты.
Те, кто справиться раньше, могут подойти к своим одноклассникам и оказать им помощь, а кому потребуется помощь поднимите руки.
Приступаем к работе.
Действие учителя:
нажать стрелку на доске. Вывести на экран монитор ученика.
На доске мы можем наблюдать действия одного из учеников
Итак, время истекло, мы заканчиваем работу. (заблокировать мониторы учеников «Посмотрите на учителя» используется ПО SC)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Выявление места и причины затруднения Построение выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Ребята, а знаете ли вы, как называются соединения компьютеров и других устройств, в том числе и то, которое собрали вы?
Называю по именам
Этот урок мы посвятим изучению локальной сети. (На доске выводится тема урока)
Щелкою по рисунку на доске
(используется ПОnotebook)
А сейчас давайте познакомимся с определением локальной сети. Развернитесь к компьютерам.Включая мониторы
Внимание! Закрываем программу «Нетвек». Открываем папку «Локальная сеть» которая размещена в сетевой папке «Net» она находиться на рабочем столе, а затем документ «Конспект урока».
Действие учителя:
Щелкою по определению на доске
Итак, у всех открыт текстовый файл «Конспект урока».
Так что же такое локальная сеть? Саша прошу тебя прочесть для всех громко определение понятия.
Спасибо!
Найдите ключевые слова отражающие сущность данного понятия.
Зная определения локальной сети, давайте соберём компьютеры в сеть.
Вам предлагаются задачи, которые находятся в той же папке «Локальная сеть». В файле с расширением ВМР «Задачи1»
Вам необходимо собрать локальную сеть из 9 компьютеров.
Закончили работу.
На доске мы можем наблюдать результаты вашей работы.
Все ваши варианты имеют право на существования.
Вы готовы выбрать оптимальный вариант для нашей новой школы?
И так, вы затрудняетесь сделать правильный выбор.
Нам необходимо новые знания о видах соединения компьютеров в локальную сеть.
Я предлагаю выполнить следующие задания.
Действие учителя:
(Включает доску)
Перед вами 5 компьютеров, ваша задача соединить их в локальную сеть.
Необходимо установить соединение между компьютерами так, чтобы каждый пользователь видел всех остальных.
К доске идёт Татьяна и предлагает свой вариант соединения.
Акцентирую ваше внимание на постановке задачи: каждый пользователь должен видеть всех остальных.
Почему вы предложили именно такой вариант соединения?
Это соединение имеет название «кольцо».
Такое соединение применимо в учреждениях с небольшим количеством компьютеров, где возникает необходимость одновременной работы над одним документом с разных рабочих станций.
Перед вами 5 компьютеров и сетевой кабель.
Необходимо соединить компьютеры таким образом, чтобы при выключении одного из компьютеров локальная сеть продолжала функционировать.
К доске идёт Татьяна и предлагает свой вариант соединения.
Почему вы предложили именно такой вариант соединения?
Это соединение имеет название «Шина».
Соединение «Шина» применяется в случае, если учреждение имеет ограниченную площадь и небольшое количество компьютеров.
Рассмотрим следующую ситуацию.
Необходимо установить соединение между шестью компьютерами, так, чтобы один компьютер был главным, т.е. сервером. Кроме того необходимо, чтобы удаление из сети любых компьютеров, кроме сервера, не нарушило работу сети в целом.
К доске идёт Татьяна и предлагает свой вариант соединения.
Почему вы предложили именно такой вариант соединения?
Это соединение называется «Звезда».
Особенностью этого соединения является наличие более мощного компьютера – сервера, необходимого для хранения большого объёма информации.
Необходимо установить соединение между 13-тью компьютерами, так чтобы облегчить работу главного сервера. Вам необходимо решить эту проблему?
К доске идёт Татьяна и предлагает свой вариант соединения.
Почему вы предложили именно такой вариант соединения?
Эта соединение называется «Снежинка». Данное соединение чаще всего применяется в учреждениях имеющих определенную иерархию и разветвлённую структуру.
Ребята, мы только что выяснили, что существуют различные конфигурации компьютерных соединений.
Для их обозначения используют термин "топология локальной сети". Что является второй частью темы нашего урока. Найдём определение термина топологии локальной сети в Интернете.
Открываем браузер Интернета, в поисковой строке вводим топология локальной сети.
Маша, прочти, пожалуйста, определение, которое ты нашла. А у кого другое определение? Прочитай. Есть принципиальное различие? Нет. Откройте «Конспект урока» и вставьте определение понятия топологии ЛС.
Знание только определения, топологии локальной сети не позволяет выбрать оптимальную модель. Попробуем определить преимущества и недостатки каждой топологии локальной сети.
Реализация построенного проекта
Работа с таблицей:
В вашей таблице представлены преимущества и недостатки топологии «Снежинка». Дети читают преимущества и недостатки снежинка. По образцу, вам необходимо найти, с помощью источника информации в Интернете плюсы и минусы других топологии локальной сети.
Итак, Саша, какие преимущества ты выделил в топологии «Кольцо»…
Первичное закрепление с проговаривание
во внешней речи
Надпись «Посмотрите на учителя»
Проверим, как вы усвоили 4 основные топологии локальной сети в процессе проведения динамической паузы.
В роли компьютеров выступите вы сами. Для установления связи между компьютерами будете использовать левую руку.
На столе для каждого из вас приготовлен фонарик. Проверьте, как они работают. Фонарик необходимо взять в правую руку.
Включённый фонарик будет символизировать работающую сеть.
На мой вопрос «Сеть работает?», вы либо включаете фонарики, что означает «Да», либо не включаете, что означает «Нет». Пожалуйста, руку с фонариком держите поднятой вверх, а фонарик держите вот так.
Соберём топологию «Кольцо».
Дружно встаём, формируем кольцо. Левая рука - для связи, правая рука с фонариком поднята вверх.
Кольцо готово.
Внимание, сеть работает? Дети включают фонарики
Компьютер Вася выключаем! Сеть работает?
Почему, не работает сеть?
Соберём следующую топологию «Шина».
Для создания данной топологии нам не хватает…..? сетевого кабеля
Компьютер Вася выключаем! Сеть работает? Да.
А теперь перерезаем кабель! Сеть работает? Нет.
Почему, не работает сеть?
Соберём топологию «Звезда»
Гриша будет сервером, и он получает дополнительный фонарик.
Левой рукой присоединяемся к серверу Грише (кладём ему руку на плечо)
Сеть работает? Да.
Компьютер Вася выключаем! Сеть работает? Да.
Сервер Гриша выключаем – присел. Сеть работает? Нет.
Почему, не работает сеть?
А топологию «Снежинка» сконструируйте сами.
Компьютер Вася выключаем! Сеть работает? Да.
Сервер Миша второго уровня выключаем – присел. Сеть работает? Да.
Главный сервер Петя выключаем – присел. Сеть работает? Нет.
Почему, не работает сеть?
Всем спасибо, присаживайтесь на свои места.
Включаю им мониторы
Так какую же топологию локальной сети мы выбираем для нашей новой школы и почему? При ответе вы можете опираться на конспект урока и жизненный опыт.
Обсуждение.
Я думаю, что у вас получится справиться не только с установкой компьютеров в школе, но и с предложенными задачами
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Открываем папку «Локальная сеть» которая размещена на панели задач, а затем документ «Задачи2». Вам необходимо решить 4 задачи, записав ответы в документ. Затем мы сверим ваши ответы с ключами, и вам необходимо будет объяснить, почему вы выбрали именно такой вариант ответа. В качества аргумента должны быть использованы теоретические знания и практические навыки.
Задачи
В семье, имеющей 3-х детей, - 4 компьютера. Родители не желают допускать того, чтобы дети бесконтрольно играли в сетевые игры. Какую топологию локальной сети им необходимо установить, чтобы иметь возможность контроля?
Ответ: (звезда)
Ночью два охранника, находясь в разных помещениях ювелирного магазина «Агат» играли по локальной сети в компьютерный футбол. В это время злоумышленники похитили один из компьютеров, подсоединённых к этой сети. Охранники сразу обнаружили пропажу. Какая из топологий локальных сетей установлена в ювелирном магазине «Агат»?
Ответ: (кольцо)
В локальной сети предприятия «Заря» 100 компьютеров. Системный администратор отключил связь с 2-мя компьютерами, что повлекло за собой выбытие из сети 20 компьютеров. Какая топология локальной сети установлена на данном предприятии?
Ответ: (снежинка)
При монтаже локальной сети банка работникам пришлось встроить в стену сетевой кабель. Какую топологию локальной сети монтировали рабочие?
Ответ: (шина)
Кто решил первую задачу правильно?
Поднимите руку.
Почему вы решили, что в данном случае речь идёт о топологии …..
Поднимите, пожалуйста, руки кто правильно решил все 4 задачи.
Молодцы!
Включение в систему знаний и повторение
Наш урок подходит к завершению. Что нового вы узнали на уроке?
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Я предлагаю вам определить уровень усвоения темы, используя критерии, указанные в таблице.
Уровень первый – «Я наблюдатель», которому соответствует позиция – мне понятно!
Второй уровень – «Я мастер», в этом случае я уже могу определить топологию локальной сети.
И самый высший уровень – «Я эксперт», и здесь я могу сам выбрать оптимальный вариант топологии локальной сети, исходя из потребности заказчика.
А теперь каждый из вас возьмёт значок компьютера и перенесёт его в таблицу.
«Я – наблюдатель»
«Я – мастер»
« Я – эксперт»
Мне понятно!
Мне понятно!
Могу определить топологию локальной сети!
Мне понятно!
Могу определить топологию локальной сети!
Могу сам выбрать оптимальный вариант топологии локальной сети, исходя из потребности заказчика!
Спасибо, вам, большое!
Я рада, что для всех урок не прошел даром, и вы справитесь с домашним заданием:
1. Выясните, какие топологии локальной сети представлены в вашем лицее.
2. Выясните, какие топологии характерны для беспроводной локальной сети,
С помощью чего образуется беспроводная локальная сеть - называемой WIFI.
Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.
Список использованной литературы
Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. 2-е изд.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл..
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Локальная сеть http://daz.su/nash-otvet/kompjuter/78/index.aspx
Топология локальной сети http://www.lessons-tva.info/edu/telecom-loc/m1t4_3loc.html