Просмотр содержимого документа
«Локальные компьютерные сети »
Тема: « Локальные компьютерные сети»
Цели и задачи урока.
Образовательные:
сформировать представления о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей;
сформировать знания о составе и основах функционирования локальных компьютерных сетей;
Развивающие:
развить познавательные и творческие способности учащихся;
развить образное мышление.
развивать готовность учащихся к информационно-учебной деятельности, применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты своего труда;
воспитывать культуру делового общения при совместной работе в группе;
воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Озвучивается тема урока, определяются цель и задачи.
Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает учащимся представить себя новым сотрудником, который пришел работать в недавно созданную небольшую организацию. У каждого сотрудника есть только компьютер.
Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками?
Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить и в каком количестве?
Каждый ли компьютер, на ваш взгляд, должен быть подключен к Интернету?
Учитель подводит учеников к выводу о необходимости соединить компьютеры в сеть.
Учитель: Как называется сеть в одном здании, в школе?
Ученик: Локальная.
Учитель: Сегодня мы изучим локальные компьютерные сети. Запишем тему урока. Вместе с вами сформулируем назначение локальных компьютерных сетей.
Ученик (учитель помогает четко сформулировать):
Для обмена информацией;
Для совместного использования периферийного оборудования (принтеров, сканеров, дисков, плоттеров);
Для совместного использования ресурсов компьютеров (файлов, программ, баз данных).
III. Изучение нового материала
Учитель: Компьютеры можно соединять в сеть разными способами. Схема соединения компьютеров в сеть называется топологией сети. Запишем определение. Предложите любые способы соединения компьютеров. Для примера соединим 4 компьютера. Воспользуемся интерактивной доской.
Ученик: Перемещает готовые элементы, соединяет разными способами.
Один из вариантов может выглядеть так:
Учитель: Такая схема называется линейная шина. Зарисуем схему и запишем название топологии.
Другой вариант:
Учитель: Это топология - кольцо. Зарисуем схему и запишем название схемы
Что произойдет, если в рассмотренных схемах локальных сетей, выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров?
Ученик: Сеть перестанет работать.
Учитель: Правильно. Это является основным недостатком сетей, построенных по топологии линейная шина и кольцо. Выходом из этой ситуации является другая топология – звезда.
Слайд 4
Учитель: Как называется центральное устройство, к которому подключаются все сетевые кабели? (Если не получен правильный ответ, то найти ответ предлагается в учебнике.) Схему и название топологии записываем в тетрадь.
Рассмотренные нами схемы называются одноранговыми. Почему?
Ученики: Предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Одноранговая – это значит, что все компьютеры в сети равноправны. Пользователь самостоятельно решает, какие ресурсы своего компьютера сделать общедоступными.
Слайд 5
Учитель: Если к локальной сети подключено более 10 компьютеров, одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности хранения информации в сети выделяется мощный компьютер для хранения файлов и программ. Такой компьютер называется сервер, а локальная сеть – сетью на основе сервера.
Учитель: Нарисуем схему в тетради и запишем её название: локальная сеть на основе сервера. Как называется такая топология?
Ученик: Топология звезда.
Слайд 6
Учитель: Для подключения портативных компьютеров (ноутбуков) часто используют беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется с помощью электромагнитных волн. В беспроводных локальных сетях в качестве центрального устройства используется точка доступа.
Слайд 7
Учитель: каждый компьютер или принтер, подключённый к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Основной функцией сетевого адаптера является передача и приём информации из сети. В проводных локальных сетях соединение компьютеров производится с помощью кабеля. Кабели подключаются к сетевым адаптерам, которые могут обеспечить скорость передачи данных 10 Мбит/с, 100 Мбит/с или 1000 Мбит/с.
Беспроводные сети типа Wi-Fi могут обеспечить скорость передачи данных до 54 Мбит/с, однако скорость зависит от количества подключенных компьютеров и от расстояния до точки доступа.
Современные версии ОС обладают встроенными сетевыми возможностями, которые делают подключение к локальной сети простым и быстрым.
Учитель: Подведем промежуточный итог. Рассмотрели с вами
Назначение локальных компьютерных сетей
Принципы построения локальных компьютерных сетей
Принципы функционирования локальных компьютерных сетей
Учитель: Каким образом построена сеть в нашем компьютерном классе?
Ученики, как правило, называют сеть на основе сервера с топологией звезда.
Учитель: Правильно. Локальная компьютерная сеть в нашем классе построена на основе сервера с топологией звезда. Сервер находится в другом помещении, в классе на стене установлен концентратор. Выход в Интернет происходит через сервер. Авторизация пользователей сети обеспечивает программное обеспечение сервера. Свои работы вы храните в сетевых папках
Слайд 8
Учитель: Несколько небольших локальных сетей могут быть объединены в единую локальную сеть. Каждая такая небольшая сеть будет сегментом единой сети. Объединяющим устройством является маршрутизатор. Он передает информацию по всей сети. (Концентратор или коммутатор передают информации только в пределах сегмента.)
При первом включении маршрутизатор начинает работать в режиме обучения. Он получает данные и передает их на все компьютеры сети. Через некоторое время на основе анализа передачи данных он строит таблицу, в которую заносит номера своих портов и номера компьютеров сети. В том случае, если сеть состоит из нескольких сегментов, то таблица маршрутизатора состоит из адреса сегмента и адреса компьютера.
VI. Физкультминутка
Слайд 9
V. Закрепление знаний
Учитель: Предлагаю организовать 4 группы для выполнения заданий. Каждая группа опишет свой вариант построения сети в новом компьютерном классе, проведет ориентировочный расчет стоимости, обоснует преимущества и недостатки своего варианта. Время выполнения не более 15 минут.
Учитель: Раздает задание каждой группе.
Слайд 10
1 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина.
2 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда.
3 группа. Описать локальную сеть на основе сервера.
4 группа. Описать беспроводную локальную сеть для портативных компьютеров.
Задание
Представить схему сети.
Указать оборудование, необходимое для создания сети.
Указать стоимость. Цены на оборудование взять с соответствующих сайтов, воспользовавшись Интернетом. (Стоимость компьютеров, которые будут объединены в сеть, не учитывать.)
Схема расположения компьютеров в новом классе будет аналогична нашему компьютерному классу. Размер класс 12 м х 6 м.
На основе анализа описания сети сделать выводы.
Схема сети
Недостатки
Преимущества
Оборудование
Стоимость
Общая стоимость оборудования
Выводы:
VI. Контроль и проверка усвоения знаний.
Ученик: Делает сообщение о результатах работы своей группы.
После выступлений учеников каждой группы совместно приходим к решению проблемы по оптимальной организации сети в компьютерном классе.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: Проводит фронтальный опрос, что нового узнал каждый ученик, какие новые понятия усвоены, что изменило прежние представления.
Тема следующего урока: глобальная сеть Интернет.
VIII. Информация о домашнем задании
Учащиеся выбирают одно из заданий по своему усмотрению