Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Теория и практика преподавания информатики на базовом уровне в условиях перехода на ФГОС ОО »……
Кирюхина Т.Л.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Информатика | Класс | 9 |
УМК | авторская программа 5–9, учебник, рабочая тетрадь, электронные приложения и методические пособия для учителя |
Тема урока | Логические функции 1 час (Тема: Обработка числовой информации (11 часов)) |
Место урока в изучаемой теме: | 5 урок из 11 |
Тип урока | комбинированный |
Цель урока | усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач |
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, диалог, ЦОР, маршрутный лист, презентация, работа с учебником, выполнение тренировочных заданий, работа с интерактивными тренажёрами, разноуровневые домашние задания. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- умение использовать логические функции в табличном процессоре; - применять полученные знания при выполнение практической работы в табличном процессоре; | - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; - навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; - навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные; | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - представление о сфере применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. |
Цели и задачи урока |
Дидактическая | Развивающая | Воспитательная |
научить учащихся работать с логическими функциями в табличном процессоре MS Excel 2007 и применять их при решении задач. | развивать способность учащихся анализировать информацию; развивать образное, критическое мышление; развитие системного мышления. | воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения. |
Решаемые учебные проблемы | повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с формулами; Сформировать умения использовать логические функции при решении задач. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга, абсолютная ссылка, относительная ссылка, смешанная ссылка, логические функции (ЕСЛИ, ИЛИ, И, СЧЕТЕСЛИ) |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска; ПК учащихся. |
Методическое назначение средств ИКТ | Показ презентации, демонстрация решения задач, выполнение практической работы на компьютере. |
Аппаратное и программное обеспечение | Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Power Point 2007, Браузер Google Chrome, LearningApps.org |
Образовательные интернет-ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Сайт "Методическая служба", http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php ЦОР Интерактивный задачник. Раздел «Логические формулы в электронных таблицах» (119424); |
Список учебной и дополнительной литературы | Информатика: учебник 9 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, ФГОС, 2013. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса, МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, ФГОС , 2013. Лазарев, Тимофей Васильевич. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с. – (Серия "Это – ты"). |
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент (1 минута) | приветствие, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности классного помещения; организация внимания учащихся. Здравствуйте ребята! Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Проверьте, всё ли готово к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь на печатной основе, учебник, ручка, письменные принадлежности и дневник. Итак, начнем сегодняшний урок. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма. Коммуникативные УУД: - умение слушать учителя к готовности к уроку. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 минуты | Слайд 1. Сегодня мы продолжаем изучение раздела “Обработка числовой информации”. Тема урока “Логические функции”. И для изучения новой темы мы с вами будем работать в парах с тем человеком, с которым вы сидите вместе. | | |
3 | Актуализация знаний. 10 минут | Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице. Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Первое задание вам нужно ответить на вопросы? (За правильный ответ выдаются жетоны). Давайте вспомним, что вы проходили на прошлых занятиях? (Работали с электронными таблицами: форматирование, работа с ячейками, записи в ячейках, занесение формул и др.) Для чего нужны электронные таблицы? (Для лучшего представления информации и для автоматического проведения расчётов.) Второе задание, (на интерактивной доске) вам необходимо отгадать кроссворд. | Ребята выполняют предложенные учителем задания и получают жетоны. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими Познавательные УУД: постановка и решение проблемы. Личностные УУД: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
4 | Первичное усвоение новых знаний. 5 минут | Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу. Слайд 2. Разработать таблицу, содержащую следующую информацию об абитуриентах: фамилия, оценки за экзамены по математике, русскому и иностранному языкам, сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет. Давайте обсудим, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы. После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рисунке. В ячейке С1 будет храниться значение проходного балла – 13. Формула в ячейке E3 вычисляет сумму баллов за три экзамена (воспользуемся встроенной функцией СУММ: =СУММ (B3:D3)). Эту формулу мы скопируем в ячейки E4:E6. А какую формулу надо задать в ячейке F3? Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания. Слайд 3: общий вид условной функции ЕСЛИ (; ; ). Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения , в противном случае – . Слайд 4: построение логических выражений (общий случай). Логические выражения строятся с помощью операций отношения (, = (больше или равно), (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ. Слайд 5: особенности записи логических операций в электронных таблицах. Записываем имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ) В круглых скобках перечисляются логические операнды. Пример: ЕСЛИ (ИЛИ(B5=10); "Да"; "Нет"). Вернемся к решению задачи 1: В ячейку E3 введём формулу: СУММ (B3:D3) и скопируем эту формулу в ячейки E4:E8. Условие, записанное с помощью логической операции И, можно расшифровать так: сумма баллов (E3) = проходному баллу (C1) И оценка за экзамен по математике (B3) 3. Если условие выполняется, то в клетке F3 будет отображаться текст «зачислен», в противном случае – «не зачислен». В ячейку F3 надо занести формулу =ЕСЛИ(И (E3=C1;B33); "зачислен"; "не зачислен"). Для проходного балла в формуле будет использоваться содержимое ячейки C1. Но так как значение ячейки C1 не меняется (проходной балл является одинаковым и неизменным для всех абитуриентов), то на эту ячейку необходимо сделать абсолютную ссылку. То есть наша формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(И (E3=$C$1;B33); "зачислен"; "не зачислен"). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки F4:F6. Формулы в столбике F после копирования будут выглядеть так: =ЕСЛИ(И (E4=$C$1;B43); "зачислен"; "не зачислен") =ЕСЛИ(И (E5=$C$1;B53); "зачислен"; "не зачислен") | Учащиеся решают задачу применяя полученные ранее знания.
Ученики слушают, записывают, читают, высказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: постановка и решение проблемы. Личностные УУД: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений Регулятивные УУД: - выполнять действие по заданному образцу, правилу. |
5 | Первичная проверка понимания 5 минут | Откроем учебник страница 116 пример 6 и рассмотрим задачу о приеме в школьную баскетбольную команду: ученик может быть принят в эту команду, если его рост не менее 170 см. Данные о претендентах (фамилия, рост) представлены в электронной таблице. А сейчас мы с вами перейдем за компютеры и решим еще одну задачу на использовании функции ИЛИ и И Слайд 6: простой пример с подробным объяснением учителя. Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет. Решение. Исходной информацией являются фамилии учеников, их возраст и рост. Готовим таблицу, представленную на рис. В ячейку D2 заносим формулу для определения, кто из учеников школы может заниматься в секции, а кто – нет: =ЕСЛИ(И(С2=160; D2 Таким образом, если оба условия выполняются (т.е. если рост ученика не менее 160 см и возраст не превышает 13 лет), то в ячейке D2 будет отображаться текст «Да», в противном случае – «Нет». | Учащиеся решают задачу применяя полученные ранее знания. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: постановка и решение проблемы. Личностные УУД: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений Регулятивные УУД: - выполнять действие по заданному образцу, правилу. |
6 | Физминутка 2 минуты | Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Ребята, встаньте из-за столов и выполняя задания следом за мной. Упражнения для расслабления глаз Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней Пробежаться глазками. (Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.) Упражнения для расслабления пальцев рук
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок.) Кто его открыть бы мог? (Пытаться разъединить руки.) Повертели, покрутили, Постучали и открыли. (Разъединить.) Упражнения общего воздействия для разных групп мышц
На березу галка села, (Присесть, руки к коленям.) С дерева потом слетела. (Встать, помахать руками.) На кровати спит Федот (Присесть, руки под щеку.) И с кровати не встает. (Встать, развести руки в стороны.) | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | Регулятивные УУД: выполнять действие по заданному образцу, правилу. Личностные УУД: уровень развития морального сознания: |
7 | Первичное закрепление 10 минут | Использование на уроке взаимообратных задач. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Для каждой пары я предлагаю отдельный маршрутный лист работы на уроке. Каждая пара учащихся должна поработать в трех указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока. Зона on-line (работы за компьютером) Перейдите интерактивный задачник Раздел «Логические функции в электронных таблицах» (119424), находящийся по адресу: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df847422-958d-48fd-8fe4-32de95e0aa0a/9_152.swf Выполнить задания в режимах «тренировка» и «зачет». 2. Зона групповой работы (за партами) Обсудите в группе и выполните задания, предложенные на карточке: Слайд 7 6 спортсменов – многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определённое количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме 100 и более очков. Сколько спортсменов получило звание мастера. Решение: В ячейки В2:F7 заносим результаты учеников по каждому виду спорта. В ячейку G2 - формулу =СУММ(B2:F2). Далее копируем эту формулу для ячеек GЗ:G7. В ячейку H2 – формулу =ЕСЛИ(G2=100;"мастер";"нет звания"). Таким образом, если условие, что общее количество очков больше или равно 100, выполняется для данного спортсмена, то в соответствующей ячейке столбца H будет отображаться текст «мастер», в противном случае – «нет звания». В ячейку I2 – формулу =ЕСЛИ(H2="мастер";1;0) . Таким образом, если условие, что спортсмен является мастером выполняется, то в соответствующей ячейке столбца I будет отображаться 1, в противном случае - 0. В ячейку I8 – формулу =СУММ(I2:I7). Таким образом, можно подсчитать общее количество спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта». | Получают маршрутный лист, знакомятся с ним. Выполняют задания в интерактивном тренажере в парах, обсуждают задания и записывают ответ. | Познавательные УУД: - применение полученных знаний при выполнение практической работы в табличном процессоре; - умение определять понятия, - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение монологической контекстной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Регулятивные УУД: -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; -умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - выполнять действие по заданному образцу, правилу; умение самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. |
8 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 5 минут | Зона работы с классом Обсуждение задания, которое выполняли в паре между одноклассниками, ответы на вопросы учителя. | Обсуждают выполненные задания, отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Регулятивные УУД: -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; -умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению минуты | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Выполнить домашнее вам будет необходимо с помощью стены https://padlet.com/dubinina2451/domashyu , на которой написаны два уровня задания. Ответы вы должны написать на ней же и прикрепить файл с решением задания. Задача (уровень 1). Каждому пушному зверьку от 1-го до 2-ч месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3-х кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра. Задача (уровень 2). Если вес пушного зверька в возрасте от 6-ти до 7-ми месяцев превышает 7 кг, то необходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколько килограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата. | Работа с дневниками | Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
10 | Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 минуты | Давайте оценим свою работу на уроке таким образом. Вам нужно ответить на анкету по адресу: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeV0CPg6FqEW0dQqUhaTAE5kMebrLwKPo38OsDXI-KRNeeHww/viewform | Ребята заполняют анкету | Регулятивные УУД: -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |