kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логические функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа прохождения курсов повышения квалификации  «Теория и практика преподавания информатики на базовом уровне в условиях перехода на ФГОС общего назначения»

Просмотр содержимого документа
«Логические функции»


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации


Кафедра информационных технологий









Технологическая карта урока по информатике в 9 классе согласно ФГОС по теме «Логические функции»



Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе

«Теория и практика преподавания информатики на базовом уровне в условиях перехода на ФГОС ОО »……






Исполнитель:

Дубинина Любовь Сергеевна,

преподаватель информатики

ГПОУ БПК


Руководитель:

Кирюхина Т.Л.



Кемерово 2016





Оглавление



Технологическая карта

Организационная структура урока









Технологическая карта



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика

Класс

9

УМК

авторская программа 5–9, учебник, рабочая тетрадь, электронные приложения и методические пособия для учителя

Тема урока

Логические функции 1 час (Тема: Обработка числовой информации (11 часов))

Место урока в изучаемой теме:

5 урок из 11

Тип урока

комбинированный

Цель урока

усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, диалог, ЦОР, маршрутный лист, презентация, работа с учебником, выполнение тренировочных заданий, работа с интерактивными тренажёрами, разноуровневые домашние задания.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умение использовать логические функции в табличном процессоре;

- применять полученные знания при выполнение практической работы в табличном процессоре;

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;

- навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства;

- навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

- навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- представление о сфере применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Цели и задачи урока

Дидактическая

Развивающая

Воспитательная

научить учащихся работать с логическими функциями в табличном процессоре MS Excel 2007 и применять их при решении задач.


развивать способность учащихся анализировать информацию;

развивать образное, критическое мышление;

развитие системного мышления.


воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.

Решаемые учебные проблемы

  1. повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с формулами;

  2. Сформировать умения использовать логические функции при решении задач.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга, абсолютная ссылка, относительная ссылка, смешанная ссылка, логические функции (ЕСЛИ, ИЛИ, И, СЧЕТЕСЛИ)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска; ПК учащихся.

Методическое назначение средств ИКТ

Показ презентации, демонстрация решения задач, выполнение практической работы на компьютере.

Аппаратное и программное обеспечение

Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Power Point 2007, Браузер Google Chrome, LearningApps.org

Образовательные интернет-ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Сайт "Методическая служба", http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

ЦОР Интерактивный задачник. Раздел «Логические формулы в электронных таблицах» (119424);

Список учебной и дополнительной литературы

Информатика: учебник 9 класса/Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, ФГОС, 2013.

Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса, МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, ФГОС , 2013.

Лазарев, Тимофей Васильевич. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с. – (Серия "Это – ты").



Организационная структура урока




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

(1 минута)

  • приветствие, фиксация отсутствующих;

  • проверка подготовленности классного помещения;

  • организация внимания учащихся.


Здравствуйте ребята!

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Проверьте, всё ли готово к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь на печатной основе, учебник, ручка, письменные принадлежности и дневник.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя к готовности к уроку.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 минуты


  • сообщение цели в виде проблемного задания. постановка перед уч-ся учебной проблемы;

  • деление на пары;

  • формулирование целевых установок урока и плана работы.

Слайд 1.

Сегодня мы продолжаем изучение раздела “Обработка числовой информации”. Тема урока “Логические функции”. И для изучения новой темы мы с вами будем работать в парах с тем человеком, с которым вы сидите вместе.

  • Учащиеся делятся на пары



3

Актуализация знаний.

10 минут


  • Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

  • Фронтальный опрос.

  • Отгадывание кроссворда

Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.

Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Первое задание вам нужно ответить на вопросы?

(За правильный ответ выдаются жетоны).

Давайте вспомним, что вы проходили на прошлых занятиях?

  1. (Работали с электронными таблицами: форматирование, работа с ячейками, записи в ячейках, занесение формул и др.)

  2. Для чего нужны электронные таблицы? (Для лучшего представления информации и для автоматического проведения расчётов.)

Второе задание, (на интерактивной доске) вам необходимо отгадать кроссворд.

Ребята выполняют предложенные учителем задания и получают жетоны.


Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы.

Личностные УУД:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений


4

Первичное усвоение новых знаний.

5 минут


  • Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и интерактивной доски.

  • Постановка проблемного вопроса.

Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

Слайд 2.

Разработать таблицу, содержащую следующую информацию об абитуриентах:

  • фамилия,

  • оценки за экзамены по математике, русскому и иностранному языкам,

  • сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет.

Давайте обсудим, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.

После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рисунке.

В ячейке С1 будет храниться значение проходного балла – 13. Формула в ячейке E3 вычисляет сумму баллов за три экзамена (воспользуемся встроенной функцией СУММ: =СУММ (B3:D3)). Эту формулу мы скопируем в ячейки E4:E6.


А какую формулу надо задать в ячейке F3?


Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.


Слайд 3: общий вид условной функции


ЕСЛИ (; ; ).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения , в противном случае – .


Слайд 4: построение логических выражений (общий случай).

Логические выражения строятся с помощью операций отношения (, = (больше или равно), (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.


Слайд 5: особенности записи логических операций в электронных таблицах.

Записываем имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ)

В круглых скобках перечисляются логические операнды.

Пример:

ЕСЛИ (ИЛИ(B5=10); "Да"; "Нет").


Вернемся к решению задачи 1:

В ячейку E3 введём формулу: СУММ (B3:D3) и скопируем эту формулу в ячейки E4:E8.

Условие, записанное с помощью логической операции И, можно расшифровать так: сумма баллов (E3) = проходному баллу (C1) И оценка за экзамен по математике (B3) 3. Если условие выполняется, то в клетке F3 будет отображаться текст «зачислен», в противном случае – «не зачислен».

В ячейку F3 надо занести формулу =ЕСЛИ(И (E3=C1;B33); "зачислен"; "не зачислен"). Для проходного балла в формуле будет использоваться содержимое ячейки C1. Но так как значение ячейки C1 не меняется (проходной балл является одинаковым и неизменным для всех абитуриентов), то на эту ячейку необходимо сделать абсолютную ссылку. То есть наша формула будет выглядеть так:

=ЕСЛИ(И (E3=$C$1;B33); "зачислен"; "не зачислен").


Далее надо скопировать эту формулу в ячейки F4:F6. Формулы в столбике F после копирования будут выглядеть так:

=ЕСЛИ(И (E4=$C$1;B43); "зачислен"; "не зачислен")

=ЕСЛИ(И (E5=$C$1;B53); "зачислен"; "не зачислен")

Учащиеся решают задачу применяя полученные ранее знания.































Ученики слушают, записывают, читают, высказывают свое мнение.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы.

Личностные УУД:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Регулятивные УУД:

- выполнять действие по заданному образцу, правилу.


5

Первичная проверка понимания

5 минут


  • Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов.

  • Работа с учебником.

  • Работа за компьютером.

Откроем учебник страница 116 пример 6 и рассмотрим задачу о приеме в школьную баскетбольную команду: ученик может быть принят в эту команду, если его рост не менее 170 см.

Данные о претендентах (фамилия, рост) представлены в электронной таблице.

А сейчас мы с вами перейдем за компютеры и решим еще одну задачу на использовании функции ИЛИ и И


Слайд 6: простой пример с подробным объяснением учителя.


Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет.

Решение.

Исходной информацией являются фамилии учеников, их возраст и рост. Готовим таблицу, представленную на рис.

В ячейку D2 заносим формулу для определения, кто из учеников школы может заниматься в секции, а кто – нет:

=ЕСЛИ(И(С2=160; D2

Таким образом, если оба условия выполняются (т.е. если рост ученика не менее 160 см и возраст не превышает 13 лет), то в ячейке D2 будет отображаться текст «Да», в противном случае – «Нет».

Учащиеся решают задачу применяя полученные ранее знания.


Коммуникативные УУД:

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы.

Личностные УУД:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Регулятивные УУД:

- выполнять действие по заданному образцу, правилу.


6

Физминутка

2 минуты

Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем.

Ребята, встаньте из-за столов и выполняя задания следом за мной.

Упражнения для расслабления глаз

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

(Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.)

Упражнения для расслабления пальцев рук

На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Пытаться разъединить руки.)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

(Разъединить.)

Упражнения общего воздействия для разных групп мышц

На березу галка села,

(Присесть, руки к коленям.)

С дерева потом слетела.

(Встать, помахать руками.)

На кровати спит Федот (Присесть, руки под щеку.)

И с кровати не встает.

(Встать, развести руки в стороны.)

Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз.

Регулятивные УУД: выполнять действие по заданному образцу, правилу.

Личностные УУД: уровень развития морального сознания:

7

Первичное закрепление

10 минут

  • Использование на уроке взаимообратных задач.

  • Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

  • Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.



Для каждой пары я предлагаю отдельный маршрутный лист работы на уроке.

Каждая пара учащихся должна поработать в трех указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока.

  1. Зона on-line (работы за компьютером)

  1. Перейдите интерактивный задачник Раздел «Логические функции в электронных таблицах» (119424), находящийся по адресу: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df847422-958d-48fd-8fe4-32de95e0aa0a/9_152.swf

  2. Выполнить задания в режимах «тренировка» и «зачет».


2. Зона групповой работы (за партами)

Обсудите в группе и выполните задания, предложенные на карточке:

Слайд 7

6 спортсменов – многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определённое количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме 100 и более очков. Сколько спортсменов получило звание мастера.

Решение: В ячейки В2:F7 заносим результаты учеников по каждому виду спорта. В ячейку G2 - формулу =СУММ(B2:F2). Далее копируем эту формулу для ячеек GЗ:G7.

В ячейку H2 – формулу =ЕСЛИ(G2=100;"мастер";"нет звания"). Таким образом, если условие, что общее количество очков больше или равно 100, выполняется для данного спортсмена, то в соответствующей ячейке столбца H будет отображаться текст «мастер», в противном случае – «нет звания».

В ячейку I2 – формулу =ЕСЛИ(H2="мастер";1;0) . Таким образом, если условие, что спортсмен является мастером выполняется, то в соответствующей ячейке столбца I будет отображаться 1, в противном случае - 0.

В ячейку I8 – формулу =СУММ(I2:I7). Таким образом, можно подсчитать общее количество спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта».

Получают маршрутный лист, знакомятся с ним.

Выполняют задания в интерактивном тренажере в парах, обсуждают задания и записывают ответ.


Познавательные УУД:

- применение полученных знаний при выполнение практической работы в табличном процессоре;

- умение определять понятия, - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;


- коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение монологической контекстной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


Регулятивные УУД:

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- выполнять действие по заданному образцу, правилу; умение самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.


8

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5 минут

  • Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

  • Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся


Зона работы с классом

Обсуждение задания, которое выполняли в паре между одноклассниками, ответы на вопросы учителя.


Обсуждают выполненные задания, отвечают на вопросы


Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Регулятивные УУД:

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. минуты


Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

  • информация о д/з;

  • мотивирование выполнения д/з;

  • инструктаж по выполнению д/з;


Выполнить домашнее вам будет необходимо с помощью стены https://padlet.com/dubinina2451/domashyu , на которой написаны два уровня задания. Ответы вы должны написать на ней же и прикрепить файл с решением задания.


Задача (уровень 1). Каждому пушному зверьку от 1-го до 2-ч месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3-х кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.

Задача (уровень 2). Если вес пушного зверька в возрасте от 6-ти до 7-ми месяцев превышает 7 кг, то необходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколько килограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата.

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

10

Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 минуты


  • обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

  • Рефлексия в форме «Вагончик»


Давайте оценим свою работу на уроке таким образом. Вам нужно ответить на анкету по адресу: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeV0CPg6FqEW0dQqUhaTAE5kMebrLwKPo38OsDXI-KRNeeHww/viewform


Ребята заполняют анкету

Регулятивные УУД:

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Личностные УУД:

-рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Логические функции

Автор: Дубинина Любовь Сергеевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 436012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация на тему: "Логические функции" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-na-tiemu-loghichieskiie-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "103410"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402583940"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок информатики по теме "Данные и логические функции" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-informatiki-po-tiemie-dannyie-i-loghichieskiie-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "119299"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413381042"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Разработка урока: Моделирование условных вычислений в табличном процессоре с помощью условного форматирования и логических функций."
    ["seo_title"] => string(149) "razrabotka-uroka-modielirovaniie-uslovnykh-vychislienii-v-tablichnom-protsiessorie-s-pomoshch-iu-uslovnogho-formatirovaniia-i-loghichieskikh-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "260147"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448900012"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Основные понятия логики, логические функции"
    ["seo_title"] => string(47) "osnovnyieponiatiialoghikiloghichieskiiefunktsii"
    ["file_id"] => string(6) "265278"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449899400"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Логические функции в Excel"
    ["seo_title"] => string(31) "loghichieskiie_funktsii_v_excel"
    ["file_id"] => string(6) "363262"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480303293"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства