Тип урока: урок постановки учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний о графических моделях; формировать умение использовать графические модели для решения задач. |
Планируемые результаты |
Предметные: научится преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальной потерей информации. | Метапредметные: Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность; Регулятивные – выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; владеть основами самоконтроля; самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора. Коммуникативные – организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Личностные: Формирование ценностного отношения к учению и результатам обучения; уважительно-доброжелательное отношения к людям |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируют способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I Организа-ционный момент | Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт в классе атмосферу психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам информатики! – Что бы вы поменяли в организации наших уроков? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируются на работе на уроке. Приём «Я контролирую свои мысли». – Я на уроке ... (информатики). – Я сосредотачиваюсь на уроке изучении ... (информатики). – Мне нужно перестать думать о ... – Мои мысли только о ... (информатике). | Формируют навыки само- организации |
II Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка цели и задач урока | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении понятия «информационная модель» Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о графических информационных моделях? Формирует учебную задачу: – Иследовать использование графических информационных моделей. | Выступают перед классом или в группе. – Я теперь лучше понимаю.... – Я осознал ... –Мне теперь ясно... | Развивают навыки целеполагания. |
III Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас сегодня ожидается на уроке? – Чему нужно научиться на уроке? | Записывают в тетрадь тему урока. Учувствуют в формировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «графическая информационная модель»; – научится создавать графические информационные модели. | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что я намерен делать сегодня на уроке – Хочу ли я знать о графических информационных моделях? – Почему для меня важно знать как можно больше о графических информационных моделях? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. При необходимости просят учителя оказать мотивационную помощь. Создают усилия для успешной учебной деятельности. | Выражают свои мысли. Развивают навыки само- мотивации |
V Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организовывает обсуждение проблемного вопроса: –Как можно наглядно отобразить определенный объект? Предлагает проанализировать определение понятий «Схема», «чертеж», «график», «диаграмма». Объясняет учащимся что если некоторые объекты изобразить вершинами, а связи между ними - линиями, то мы получим информационную модель в виде графа. Предлагает проанализировать информацию и больше узнать о графах. Поясняет, что графы как информационные модели находят широкое применение во многих сферах нашей жизни. Приводит примеры использования графов в строительстве и планировании транспортных маршрутов. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы. Планируют свою исследовательскую деятельность Анализируют определения. Заполняют таблицу Определение | Ключевые слова | Я не понимаю... | Чертёж – это условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом моделирования | Графическое изображение, соотношение размеров | | Диаграмма – это графическое изображение, которое дает наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений | Наглядное представление, изменение значений | | График – это графическое изображение, которое отображает зависимость одной величины от другой, динамику какого-либо процесса в течение какого-либо периода и много другое | Графическое изображение, характер зависимости | | Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы | Структура сложной системы, | | Делают записи в тетради. Задают уточняющие вопросы. Анализируют информацию: определяют, что им непонятно и формируют вопросы. Делают записи в тетради. Задают учителю уточняющие вопросы. Совместно с учителем анализируют примеры решения задач, которые приведены в учебнике. | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Проводят иследование |
VI Закрепление изученного материала | Организовывает самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создаёт условие для повторного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос | Не знают ответа на вопрос | Какие информационные модели относятся к графам? | + | | Что такое граф? | + | | Какой граф называется не ориентированным? | + | | Как графы помогают решать задачи? | + | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю. | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII Выполнение задания | Задание 1. На пришкольном участке растут 8 деревьев: яблоня, тополь, береза, рябина, дуб, клен, лиственница и сосна. Рябина выше лиственницы, яблоня выше клена, дуб ниже березы, но выше сосны, сосна выше рябины, береза ниже тополя, а лиственница выше яблони. Расположите деревья от самого низкого к самому высокому. Задание 2. Сколько трёхзначных чисел можно записать с помощью цифр 2, 4, 6 и 8 при условии, что в записи числа не должно быть одинаковых цифр? | Решение: Вершины графа - это деревья, обозначенный первой буквой названия дерева. В данной задача два отношения: “быть ниже” и “быть выше”. Рассмотрим отношение “быть ниже” и проведем стрелки от более низкого дерева к более высокому. Если в задаче сказано, что рябина выше лиственницы, то стрелку ставим от лиственницы к рябине и т.д. Получаем граф, на котором видно, что самое низкое дерево – клен, затем идут яблоня, лиственница, рябина, сосна, дуб, береза и тополь. Эти числа в порядке возрастания: 246, 248, 264, 268, 284, 286, 426, 428, 462, 468, 482, 486, 624, 628, 642, 648, 682, 684, 824, 826, 842, 846, 862, 864. Ответ: 24 трехзначных числа. | Самостоятельно Принимают решение |
VIII Подведение итогов урока Рефлексия. | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Каковы мои достижения на уроке? – С какими трудностями я столкнулся при изучении процесса передачи информации? – Что у меня получилось лучше всего? – Какой информацией мне хочется поделится с друзьями, родителями? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексируют. | Отслеживают цель учебной деятельности |
VIII Домашнее задание | Учебник § 1.3 Помогает выбрать задание из учебника. | Выбирает, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самооценки самоорганиза-ции. |